Развитие педагогической профессии в XXI веке. Профессиональный идеал современного учителя

В последние десятилетия в России произошли серьезные изменения социо- культурной ситуации, которые оказали существенное влияние на проблему подготовки педагогических кадров. На вопросах подготовки педагогических кадров в Российской Федерации акцентировано внимание в документах, принятых, прежде всего, на федеральном уровне: Федеральные государственные образовательные стандарты3, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года с внесенными изменениями 2016-2017 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (которая включает в себя «Распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р «об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»)5, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, Профессиональный стандарт педагога6, Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации»

В этих документах сформулированы требования, предъявляемые как к профессионально-педагогической деятельности (задачи, компетенции), так и к личности педагога, в связи с этим функции педагога, направленные на установление социального взаимодействия с субъектами расширенного образовательного пространства, становятся особенно значимыми. Будущим педагогам для успешного выполнения новых функций профессионально-педагогической деятельности необходимо развивать социально значимые качества личности и формировать компетенцию социального взаимодействия.

Анализ мировых тенденций в области образования, в данном случае профессионально-педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам педагога.

По мнению В.И. Андреева7 основными проблемами, с которыми столкнулись учителя нового тысячелетия, это:

• всё более сложные, постоянно усложняющиеся проблемы повышения качества образования, гарантирование высокого уровня образовательных стандартов, с чем сможет справиться лишь учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью;

• учителю часто самому предстоит ставить и решать творческие и исследовательские задачи, то есть возрастает роль и значение творческих, исследовательских способностей учителя. Таким образом, учитель будущего должен быть непременно творческой личностью;

• всё усложняющиеся проблемы воспитания потребуют от учителя более высокого уровня интеллигентности, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала учителя;

• учителю XXI века предстоит непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей предметной деятельности, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям;

• учителю третьего тысячелетия нужно решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что потребует от учителя значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

XXI век - век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в этой области и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

На уроке ученик и учитель - сотрудники. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Главный работник на уроке - ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Поэтому в настоящее время в деятельности учителей все более широкое распространение получает использование современных информационных технологий. За последние 10—15 лет компьютеризация образования из мечты стала явью. Как на учителя, так и на учащихся обрушился огромный информационный поток, требующий умелого и грамотного выбора того, что необходимо как для ученика, так и для учителя. В качестве основных проблем в сфере организации образования и учительского труда (в частности, с использованием информационных технологий) можно выделить следующие:

1. Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать, как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе, — с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе — с другой.

2. Создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса.

3. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.

4. Подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист. Ведущими задачами педагога нового типа являются:

Создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

Учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; Коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка, помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века:

- Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.

- Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.

- Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.

- Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.

- Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.

В непрерывно изменяющемся современном обществе так же большое значение приобрел высокий профессионализм и профессиональная компетентность. Это напрямую касается и работников сферы дополнительного образования, поскольку, во-первых, педагоги прежде всего сами должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности и, во-вторых, образование всегда было и продолжает оставаться направленным на всестороннее развитие личности с целью подготовки ее к активному и эффективному участию в общественном производстве с наибольшей пользой для себя и для общества в целом.

Понятие «компетентность» (лат. competentia, отcompeto–совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».

«Компетентный» в своем деле человек (от лат. Competents-соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный»

Авторы, такие как, А.С. Роботова, В.В. Нестеров, Белкин А. и др., выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

• когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

• психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);

• коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

• риторическая (профессиональная культура речи);

• профессионально-информационная (мониторинговая культура).

Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и обще-профессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: