Методические указания

Задания:

1. Изучение и анализ модели женского костюма в соответствии с индивиду­альным заданием.

2. Подбор соответствующей базовой силуэтной основы, ее уточнение и изме­нение.

3. Перенос модельных особенностей с эскиза на чертеж конструкции, разра­ботка чертежа модельной конструкции.

4. Проверка правильности разработки чертежа конструкции модели женского комплекта.

Изучение модели заключается в выявлении ее особенностей и определении от­клонений от базовой основы.

До разработки чертежа важно иметь представление о форме проектируе­мых деталей и конфигурации конструктивных линий модели. Так как способ­ность «читать конструкцию» по изображению модели обычно приходит с опы­том работы, для начала можно использовать следующие вспомогательные при­емы. На эскизе (фотографии) намечается центральная линия. В зависимости от постановки фигуры она может быть прямой или изогнутой. Затем на ней опре­деляется положении линий груди, талии, бедер. Если они отчетливо не выявле­ны. то их положение можно определить с помощью модуля, приняв за модуль высот}’ головы от макушки до подбородка.

 


 

Эскиз модели.

 

Условно - пропорциональная реальная фигура человека высокого роста состоит из восьми таких модулей. Что же касается стилизованного эскизного изобра­жения фигуры, то ее рост, как правило, включает более восьми модулей, в ос­новном за счет удлинения ног. Установлено, что на эскизах разных авторов торс чаще всего близок к естественным пропорциям. Поэтому в соответствии с пропорциями реальной фигуры на эскизе можно определить уровень груди на расстоянии двух модулей от макушки, уровень талии- одного модуля от уровня груди, уровень бедер- одного модуля от уровня талии. Линия локтя опущенной руки и линия талии находятся на одном уровне. Это важно иметь в виду для определения длины и формы рукава. Конструктивные линии талии, груди, бе­дер проводятся перпендикулярно центральной. Для анализа глубины выреза горловины и формы воротника следует установить на рисунке место располо­жения яремной впадины. Она находится выше линии груди на расстоянии, примерно равном половине модуля. Однако не всегда удается воспользоваться размером головы в качестве модуля. При намеренно стилизованном изображе­нии головы за модуль можно принять расстояние от талии до груди либо от та­лии до бедер, смотря какие из конструктивных уровней на эскизе изображены отчетливее.

Необходимо определить пропорции- длину и соотношение длин отдельных участков, объемов (на уровнях линии груди, талин, бедер, низа) и ширины (плечевых срезов, спинки, переда) изделия. Это поможет уточнить расположе­ние, направление и конфигурацию конструктивных и декоративных линий. Чтобы уточнить силуэтное решение в изделиях с рукавами, полезно наглядно представить соотношение ширины изделия на фигуре на уровнях бедер и плеч. Для этого на эскизе точки силуэтного контура изделия на уровне бедер и точки перехода от плеча к рукаву соединяют прямыми так, чтобы выделенная часть изделия оказалась заключенной в четырехугольник.

В условно- пропорциональной женской фигуре ширина на уровне бедер при­мерно равна ширине на уровне плеч, т.е. торс вписывается в прямоугольник. Если же, например, в приталенном силуэте образовавшаяся геометрическая фи- гура- трапеция с большим основанием вверху, то акцентируется плечевой пояс. В этом случае конструктивное решение должно обеспечить удлинение и вы­прямление плечевой линии и способы ее фиксации (плечевые накладки, подо- катники и др.), если получается трапеция с большим основанием внизу, то необходимо использовать приемы, расширяющие форму изделия по линии бе­дер (увеличение прибавки на свободу облегания, проектирование сборок, скла­док и т.д.).

Итак, в результате нанесения на изображение модели всех указанных выше ли­нии получается вспомогательная сетка, с помощью которой более наглядно можно представить особенности силуэтной формы модели в целом и точнее определить расположение, пропорции и размеры деталей и отделочных эле­ментов. Кроме того, полезно выработать привычку анализировать форму про­ектируемой модели, представляя, как она выглядит с разных сторон, в том чис­ле и сверху, на разных уровнях. Горизонтальные сечения стана или рукава по форме могут приближаться к кругу, овалу, прямоугольнику с выраженными или сглаженными углами и т.д. желательно определить степень сосредоточения объема и облегания на различных участках. Так, объем может быть преоблада­юще отнесенным к спинке, а прпталенность- быть более выразительной спере­ди или сбоку; расклешенность может быть равномерной или нет и т.д. следует обратить внимание на то, как форма и размеры отдельных деталей (рукавов, воротника, пояса, кармана п др.) влияют на форму и пропорции одежды, и по­стараться воплотить это в конструкции.

В результате анализа определяется, какие конструктивные и технологические решения обеспечат требуемую форму.

Для проведения анализа студенты переводят на кальку изображение модели в соответствии с индивидуальным заданием (варианты моделей женских платьев представлены в приложении: номер варианта соответствует порядковому номе­ру студента в журнале).

На полученную копню эскиза наносят вертикальную линию симметрии и основные горизонтали (линии плеч, груди, талии, бедер, коленей), помня о том, что при изображении фигуры в повороте ось симметрии смещается и не пред­ставляет собой прямую линию, горизонтальные сечения фронтального изобра­жения перестают быть параллельными.

При анализе модели устанавливают силуэт, покрой изделия, вид материа­ла: ширину изделия по линиям груди, талии, бедер и низа; длину рукава и его ширину вверху и внизу; длину и ширину воротника: кол - во и расположение петель и пуговиц и т.п. Все эти данные фиксируют в тетради.

Затем выясняют, каким образом создана выпуклость изделия в области груди и лопаток.

Следует помнить, что для создания четких, строгих форм изделия обычно используют конструктивно - декоративные швы (вытачки, рельефы, кокетки, заутюженные складки и т.п.) для создания мягких форм - сборки, драпировки и

Для правильного воспроизведения формы модели следует продумать ее конструктивное решение и восстановить плохо заметные швы и вытачки с уче­том модного членения формы.

Размеры и расположение конструктивных элементов в дальнейшем определя­ют, ориентируясь на положение вспомогательных линий и используя вычис­ленный масштаб рисунка.


 



Контрольные вопросы

1.Назвать порядок изучения модели?

2. Как намечается вспомогательная сетка для прочтения модельных особенностей?

3.Что необходимо установить при анализе модели?

Отчет о работе:

1.Представить отчет в виде 1 чертежа МК комплекта в масштабе 1:1 и макета.

1. Произвести сравнительный анализ результатов работы, сформулировать выводы.

Критерии оценки:

• Оценка 5 “отлично” ставится при условии выполнения чертежей конструкций практического задания без погрешностей, ответа на теоретические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции.

• Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения всего чертежа конструкции и наличии 1 -2 погрешностей в построении, недостаточно аргументированном ответе на вопросы преподавателя.

• Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении чертежа конструкции, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.

• Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в чертеже конструкции практического задания, ошибках при ответах на вопросы преподавателя при защите работы.

Рекомендуемая литература:

1. Конструирование женской одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. И. Трутченко, О. Н. Каратова, А. В. Пантелеева [и др.]; под ред. Л. И. Трутченко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 392 c. — 978-985-06-1794-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20267.html

2. Фот, Ж. А. Дизайн-проектирование изделий сложных форм [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — 134 c. — 978-5-8149-2409-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78429.html

3. Махоткина, Л. Ю. Конструирование плечевой и поясной одежды по ЕМКО СЭВ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. — 91 c. — 978-5-7882-1808-3. — Режим доступа:

4. Избранные главы конструирования одежды. Системы конструирования одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова, Л. Р. Фатхуллина, Р. В. Коваленко. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1899-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61846.html

5. Макленкова, С. Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум / С. Ю. Макленкова, И. В. Максимкина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c. — 978-5-4263-0593-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html

 


6.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: