Задания:
1. Изучение и анализ модели женского костюма в соответствии с индивидуальным заданием.
2. Подбор соответствующей базовой силуэтной основы, ее уточнение и изменение.
3. Перенос модельных особенностей с эскиза на чертеж конструкции, разработка чертежа модельной конструкции.
4. Проверка правильности разработки чертежа конструкции модели женского комплекта.
Изучение модели заключается в выявлении ее особенностей и определении отклонений от базовой основы.
До разработки чертежа важно иметь представление о форме проектируемых деталей и конфигурации конструктивных линий модели. Так как способность «читать конструкцию» по изображению модели обычно приходит с опытом работы, для начала можно использовать следующие вспомогательные приемы. На эскизе (фотографии) намечается центральная линия. В зависимости от постановки фигуры она может быть прямой или изогнутой. Затем на ней определяется положении линий груди, талии, бедер. Если они отчетливо не выявлены. то их положение можно определить с помощью модуля, приняв за модуль высот}’ головы от макушки до подбородка.
|
|
Эскиз модели.
Условно - пропорциональная реальная фигура человека высокого роста состоит из восьми таких модулей. Что же касается стилизованного эскизного изображения фигуры, то ее рост, как правило, включает более восьми модулей, в основном за счет удлинения ног. Установлено, что на эскизах разных авторов торс чаще всего близок к естественным пропорциям. Поэтому в соответствии с пропорциями реальной фигуры на эскизе можно определить уровень груди на расстоянии двух модулей от макушки, уровень талии- одного модуля от уровня груди, уровень бедер- одного модуля от уровня талии. Линия локтя опущенной руки и линия талии находятся на одном уровне. Это важно иметь в виду для определения длины и формы рукава. Конструктивные линии талии, груди, бедер проводятся перпендикулярно центральной. Для анализа глубины выреза горловины и формы воротника следует установить на рисунке место расположения яремной впадины. Она находится выше линии груди на расстоянии, примерно равном половине модуля. Однако не всегда удается воспользоваться размером головы в качестве модуля. При намеренно стилизованном изображении головы за модуль можно принять расстояние от талии до груди либо от талии до бедер, смотря какие из конструктивных уровней на эскизе изображены отчетливее.
Необходимо определить пропорции- длину и соотношение длин отдельных участков, объемов (на уровнях линии груди, талин, бедер, низа) и ширины (плечевых срезов, спинки, переда) изделия. Это поможет уточнить расположение, направление и конфигурацию конструктивных и декоративных линий. Чтобы уточнить силуэтное решение в изделиях с рукавами, полезно наглядно представить соотношение ширины изделия на фигуре на уровнях бедер и плеч. Для этого на эскизе точки силуэтного контура изделия на уровне бедер и точки перехода от плеча к рукаву соединяют прямыми так, чтобы выделенная часть изделия оказалась заключенной в четырехугольник.
|
|
В условно- пропорциональной женской фигуре ширина на уровне бедер примерно равна ширине на уровне плеч, т.е. торс вписывается в прямоугольник. Если же, например, в приталенном силуэте образовавшаяся геометрическая фи- гура- трапеция с большим основанием вверху, то акцентируется плечевой пояс. В этом случае конструктивное решение должно обеспечить удлинение и выпрямление плечевой линии и способы ее фиксации (плечевые накладки, подо- катники и др.), если получается трапеция с большим основанием внизу, то необходимо использовать приемы, расширяющие форму изделия по линии бедер (увеличение прибавки на свободу облегания, проектирование сборок, складок и т.д.).
Итак, в результате нанесения на изображение модели всех указанных выше линии получается вспомогательная сетка, с помощью которой более наглядно можно представить особенности силуэтной формы модели в целом и точнее определить расположение, пропорции и размеры деталей и отделочных элементов. Кроме того, полезно выработать привычку анализировать форму проектируемой модели, представляя, как она выглядит с разных сторон, в том числе и сверху, на разных уровнях. Горизонтальные сечения стана или рукава по форме могут приближаться к кругу, овалу, прямоугольнику с выраженными или сглаженными углами и т.д. желательно определить степень сосредоточения объема и облегания на различных участках. Так, объем может быть преобладающе отнесенным к спинке, а прпталенность- быть более выразительной спереди или сбоку; расклешенность может быть равномерной или нет и т.д. следует обратить внимание на то, как форма и размеры отдельных деталей (рукавов, воротника, пояса, кармана п др.) влияют на форму и пропорции одежды, и постараться воплотить это в конструкции.
В результате анализа определяется, какие конструктивные и технологические решения обеспечат требуемую форму.
Для проведения анализа студенты переводят на кальку изображение модели в соответствии с индивидуальным заданием (варианты моделей женских платьев представлены в приложении: номер варианта соответствует порядковому номеру студента в журнале).
На полученную копню эскиза наносят вертикальную линию симметрии и основные горизонтали (линии плеч, груди, талии, бедер, коленей), помня о том, что при изображении фигуры в повороте ось симметрии смещается и не представляет собой прямую линию, горизонтальные сечения фронтального изображения перестают быть параллельными.
При анализе модели устанавливают силуэт, покрой изделия, вид материала: ширину изделия по линиям груди, талии, бедер и низа; длину рукава и его ширину вверху и внизу; длину и ширину воротника: кол - во и расположение петель и пуговиц и т.п. Все эти данные фиксируют в тетради.
Затем выясняют, каким образом создана выпуклость изделия в области груди и лопаток.
Следует помнить, что для создания четких, строгих форм изделия обычно используют конструктивно - декоративные швы (вытачки, рельефы, кокетки, заутюженные складки и т.п.) для создания мягких форм - сборки, драпировки и
Для правильного воспроизведения формы модели следует продумать ее конструктивное решение и восстановить плохо заметные швы и вытачки с учетом модного членения формы.
Размеры и расположение конструктивных элементов в дальнейшем определяют, ориентируясь на положение вспомогательных линий и используя вычисленный масштаб рисунка.
|
|
Контрольные вопросы
1.Назвать порядок изучения модели?
2. Как намечается вспомогательная сетка для прочтения модельных особенностей?
3.Что необходимо установить при анализе модели?
Отчет о работе:
1.Представить отчет в виде 1 чертежа МК комплекта в масштабе 1:1 и макета.
1. Произвести сравнительный анализ результатов работы, сформулировать выводы.
Критерии оценки:
• Оценка 5 “отлично” ставится при условии выполнения чертежей конструкций практического задания без погрешностей, ответа на теоретические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции.
• Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения всего чертежа конструкции и наличии 1 -2 погрешностей в построении, недостаточно аргументированном ответе на вопросы преподавателя.
• Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении чертежа конструкции, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.
• Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в чертеже конструкции практического задания, ошибках при ответах на вопросы преподавателя при защите работы.
Рекомендуемая литература:
1. Конструирование женской одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. И. Трутченко, О. Н. Каратова, А. В. Пантелеева [и др.]; под ред. Л. И. Трутченко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 392 c. — 978-985-06-1794-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20267.html
2. Фот, Ж. А. Дизайн-проектирование изделий сложных форм [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — 134 c. — 978-5-8149-2409-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78429.html
3. Махоткина, Л. Ю. Конструирование плечевой и поясной одежды по ЕМКО СЭВ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. — 91 c. — 978-5-7882-1808-3. — Режим доступа:
|
|
4. Избранные главы конструирования одежды. Системы конструирования одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова, Л. Р. Фатхуллина, Р. В. Коваленко. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1899-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61846.html
5. Макленкова, С. Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум / С. Ю. Макленкова, И. В. Максимкина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c. — 978-5-4263-0593-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html
6.