Лекция №1. «Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, вожатой».
Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
Классный руководитель осуществляет управление развитием образования и формированием личности в тесном взаимодействии с другими специалистами: социальным педагогом, психологом, вожатой и др.
Цель взаимодействия с социальным педагогом, психологом, вожатым – создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности школьника.
Объектами взаимодействия классного руководителя и социального педагога являются:
- педагогический мониторинг на всех этапах организации целостного педагогического процесса;
- организаторская деятельность в части оптимального выбора форм, методов, средств целостного педагогического процесса; координация основных институтов социализации личности (семьи, учреждений дополнительного образования, детских юношеских организаций, функционирующих вне школы, и пр.); координация влияний «улицы», соседей, приятелей и пр.;
- гностическая деятельность в части определения роли и значимости в развитии личности институтов социализации, ученического коллектива, процесса обучения и др.
Выделяют несколько ведущих направлений сотрудничества классного руководителя с социальным педагогом:
- социально-педагогическое обследование ребенка;
- организация воспитательного воздействия на «трудного» ребенка, детей «группы риска»;
- взаимодействие с семьей учащихся;
- поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
- сбор документов для направления школьников в специальные воспитательно-профилактические учреждения;
- организация специальных консультаций для родителей, учащихся, педагогов др.;
- разработка социальных проектов.
При решении этих и других вопросов классный руководитель выступает связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. Именно на него поступает «заказ» на специальную деятельность социального педагога. Как правило, классный руководитель обращается к специалисту тогда, когда собственная педагогическая деятельность по вышеуказанным направлениям не приносит желаемого результата. В разработке социальных проектов ведущая роль принадлежит социальному педагогу.
К формам совместной работы классного руководителя и социального педагога относятся: акты педагогического мониторинга, совместные консультации, семинары для детей и родителей; совместное проведение родительских собраний, привлечение детей, родителей к социальному проектированию и др.
Основными направлениями работы классного руководителя с психологом являются:
- педагогический мониторинг психического развития школьника;
-педагогический мониторинг физического развития соответственно возрасту школьника;
- педагогический мониторинг развития индивидуальных особенностей школьника;
- психолого-педагогическая поддержка детей в различных жизненных ситуациях (при необходимости);
- психолого-педагогическая помощь в выборе жизненного (профессионального) пути и др.
В решении этих и других вопросов ведущая роль принадлежит классному руководителю.
К формам совместной работы с психологом относятся: акты педагогического мониторинга, совместные специальные консультации для детей, родителей, предметников, психолого-педагогические консилиумы, совместное проведение малых педсоветов, совместная организация тренингов в «комнате психологической разгрузки» и др.
Среди ведущих направлений содержания работы классного руководителя с вожатой можно назвать:
- коллективное планирование дел, акций, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;
- текущая организаторская деятельность детских и юношеских организаций;
- коллективный анализ деятельности детских и юношеских организаций, объединений;
- подготовка и проведение различных коллективных творческих дел, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;
- разъяснительная работа о необходимости общественной деятельности как средства формирования социальной активности школьников.
В решении этих задач ведущая роль принадлежит вожатой. Классный руководитель лишь помогает ей при необходимости, не вмешиваясь в дела самодеятельных детских организаций.
Формы совместной работы с вожатой: проведение сборов-стартов, «разведки дел и друзей» и др.; заполнение анкет-предложений; проведение общих сборов «по тревоге», десантов, смотров дружбы и другой текущей организаторской деятельности детских и юношеских организаций и объединений, «огоньков»; заполнение анкет оценки и других форм коллективного анализа деятельности детских и юношеских организаций и объединений; проведение творческой учебы активистов и др.
Все эти мероприятия организуются и проводятся вожатой. Классный руководитель включается в работу лишь по ее «запросу», по мере необходимости.
Задание 2.
1. Изучите материалы лекции «Гностическая деятельность классного руководителя».
2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:
1) В каких направлениях ведётся анализ полученных данных педагогического процесса?
2) Коадаптивное мастерство – это … (найдите значение этого понятия).
3) Медиаобразованность – это … (найдите значение этого понятия).
Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя
Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.
Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.
Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.
Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.
Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:
- установление готовности к усвоению нового;
- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;
- выявление ошибок и трудностей в деятельности;
- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.
Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.
Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).
По нашему глубокому убеждению, воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить («воспитан» - «невоспитан»; уровень: низкий – средний – высокий, ли низкий – условно средний – средний – условно высокий – высокий, или минимальный – достаточный - продвинутый).
Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.
Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.
Сравнивая результаты по конкретным показателям (определенным «Программой воспитания», ФГОС, нормами возрастного развития), классный руководитель ставит новые конкретные задачи по достижению цели.
Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.
Приступая к анализу собственной педагогической деятельности своих коллег, классный руководитель должен избрать эталон (модель «Я - идеальное»), по которому можно определить степень своей компетентности.
Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.
1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:
а) индивидуальные свойства:
- тип высшей нервной деятельности;
- тип темперамента;
- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);
- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);
б) психические свойства:
- особенности когнитивного стиля (тип мышления);
- социальные установки, способности (общие и педагогические);
- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);
- личная структура;
в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;
г) волевая сфера:
- выбор мотивов и целей;
- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;
- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;
д) коммуникативная сфера и др.
2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.
3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).
Модель классного руководителя, представленная на рис.1, также может быть положена в основу анализа собственного «Я». При этом, учитывая невозможность изучения (а затем и совершенствования) всех потенциальных возможностей личности, классный руководитель сознательно избирает для анализа доминантные характеристики современного педагога.
Личность
классного руководителя
Мобильность Конкурентоспособность Коммуникабельность
(деловое общение)
Коадаптивное Исследовательская Медиаобразованность
мастерство компетентность