ДАТА СДАЧИ ПРОЕКТА: 26 МАЯ ДО 16:00
ОБРАЗЕЦ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Тема проекта: «Баба Яга- ведьма или богиня?»
I.Введение
Актуальность проекта: Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи:
1) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
2) Изучить некоторые традиции русского народа.
Методы исследования:
1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).
2) Работа с Интернет- ресурсами.
3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).
II. Практическая часть
Баба Яга-это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой.
Многие говорят, что Баба Яга – ведьма. Я обратилась к большой советской энциклопедии и узнала что Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным.
Другие имена Яги вы видите на слайде.
Проанализировав множество сказок с участием Бабы Яги можно предположить что она Ведьма, потому что:
· Она всем вредит.
· Создает на пути трудности.
· Похищает детей.
· Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
· У неё страшный вид.
Исходя из этого я узнала, что Баба Яга - одноногое божество -божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое);
Баба Яга – змея -человекоподобное существо со змеиным хвостом;
Баба Яга - вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.
Я предполагаю что Баба Яга все таки не такой уж отрицательный персонаж в сказках. И мы решили узнать кто же такая богиня, обратившись к советской энциклопедии.
Мы выяснили что Бог - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.
Просмотрев ряд мультфильмов и сказок, а также изучив некоторые материалы о некоторых традициях русского народа, я пришла к мыслям что, Баба Яга может быть богиней, потому что она Умеет делать волшебство.
· Указывает герою дорогу.
· Дает добрые советы.
· Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.
· Её боятся отрицательные персонажи.
В доказательство этому представляю вам иллюстрации, взятые из сказок и мультфильмов.
Выводы по результатам исследования:
1. Так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она—богиня леса, БЕРЕГИНЯ леса и природы.
2. Баба Яга могла лечить людей—она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их ПЕСТОМ в СТУПЕ и делала отвары. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в ПЕЧИ. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.
3. Баба Яга— древняя славянская БОГИНЯ.
Список использованной литературы:
1.Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.
4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса
В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.
Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.
Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.
Античная мифология
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Пословица не даром молвится
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
Сказка ложь, да в ней намек
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка
Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Крылов Иван Андреевич
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
Лесков Николай Семёнович
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.