Понятие «педагогическая технология»
Особенность ФГОС общего образованияявляется их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует принципиального изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологи обучения.
Существует несколько определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов)
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
|
|
Педагогические технологии:
· Информационно – коммуникационная технология
· Технология развития критического мышления
· Проектная технология
· Технология развивающего обучения
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология проблемного обучения
· Игровые технологии
· Модульная технология
· Технология мастерских
· Кейс – технология
· Технология интегрированного обучения
· Педагогика сотрудничества
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии.
· Традиционные технологии (классно-урочная система)
Краткая характеристика педагогических технологий (выборочно).
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
При реализации ИКТ решаются следующие задачи:
· использование информационные - коммуникационных технологий в учебном процессе;
· формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;
· формирование и развитие коммуникативной компетенции;
· создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
Применение ИКТ – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
|
|
Технология критического мышления
Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
этап вызова: из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
этап осмысления: ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно и уверенно.
Проектная технология
Метод проектов возник в 20-е гг. XX в. в США. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкогов 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в 1980-х – 90-х годах в связи с реформированием школьного образования.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Она учит анализировать конкретную проблему или задачу. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучениемпонимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно
Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения (смотреть материал в таблице «Виды обучения», раздел Теория обучения)
|
|
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.