Асеева Д.В.
Исследовательская деятельность
По русскому языку в 5-7 классах.
Практика организации.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ
КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
Методический кабинет
АСЕЕВА Д.В.
Исследовательская деятельность по русскому языку
В 5 – 7 классах. практика организации.
Учебно-методическое пособие
Оренбург, 2017
ББК 74.268.19=411.2
УДК 372.881.161.1
А 90
Автор-составитель:
Асеева Д.В., к.п.н., преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища
Рецензент:
Кулаева Г.М., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Асеева, Д.В.,
Исследовательская деятельность по русскому языку в 5 – 7 классах. Практика организации.(учеб.-методич. пособие) / Д.В. Асеева. – Оренбург, 2017. – 71 с.
Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В пособии собран теоретический материал по основам исследовательской деятельности, обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности в среднем звене, а также представлены образцы исследовательских работ кадет, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня.
Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры русского языка и литературы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (протокол №9от 16.04.2017).
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2017
© Асеева Д.В., 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… | 5 |
Раздел I. Теория исследовательской деятельности… | 7 |
1. Понятие «исследовательская деятельность» ….………………………… | 7 |
2. Психолого-педагогическое обоснование исследовательской деятельности в 5 – 7 классах……………………………………………….. | 10 |
3. Структура исследовательской работы по русскому языку…………….. | 16 |
4. Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы…………………………………………………………………… | 27 |
5. Плагиат. Компиляция. Антиплагиат…………………………………….. | 32 |
6. Список рекомендуемой литературы по написанию исследовательской работы…………………………………………………………………………. | 36 |
7. Справка о конкурсных мероприятиях в области лингвистики для обучающихся 5-7 классов……………………………………………………. | 37 |
Раздел II. Примеры исследовательских работ кадет 5-7 классов………………………………….…………………………….. | 40 |
Исследовательская работа кадета 5 класса…………………………………. | 40 |
Исследовательская работа кадета 6 класса…………………………………. | 48 |
Исследовательская работа кадета 7 класса…………………………………. | 58 |
Литература………………………………………………………….......... | 66 |
Введение
Современный этап развития российского общества характеризуется тенденциями и изменениями, в которых многое будет зависеть от молодых людей, ответственных, творческих, наделенных высоким интеллектуальным потенциалом и разносторонним мышлением, отличающихся оригинальным подходом к решению возникающих проблем и нестандартных ситуаций, имеющих опыт самостоятельной исследовательской деятельности. В силу этого задачей обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях становится общекультурное, личностное, когнитивное, творческое развитие и саморазвитие учащихся.
Открывшееся в 2010 году в Оренбурге первое в России президентское кадетское училище по праву считается инновационным образовательным учреждением, целью которого является подготовка всесторонне образованных, гармонично развитых и конкурентоспособных молодых людей. Одна из приоритетных задач училища - организация исследовательской деятельности кадет. Кадеты активно вовлекаются в исследовательскую деятельность по предмету.
Важную роль в повышении интеллектуально-творческого потенциала и самостоятельности учащихся в целом играет исследовательская деятельность, организуемая средствами изучаемого предмета – русским языком. В методической науке еще М.Т. Барановым самостоятельность была определена как свойство личности, заключающееся в способности совершать действия собственными силами, в умении сформулировать проблему и поставить новый вопрос, в потребности поиска новых знаний и решений сложных задач. Разработанная методика самостоятельного пополнения учащимися знаний о русском языке на основе дополнительных источников заложила основы формирования исследовательского интереса учащихся к изучению русского языка [Баранов 2001, с. 57].
Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В первом разделе раскрывается само понятие «исследовательская деятельность», ее отличие от проекта. Автором обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности уже в среднем звене. Рассматривается структура исследовательской работы по русскому языку с примерами формулирования обязательных и факультативных элементов.
Пособие помогает ответить на вопрос: «Какую тему исследования выбрать?» Так, названы актуальные направления исследований в области филологии и представлены примерные формулировки тем исследовательских работ по этим направлениям. В книге говорится об опасностях плагиата, а также о системе Антиплагиат. Автором рекомендован список литературы и интернет-источников для написания исследовательской работы.Представлена информация о приводящихся в России конкурсах и конференциях исследовательских работ школьников.
Во втором разделе размещены примеры исследовательских работ кадет 5 – 7 классов, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня (региональный, всероссийский, международный).
Раздел I. Теория исследовательской деятельности
понятие «Исследовательская деятельность»
Проблема развития исследовательских умений в последнее время занимает особое место в педагогической мысли, что характеризуется усилением интереса к организации исследовательской деятельности в школьном образовании и к различным аспектам ее реализации [Лернер 1974; Скаткин 1986; Федоряк 1997; Пидкасистый 1980; Зимняя 2001; Шашенкова 2001; Леонтович 2002, 2003, 2006; Алексеев 2002; Поддъяков 2006; Савенков 2004, 2006, 2008; Обухов 2006; Исследовательская деятельность учащихся 2007; Загвязинский 2007; Семенова 2007; Проказова 2010; Биянова 2011; Середенко 2014], к формированию исследовательских умений и универсальных учебных действий в процессе обучения [Шабашов 1997; Федоряк 1997; Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой2013; Хивинцева 2004; Головизнина 2005; Семенова 2007; Лубинская 2010; Кукар 2010; Асмолов 2010; Середенко 2014; Закирова 2014]. Вопросы организации исследовательской работы с учениками рассматриваются применительно к дошкольному возрасту и в начальной школе [Семенова 2007; Закирова 2014; Савенков 2004; Гладкова 2013].Растет число исследований, посвященных проблемам организации исследовательской деятельности и развитию исследовательских умении в старших классах [Кожухова 2004; Головизнина 2005; Абрамова 2007, 2011; Лубинская 2010; Кукар 2010]. Исследований, посвященных развитию исследовательских умений в средних классах, явно недостаточно [Шабашов 1997, Биянова 2011], начинают складываться концептуально обоснованные методики формирования и развития исследовательских умений в средней школе в области лингвистики.
Как справедливо отмечает А.И. Савенков, от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение исследовательских методов в учебный процесс, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска [Савенков 2008 в, с. 20].
В современных работах исследовательская деятельность понимается как универсальная и инновационная образовательная технология, которая может эффективно применяться в образовательных учреждениях разных видов и с различным контингентом учащихся [Леонтович 2006, с. 63; Поддъяков 2006, с. 85 – 89] и как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [Савенков 2008 в, с. 12].
Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществленияисследовательской деятельности [Леонтович 2006, с. 68].
В свете требований ФГОС применяется исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Высокий интерес к исследовательским, равно как и к проектным, методам обучения стал подлинной приметой нашего времени. И исследовательскую, и проектную работу принято относить к инновационным педагогическим технологиям, фиксируя внимание на их новизне, прогрессивной роли в школьном образовании. Психологи и педагоги видят в этих видах работ огромный образовательный потенциал, поскольку они формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивациюв обучении, развивают личность обучающегося, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. Необходимо выяснить суть этих понятий и развести их между собой. Исследователь дает различия между проектированием и исследованием [Савенков 2008 б, с. 2]. Если проектирование – это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование – это просто поиск истины. Поэтому цель проекта – создать, построить, достичь. Цель исследования – изучить, провести анализ, выявить, обосновать. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-то либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестных, новых знаний. В отличие от проектирования, исследование – всегда творчество, и в идеале оно представляет собой бескорыстный поиск истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-то практическую проблему, то это не более чем побочный эффект [там же, с. 6 – 7].
Один из самых сложных в методическом плане этапов исследовательской работы с учениками – момент их первичного включения в собственную исследовательскую деятельность. Их надо научить самому процессу исследования: выявлению проблем, выработке гипотезы, наблюдению, проведению эксперимента. Уроки, организованные в исследовательском режиме, открывают перед школьниками новые горизонты для самостоятельных научных исследований [Савенков 2006, с. 397].
Отметим, что исследовательская работа учащихся носит учебный, а не научный характер: мы ставим целью не открытие и приращение научного знания, а научить учеников заниматься исследованием, приобрести навык исследования. Принципиальное отличие учебного исследования от научного приводит А.В. Леонтович: «в научном исследовании мы получаем объективно новое знание, а в учебном получаем субъективную научную новизну, т.е. результат, полученный учащимися достоверен, но обладает новизной только для данного исследователя» [Леонтович 2003, с. 14]. Учебно-исследовательская деятельность направлена в первую очередь на развитие обучающихся.
Современная школа должна обеспечить школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ – это повышает качество образования, дает импульс к саморазвитию, к самореализации, формирует научное мировоззрение.