Понятие «Исследовательская деятельность»

Асеева Д.В.

Исследовательская деятельность

По русскому языку в 5-7 классах.

Практика организации.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ

КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

 

 

Методический кабинет

 

 

АСЕЕВА Д.В.

Исследовательская деятельность по русскому языку

В 5 – 7 классах. практика организации.

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Оренбург, 2017

ББК 74.268.19=411.2

УДК 372.881.161.1

А 90

 

 

Автор-составитель:

Асеева Д.В., к.п.н., преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища

 

Рецензент:

Кулаева Г.М., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Асеева, Д.В.,

Исследовательская деятельность по русскому языку в 5 – 7 классах. Практика организации.(учеб.-методич. пособие) / Д.В. Асеева. – Оренбург, 2017. – 71 с.

 

 

Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В пособии собран теоретический материал по основам исследовательской деятельности, обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности в среднем звене, а также представлены образцы исследовательских работ кадет, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня.

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры русского языка и литературы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (протокол №9от 16.04.2017).

 

 

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2017

© Асеева Д.В., 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 5
Раздел I. Теория исследовательской деятельности…   7
1. Понятие «исследовательская деятельность» ….………………………… 7
2. Психолого-педагогическое обоснование исследовательской деятельности в 5 – 7 классах……………………………………………….. 10
3. Структура исследовательской работы по русскому языку…………….. 16
4. Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы……………………………………………………………………   27
5. Плагиат. Компиляция. Антиплагиат…………………………………….. 32
6. Список рекомендуемой литературы по написанию исследовательской работы………………………………………………………………………….   36
7. Справка о конкурсных мероприятиях в области лингвистики для обучающихся 5-7 классов…………………………………………………….   37
Раздел II. Примеры исследовательских работ кадет 5-7 классов………………………………….…………………………….. 40
Исследовательская работа кадета 5 класса…………………………………. 40
Исследовательская работа кадета 6 класса…………………………………. 48
Исследовательская работа кадета 7 класса…………………………………. 58
Литература…………………………………………………………..........   66

 

 

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется тенденциями и изменениями, в которых многое будет зависеть от молодых людей, ответственных, творческих, наделенных высоким интеллектуальным потенциалом и разносторонним мышлением, отличающихся оригинальным подходом к решению возникающих проблем и нестандартных ситуаций, имеющих опыт самостоятельной исследовательской деятельности. В силу этого задачей обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях становится общекультурное, личностное, когнитивное, творческое развитие и саморазвитие учащихся.

Открывшееся в 2010 году в Оренбурге первое в России президентское кадетское училище по праву считается инновационным образовательным учреждением, целью которого является подготовка всесторонне образованных, гармонично развитых и конкурентоспособных молодых людей. Одна из приоритетных задач училища - организация исследовательской деятельности кадет. Кадеты активно вовлекаются в исследовательскую деятельность по предмету.

Важную роль в повышении интеллектуально-творческого потенциала и самостоятельности учащихся в целом играет исследовательская деятельность, организуемая средствами изучаемого предмета – русским языком. В методической науке еще М.Т. Барановым самостоятельность была определена как свойство личности, заключающееся в способности совершать действия собственными силами, в умении сформулировать проблему и поставить новый вопрос, в потребности поиска новых знаний и решений сложных задач. Разработанная методика самостоятельного пополнения учащимися знаний о русском языке на основе дополнительных источников заложила основы формирования исследовательского интереса учащихся к изучению русского языка [Баранов 2001, с. 57].

Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В первом разделе раскрывается само понятие «исследовательская деятельность», ее отличие от проекта. Автором обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности уже в среднем звене. Рассматривается структура исследовательской работы по русскому языку с примерами формулирования обязательных и факультативных элементов.

Пособие помогает ответить на вопрос: «Какую тему исследования выбрать?» Так, названы актуальные направления исследований в области филологии и представлены примерные формулировки тем исследовательских работ по этим направлениям. В книге говорится об опасностях плагиата, а также о системе Антиплагиат. Автором рекомендован список литературы и интернет-источников для написания исследовательской работы.Представлена информация о приводящихся в России конкурсах и конференциях исследовательских работ школьников.

Во втором разделе размещены примеры исследовательских работ кадет 5 – 7 классов, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня (региональный, всероссийский, международный).

Раздел I. Теория исследовательской деятельности

понятие «Исследовательская деятельность»

Проблема развития исследовательских умений в последнее время занимает особое место в педагогической мысли, что характеризуется усилением интереса к организации исследовательской деятельности в школьном образовании и к различным аспектам ее реализации [Лернер 1974; Скаткин 1986; Федоряк 1997; Пидкасистый 1980; Зимняя 2001; Шашенкова 2001; Леонтович 2002, 2003, 2006; Алексеев 2002; Поддъяков 2006; Савенков 2004, 2006, 2008; Обухов 2006; Исследовательская деятельность учащихся 2007; Загвязинский 2007; Семенова 2007; Проказова 2010; Биянова 2011; Середенко 2014], к формированию исследовательских умений и универсальных учебных действий в процессе обучения  [Шабашов 1997; Федоряк 1997; Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой2013; Хивинцева 2004; Головизнина 2005; Семенова 2007; Лубинская 2010; Кукар 2010; Асмолов 2010; Середенко 2014; Закирова 2014]. Вопросы организации исследовательской работы с учениками рассматриваются применительно к дошкольному возрасту и в начальной школе [Семенова 2007; Закирова 2014; Савенков 2004; Гладкова 2013].Растет число исследований, посвященных проблемам организации исследовательской деятельности и развитию исследовательских умении в старших классах [Кожухова 2004; Головизнина 2005; Абрамова 2007, 2011; Лубинская 2010; Кукар 2010]. Исследований, посвященных развитию исследовательских умений в средних классах, явно недостаточно [Шабашов 1997, Биянова 2011], начинают складываться концептуально обоснованные методики формирования и развития исследовательских умений в средней школе в области лингвистики.

Как справедливо отмечает А.И. Савенков, от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение исследовательских методов в учебный процесс, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска [Савенков 2008 в, с. 20].

В современных работах исследовательская деятельность понимается как универсальная и инновационная образовательная технология, которая может эффективно применяться в образовательных учреждениях разных видов и с различным контингентом учащихся [Леонтович 2006, с. 63; Поддъяков 2006, с. 85 – 89] и как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [Савенков 2008 в, с. 12].

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществленияисследовательской деятельности [Леонтович 2006, с. 68].

В свете требований ФГОС применяется исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Высокий интерес к исследовательским, равно как и к проектным, методам обучения стал подлинной приметой нашего времени. И исследовательскую, и проектную работу принято относить к инновационным педагогическим технологиям, фиксируя внимание на их новизне, прогрессивной роли в школьном образовании. Психологи и педагоги видят в этих видах работ огромный образовательный потенциал, поскольку они формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивациюв обучении, развивают личность обучающегося, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. Необходимо выяснить суть этих понятий и развести их между собой. Исследователь дает различия между проектированием и исследованием [Савенков 2008 б, с. 2]. Если проектирование – это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование – это просто поиск истины. Поэтому цель проекта – создать, построить, достичь. Цель исследования – изучить, провести анализ, выявить, обосновать. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-то либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестных, новых знаний. В отличие от проектирования, исследование – всегда творчество, и в идеале оно представляет собой бескорыстный поиск истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-то практическую проблему, то это не более чем побочный эффект [там же, с. 6 – 7].

Один из самых сложных в методическом плане этапов исследовательской работы с учениками – момент их первичного включения в собственную исследовательскую деятельность. Их надо научить самому процессу исследования: выявлению проблем, выработке гипотезы, наблюдению, проведению эксперимента. Уроки, организованные в исследовательском режиме, открывают перед школьниками новые горизонты для самостоятельных научных исследований [Савенков 2006, с. 397].

Отметим, что исследовательская работа учащихся носит учебный, а не научный характер: мы ставим целью не открытие и приращение научного знания, а научить учеников заниматься исследованием, приобрести навык исследования. Принципиальное отличие учебного исследования от научного приводит А.В. Леонтович: «в научном исследовании мы получаем объективно новое знание, а в учебном получаем субъективную научную новизну, т.е. результат, полученный учащимися достоверен, но обладает новизной только для данного исследователя» [Леонтович 2003, с. 14]. Учебно-исследовательская деятельность направлена в первую очередь на развитие обучающихся.

Современная школа должна обеспечить школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ – это повышает качество образования, дает импульс к саморазвитию, к самореализации, формирует научное мировоззрение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: