Средневековый «хронотоп»

ВВЕДЕНИЕ. (Если совсем не успеваете, можете просто прочитать введение, чтобы сформировать общие представления о работе)

Способ изучения средневековой культуры в данной работе, состоит в анализе отдельных ее категорий и раскрытии их смыслов как элементов единой соц. Культ. Системы.

Задача монографии: построение модели средневековой культуры в категориальной ее расчлененности.

А. Гуревич выделяет следующие категории образующих картину мира: время-пространство, право, труд, богатство.

Структура каждого из разделов книги предполагает последовательное рассмотрение стадий: варварской (дохрист.) и средневековой. Культура рассматривается в книге с социальной стороны (поведение человека в группе), отношение к природе, связь микро- и макрокосмоса

А. Гуревич видит историческое исследование следующим образом, полное включение в историю историка, контакт с людьми некогда жившими. Мы вопрошаем прошлое, людей, некогда живших и с этой целью пытаемся расшифровать оставленные ими сообщения. Но вопросы которые мы задаем прошлому диктуются современным сознанием. Разрабатываемые историками проблемы в конечном итоге суть актуальные проблемы нашей культуры.

История – диалог культур прошлого (предмет изучения) и современности (Сам исследователь). Каждое поколение историков реконструирует свое видение прошлого.

Историки до нового времени принадлежали к локальным цивилизациям, сегодня – к всемирно-исторической перспективе.

Автор считает, что средневековье не является эпохой упадка и не соглашается с историками прошлых эпох, которые так считали. (Средневековье в тени Античности). По его мнению, эстетика после эпохи возрождения являлась препятствием для понимания эстетики средневековья. Речь идет не о реабилитации средневековья, а о понимании ср.в. изнутри. Необходимо было преодолеть этот предрассудок. Каждая эпоха – интересная, мы сталкиваемся с многообразием форм жизни человека в другие периоды и тем самым постигаем свою самобытность.

 Но сопоставляя культуры древности со своим временем, есть риск применить современные мерки. Религия является центральным постулатом средневекового человека, но это не означает царство мракобесие в эту эпоху.

Наиболее ценный жанр литературы – жития святых, архитектура – собор, а живопись – икона. Средневековый человек всматривается в божественнное и не замечает земного и людского. Дуалистическое восприятие мира – абсолютное добро и абсолютное зло. В картинах нет времени и пространства (2 мерная плоскость и все события в одном (Герой перед казнью, казнь и после казни на одной картине). Нельзя судить ор средневековой культуре, через современные представления (Например, о неумении «нормально» рисовать).

Средневековая культура – сочетание оппозиций, противоположного, но и одновременно она являлась целостной и неделимой. Человек являлся единством тех элементов из которых построен мир и конечной целью мироздания.

Все важные термины культуры средневековья – многозначны и в разных контекстах получают свой смысл. Умение дать многосмысленное толкование одного и того же текста – неотъемлемое качество интелектуала средних веков. Возникает вопрос, как изучать ср. век. Культуру в целостности при такой многосмысленности? Необходимо восстановить присущие ср. век. Людям привычки и ценности, выявить привычки сознания этих людей, способ оценки действительности, как они видели свое время. Автор полагает что необходимо обнаружить основные универсальные категории культуры (например: время, пространство, изменение, причина, судьба, число и т.д.). Эти универсальные понятия вы каждой культуре образуют своего рода - «модель мира», «сетку координат» при которой люди воспринимают действительность.

Сколько бы различными не были идеология и убеждения индивидуальных групп, основные категории являются универсальными, без которых невозможно построение каких либо идей. Эти категории запечатлены в языке (в языках искусства, науки, религии).

Кроме «космических категорий» (Время, пространство, судьба и т.д.), есть социальные, например: индивид, труд, социум, богатство, свобода, право и т.д. Обе группы категорий важны для построения «модели мира».

Каждая цивилизация характеризуется своим собственным восприятием мира, поэтому, несмотря на универсальные категории, мы находим совершенно разное восприятие времени, свободы, отношение к труду и т.д.

Вопрос изучения категорий осложняется тем, что они были присущны культуре которая отличается от нашей, многие значения одних и тех же вещей изменились, но через методы исторического познания, диалог между эпохами может быть осуществлен.

АВТОР выбрал следующие категории для исследования: время и пространство, право, богатство, труд и собственность, для построения модели мира.

Без уяснения культуры людей средневековья, как они сами себя видели, невозможно понять их экономическое поведение.

Автор выделяет две модели мира «Варварский» - Западная Европа, прежде всего Германия и средиземноморская модель (Античность и христианство). Две модели сложились в средние века, греко-римская культура и христианство не стерли варварских начал. Книга так и делится в начале о категориях в эпоху варварства, а затем христианства.

Варварская культура, по мнению автора, однородна, ее язык был общезначимым и представлял знаковую систему, одинаково интерпретируемую всеми группа и членами общества. В эпоху ср. веков «Образ мира» оказывается куда более сложным (в основном из-за разделения на феод. Сословия), в разных соц. Группах одни и те же понятия истолковываются по разному.

Автор ставит в центре внимание изучение социально-психологического среза общественной жизни.

Нужно учитывать, что анализ письменности важен, но ввиду того что большая часть ср. вековой Европы была безграмотной, письменно выражалась малая доля творчества людей той эпохи – в основном, устная форма (фольклор).

Средневековый «хронотоп»

Категории времени и пространства (современные, научные) не могут в равной степени применяться к природе и обществу. Время и пространство существует не только объективно, но и субъективно ощущается людьми. Наше отношение к миру иное, чем у ср. векового человека, есть опасность приписать несвойственные им мотивы. Человек не рождается с чувством времени.

В отличие от современного человека мышление людей на архаических стадиях развития было конкретным, предметно-чувственным. Человек пытался превзойти или устранить время. Настоящее не выделяется из основного массива времени, образуемого минувшим и грядущим.

Время и пространство людьми первобытного общества воспринимается не в виде нейтральных координат, а в качестве могущественных таинственных сил, управляющих всеми вещами, жихнью людей и даже богов. Для них линейного времени нет, есть циклическое время. Др. греками мир воспринимается и переживается не в категориях изменения и развития, а как вращение по великому кругу, события не уникальны, некогда существующие люди и явлени вновь возвратятся по истечению «великого года» - пифагорейской эры. Античность – статична, нет представления движения истории. Золотой век, по представлени др. греков – позади, в прошлом. Римляне воспринимают уже не мифопоэтически и гораздо более восприимчивы к линейному восприятию, определенные конкретные события. Тем не менее античность не выработала философию истории.

В древности люди не отделяли себя от природы, образ «гротескного тела» - тело человека не отграничено от окружающего мира (состоит из тех же элементов и т.д.).

У ср. векового человека складывается новое отношение к времени и пространству.

Искать образ ср. веков не стоит у деятелей культуры, т.к. они не передавали характер именно общественного видения, а идеологическое-религиозное, например 2-х мерные изображения на картинах изображались так потом что видимый мир не достоин точного отображения, в отличие от совершенного божественного мира, что зависело от религиозной традиции навязываемой мастерам (При том что люди осознавали 3-х мерное пространство).     

Хронотоп (название главы) термин обозначающий неразрывность пространства и времени у ср. вековых людей (термин М.М. Бахтин).    

Гуревич с целью выявления коренных категорий мышления людей средневекового общества привлекает эпос и мифологию. Автор (Ссылаясь на Ле Гоффа) считает что письменность не передает основного массива человеческих представлений о средневековье, т.к. средневековье – мир жестов, а не записанного слова, ввиду этого имеет большое значение анализ произведений искусства (нап. Религиозного).

Стоит также учитывать что в эпоху средневековья не осознавалось четкого различия между вымыслом и истиной. (Вымысел в произведениях принимался за подлинное происшествие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: