Диагностика акцентуаций характера по методике К. Личко, Н. Я. Иванова.
Методика предназначена для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий органических психопатий в подростковоми юношеском возрасте (14-18лет).
Отличие от работ Леонгарда в том, что исследования посвящались акцентуации характера в подростковом возрасте, по мнению Личко, в этот период психопатии проявляются особенно ярко во всех сферах деятельности.
Опросник состоит из 25наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных пато-характерологических типов к ряду жизненных проблем ("самочувствие", "настроение", "сексуальные проблемы", "отношение к родителям" и т.д.).
В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений. Обследование проводят в два этапа. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый.
Личко выделяет следующие типы акцентуации характера:
|
|
· Гипертимный
Чрезмерно активен, неусидчив. Нуждается в постоянном общении, у него много друзей. Дети трудно поддаются воспитанию – они не дисциплинированы, поверхностны, склонны к конфликтам с учителями и взрослыми. Большую часть времени находятся в хорошем настроении, не боятся перемен.
· Циклоидный
Частая смена настроения – от плюса к минусу. Раздражителен, склонен к апатии. Предпочитает проводить время дома, чем среди сверстников. На замечания реагирует болезненно, часто страдает затяжными депрессиями.
· Лабильный
Непредсказуем, настроение колеблется без видимой причины. К сверстникам относится положительно, старается помогать другим, интересуется волонтерскими видами деятельности. Нуждается в поддержке, чувствителен.
· Астеноневротический
Раздражительность, может проявляться периодическими вспышками по отношению к близким людям, которая сменяется раскаянием и чувством стыда. Капризны. Быстро утомляются, плохо переносят длительные умственные нагрузки, сонливы и часто без причины чувствуют себя разбитыми.
· Сенситивный
Послушны, часто дружат с людьми старшего возраста. Ответственны, имеют высокие моральные принципы. Усидчивы, виды активных игр в больших компаниях не любят. Сенситивная личность стеснительна, избегает общения с посторонними.
· Психастенический
Нерешительны, боятся брать на себя ответственность. Критичны к себе. Склонны к самоанализу, ведут учет своих побед и поражений, оценке поведения окружающих. Более своих сверстников развиты умственно. Однако периодически склонны к импульсивным поступкам, не продумывая последствия своей деятельности.
|
|
· Шизоидный
Замкнут. Общение со сверстниками приносит дискомфорт, чаще всего дружат с взрослыми. Демонстрирует равнодушие, не заинтересован в других, не проявляет сочувствия. Тщательно скрывают личные переживания.
· Эпилептоидный
Жестоки – часты случаи, когда подростки данного типа мучают животных или издеваются над младшими. В раннем детстве плаксивы, капризны, требуют много внимания. Самолюбивы, властны. Чувствуют себя комфортно в условиях режимной деятельности, умеют угодить руководству и держат в страхе подчиненных. Методика управления ими – жесткий контроль. Из всей типологии акцентуаций – самый опасный тип.
· Истероидный
Демонстративный, эгоцентричный, нуждается во внимании окружающих, играет на публику. Обожает похвалу и восторги в свой адрес, поэтому в компании сверстников часто становится заводилой – однако, редко бывает лидером в профессиональной среде.
· Неустойчивый
Подростки неустойчивого типа акцентуаций нередко волнуют своих родителей и учителей – у них крайне слабо выражен интерес к учебной деятельности, профессии, будущему. При этом любят развлечения, праздность. Ленивы. По скорости протекания нервных процессов похожи на лабильный тип.
· Конформный
Не любит выделяться из толпы, во всем следует за сверстниками. Консервативен. Склонен к предательству, так как находит возможность оправдать свое поведение. Методика «выживания» в коллективе – приспособление к авторитетам.
В своих работах Личко обращает внимание на то, что понятие психопатии и акцентуации характера у подростков тесно связаны. Например, шизофрения, как крайняя форма акцентуации, в подростковом возрасте-шизоидный тип. Однако, при своевременном выявлении патологии, возможна корректировка личности подростка.
Методы определения
Преобладающий тип акцентуации можно выявить с помощью тестовых методик:
- Леонгард предлагает тест, состоящий из 88 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет»;
- впоследствии его дополнил Г. Шмишек, он ввел отличие в виде изменений формулировок вопросов, сделав их более общими с целью широкого охвата жизненных ситуаций. В результате формируется график, где наглядно показывается наиболее ярко выраженная акцентуация черт характера;
- отличие теста Личко от тестовой методики выявления ведущей акцентуации Шмишека-Леонгарда в ориентировании на группу детей и подростков, он расширен – 143 вопроса, в которых заложена типология акцентуаций.
Используя данные методики, можно определить наиболее ярко выраженные типы акцентуаций характера.
Диагностика уровня агрессии по методике А. Басс, А. Дарки.
Методика Басса-Дарки была разработана для того, чтобы исследовать уровень проявления основных симптомов агрессии и враждебности. В тест включены ситуации, которые происходят с индивидом во взаимодействии с членами семьи, во время учебы или же на работе. Тест исследует основные деструктивные тенденции, взаимоотношения, негативные переживания, а также оценки событий. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
|
|
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Инструкция. Отметьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать. Всего вопросов – 75.
Обработка результатов. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.
1. Физическая агрессия
да № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 нет № 9,17,41
2. Косвенная агрессия
да № 2,18,34,42, 56, 63 нет № 10, 26, 49
3. Раздражение
да № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 нет № 11, 35, 69.
4. Негативизм
да № 4, 12, 20, 23, 36
5. Обида
да № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 нет № 44
6. Подозрительность
да № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 нет № 65,70
7. Вербальная агрессия
да № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73 нет № 39, 74, 75
8. Угрызения совести, чувство вины
да № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
|
|
Нормой агрессивности является величина еѐ индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определѐнной величины, показывающей степень проявления агрессивности.