Финансово-правовая деятельность таможенных органов Республики Казахстан и её характеристика (тема 3)

 

В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном

деле в Республике Казахстан» таможенные органы Республики Казахстан -

государственные органы, в пределах своей компетенции осуществляющие

реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также

выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством

Республики Казахстан. Система таможенных органов Республики Казахстан

состоит из:

- уполномоченного органа в сфере таможенного дела;

- территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере

таможенного дела (по областям, городам республиканского значения,

столице);

- таможни;

- таможенных постов;

- контрольно-пропускных пунктов на таможенной границе

таможенного союза;

- специализированных таможенных учреждений.

По решению Правительства Республики Казахстан создаются

таможенный информационно-вычислительный центр, таможенные

лаборатории, кинологические, учебно-методические, научноисследовательские и другие специализированные таможенные учреждения,

образовательные учреждения высшего профессионального и

дополнительного образования, а также государственные предприятия,

деятельность которых способствует решению задач, возложенных на

таможенные органы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О

таможенном деле в Республике Казахстан».

Являясь ведомством Министерства финансов Республики Казахстан,

которое входит в систему органов исполнительной власти, таможенные

органы имеют конкретные цели, осуществляют в пределах компетенции

центрального исполнительного органа реализационные и контрольные

функции в сфере таможенного дела, образуются вышестоящими органами

управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою

деятельность перед государством и гражданами.

Как органы исполнительной власти, таможенные органы имеют

следующие характерные признаки.

Все звенья таможенных органов являются органами исполнительной

власти; финансируются за счет средств республиканского бюджета.

Таможенные органы имеют опознавательный флаг и опознавательный знак

таможенных органов. Описание и порядок применения опознавательного

флага и опознавательного знака таможенных органов утверждается

Правительством Республики Казахстан.

Основной деятельностью таможенных органов является осуществление

руководства таможенным делом в Республике Казахстан, обеспечение

соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан,

контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы,

осуществление таможенного администрирования в соответствии с

таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таможенные органы действуют под общим руководством

исполнительного органа общей компетенции – Правительства Республики

Казахстан. Согласно п.1 ст. 66 Конституции Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления

социально-экономической политики государства, его обороноспособности,

безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их

осуществление. Каждый нижестоящий таможенный орган непосредственно

подчинен по вертикали вышестоящим таможенным органам, которые в свою

очередь направляют и контролируют деятельность нижестоящих

таможенных органов. Создание и упразднение таможенных органов

осуществляется Постановление Правительства Республики Казахстан.

Действующим законодательством таможенные органы включены в

систему правоохранительных органов. Однако, статус таможенных органов

как правоохранительных был непосредственно закреплен статьёй 8 Закона

Республики Казахстан «О таможенном деле в республике Казахстан» 1995

года, ныне утратившего силу.

Действующий Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в

Республике Казахстан», содержит статью 15 именуемую

«Правоохранительная деятельность таможенных органов», которая

определят, что таможенные органы являются органами дознания по делам о

контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов,

производство по которым в соответствии с законодательством Республики

Казахстан отнесено к ведению таможенных органов. Однако, прямо не

называет эти органы правоохранительными.

Такой подход представляется оправданным. Как следует из преамбулы

Закона РК «О правоохранительной службе» действие его направлено на

регулирование общественных отношений, связанных с поступлением на

правоохранительную службу Республики Казахстан, ее прохождением и

прекращением, а также определяет правовое положение (статус),

материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников

правоохранительных органов Республики Казахстан. В тоже время Кодекс

РК «О таможенном деле в Республике Казахстан», являющийся отраслевым

нормативным правовым актом в сфере таможенного дела, определяет

правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в

Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической

безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской

экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию

внешнеэкономической деятельности.

На мой  взгляд, справедливо мнение о том, что комплексный характер

таможенного дела предопределяет наличие в нем неоднородных элементов, в

т.ч. правоохранительных, и соответствующую деятельность таможенных

органов.

В частности, правоохранительный характер деятельности таможенных

органов обусловлен их соответствующими основными задачами,

регламентированными статьей 8 Кодекс РК «О таможенном деле в

Республике Казахстан»:

- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и

законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание

условий для ускорения товарооборота через таможенную границу

таможенного союза;

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите

национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и

здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а

также в соответствии с международным договором государств-членов

таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при

осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу

таможенного союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных

бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и

административных правонарушений в соответствии с законодательством

Республики Казахстан;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на

таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

Однако, правоохранительная деятельность не является основной в

деятельности таможенных органов, в этом и заключается отличительная их

особенность как органов правоохранительных.

На таможенные органы возложена обязанность по выполнению

определенных функций, они наделены государственно-властными

полномочиями, которые реализуются ими в установленных для них правовых формах. Комитет таможенного контроля МФ по вопросам своей

компетенции в установленном законодательством порядке издает правовые

акты индивидуального применения, оформляемые приказами председателя

Комитета. Являясь ведомством Министерства финансов Республики

Казахстан, которое входит в систему органов исполнительной власти,

таможенные органы осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность, публично-правовой характер которой предопределен

конституционными нормами.

Под формой управления в административном праве понимается

внешнее проявление (документ) не только деятельности, но и результата

управления. Различают правовые и неправовые формы. Конкретные формы

управленческой деятельности связаны с формами государственной

деятельности. Можно отметить, что правовые формы управления тесно

связаны с назначением вида деятельности (правоисполнительной,

правоприменительной и правоохранительной).

Следует отметить, что весьма специфическую роль в правоприменении

играют таможенные органы, выступая как органы исполнительной власти.

Дело в том, что исполнительная власть выражается не только в

правоприменении, но и в таком важном качестве, как правотворчество.

Иными словами, как указывает В.А. Туманов, «если законодатель

провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии,

правосудие - охраняет эти права от нарушителей, то создание необходимых

материальных, организационных и иных условий реализации прав и свобод -

сфера деятельности исполнительной власти». К такому же мнению

склоняются и другие ученые, отмечая, что «субъекты, осуществляющие

правоприменительную деятельность, как правило, реализуют и другие

правовые функции - правотворческую, правоохранительную... например,

органы внутренних дел свои задачи выполняют в основном в форме

исполнения, хотя и правоприменение занимает здесь значительную роль».

Учитывая изложенное, представляется необходимым выделить

специфические черты правоприменительной деятельности таможенных

органов.

Во-первых, правоприменительная деятельность таможенных органов

отличается субъектным составом правоприменения. Субъектами этой

деятельности являются специально уполномоченные органы и должностные

лица, к которым прежде всего относятся руководители таможенных органов

и их заместители, (должностные лица центрального аппарата КТК МФ РК,

территориальных подразделений КТК МФ РК, таможен и таможенных

постов, уполномоченные проводить дознание, оперативно-розыскную

деятельность, а также составлять протоколы об административных

правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об

административных правонарушениях и проводить административное

расследование).

Во-вторых, правоприменительная деятельность носит государственновластный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства, и, при необходимости, обеспечиваются принудительной силой государства. Отмечается повышенная социальная значимость правоприменительной деятельности по сравнению с другими формами реализации права (соблюдения, исполнения, использования), поскольку выражается в удовлетворении не личных потребностей правоприменителя, а потребностей и интересов всего общества.

В-третьих, происходит такая деятельность на основе соответствующих

норм права. В сфере таможенного дела применяются: Кодекс Республики

Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» и принятые в

соответствии с ним законы; указы Президента РК, постановления и

распоряжения Правительства РК; нормативные правовые акты органа

исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; а

также иные правовые акты, регулирующие правоприменительную

деятельность таможенных органов.

В-четвертых, правоприменительная деятельность таможенных органов

осуществляется в строго установленных нормативно-правовыми актами

формах и процедурах.

 Как отмечает С.С. Алексеев: «В условиях режима законности применение права облекается в процедурно-процессуальные

формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации

юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от

возможных правонарушений».

В-пятых, применение права — своеобразная управленческая

деятельность, выполняющая строго специализированные задачи. При этом

правоприменительный акт следует понимать в нескольких смыслах: как

«решение юридического дела» (это понятие охватывает завершающее

правоприменительное действие), как «индивидуальное государственновластное предписание» (указывает на результат правоприменения), как «акт применения»  (выражает результат решения юридического дела, то есть в смысле формы: акт-документ).

В-шестых, следует отметить, что специфичность правоприменительной

деятельности таможенных органов заключается в наличии следующих

стадий (этапов): установления и оценки фактических обстоятельств дела;

поиска и выбора соответствующей нормы права, дающей основание

применить ее к данной ситуации; толкования нормы посредством уяснения

ее смысла и содержания; принятие по делу решения, индивидуального акта;

исполнение акта применения нормы права.

Вывод:

Все перечисленные особенности характеризуют правоприменительную

деятельность как деятельность, служащую одной из гарантий обеспечения

законности, гарантированности прав и законных интересов участников

внешнеэкономической деятельности, обоснованности и эффективности

принимаемых таможенными органами решений.

Как уже отмечалось выше, основной объем правоприменительной

деятельности таможенных органов Республики Казахстан приходится на

осуществление полномочий в сфере административной юрисдикции.

Со времен советского периода в юридической литературе понятиям

«юрисдикция» и «административная юрисдикция» всегда уделялось

пристальное внимание.

 

 

Тестовые задания

Примеры тестовых заданий 1.

В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, к таможенным платежам относятся следующие платежи:

1. вывозная таможенная пошлина;

2. антидемпинговая пошлина;

3. компенсационная пошлина;

4. предварительная специальная пошлина;

5. ввозная таможенная пошлина;

6. НДС с товаров, взимаемый при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации;

7. акциз с товаров, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

8. статистический сбор;

9. консульский сбор;

10. таможенный сбор за таможенное сопровождение;

11. таможенный сбор за таможенное оформление;

12. лицензионный сбор за право осуществления деятельности в таможенной сфере.

 

2. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, способами обеспечения уплаты таможенных платежей являются:

1. залог товаров и иного имущества;

2. денежный залог;

3. поручительство;

4. банковская гарантия;

5. пеня;

6. приостановление операций по счетам в банке;

7. наложение ареста на имущество;

8. конфискация имущества;

9. штраф за нарушение таможенных правил;

10. отзыв лицензии;

11. возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов;

12. возврат излишне взысканных таможенных пошлин и налогов.

 

3. К полномочиям таможенных органов Российской Федерации относятся:

1. взыскивать таможенные платежи с физических лиц в бесспорном порядке;

2. осуществлять неотложные следственные действия в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

3. осуществлять дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

6. задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7. задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих

преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8. при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить оперативнорозыскные мероприятия;

9. проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

10. в качестве органа валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации;

11. осуществлять налоговый контроль за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

12. устанавливать таможенные и тарифные льготы.

 

4. Формами таможенного контроля по таможенному законодательству ЕАЭС являются:

1. проверка документов и сведений;

2. допрос;

3. выездная проверка;

4. таможенное наблюдение;

5. таможенный режим;

6. таможенное оформление;

7. предполетная проверка;

8. таможенная ревизия;

9. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

10. камеральная проверка;

11. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

12. получение пояснений.

 

5. Инструментами таможенно-тарифного регулирования являются:

1. ввозные таможенные пошлины;

2. вывозные таможенные пошлины;

3. специальные пошлины;

4. предварительные антидемпинговые пошлины;

5. компенсационные пошлины;

6. акцизы с товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ;

7. квотирование внешнеторговых поставок;

8. лицензирование внешнеторговых поставок.

 

Задачи

Задача 1. Таможенным органом в ходе таможенного контроля был обнаружен факт неполной уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ ООО «З.». Это послужило основанием для направления обществу требования об уплате таможенных платежей, которое им в установленный срок исполнено не было. Какие юридические последствия повлечет бездействие ООО «З.»? Является ли факт неисполнения обществом требования об уплате таможенных платежей основанием для привлечения его к административной ответственности? Дайте развернутый ответ. Решение.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обнаружение факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом:

1)если таможенное декларирование товаров производилось с применением декларации на товары, - путем внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары (формирования корректировки декларации на товары);

2)если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов, - путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, корректировки таможенного приходного ордера, корректировки заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза, а в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 Кодекса Союза, - путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.

Таким образом, факт неисполнения обществом требования об уплате таможенных платежей является основанием для привлечения его к административной ответственности.

 

Задача 2. 1 февраля 2004 года в ходе таможенной ревизии таможенным органом был обнаружен факт неуплаты АО «М.» таможенных пошлин, налогов, срок уплаты которых истек еще 10 января 2001 года. На данном основании 15 февраля 2004 года таможней в адрес акционерного общества было направлено требование об уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней, начисленных в связи с неуплатой указанных пошлин и налогов в установленный срок. Поскольку по истечении срока исполнения требования задолженность общества по уплате таможенных пошлин, налогов погашена не была, таможней было вынесено решение о бесспорном взыскании таможенных пошлин, налогов и пеней и направлено инкассовое поручение в банк на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых сумм денежных средств. Какие нарушения усматриваются в действиях таможни? Какие юридические последствия для плательщика таможенных пошлин, налогов повлекут эти нарушения? Решение. В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Федерального закона, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке. Решение таможенного органа о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Федерального закона. Решение таможенного органа о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного в части 2 настоящей статьи срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Сведения о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих взысканию в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок обязанности по их уплате, указываются в решении о

бесспорном взыскании по видам платежей. Решение о бесспорном взыскании оформляется в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.

Задача 3. В требовании об уплате таможенных платежей, направленном таможней плательщику, размер пеней, начисленных на день выставления требования, вследствие арифметической ошибки был указан не верно. Подлежит ли исполнению данное требование? Каков порядок взыскания таможенных пошлин, налогов и пеней, об уплате которых было направлено требование? Как в данном случае будут исчисляться сроки на принудительное взыскание таможенных платежей? Ответьте на аналогичные вопросы применительно к ситуации, если размер пеней, подлежащих уплате плательщиком, вовсе не был указан в требовании?

Решение. В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет:

1) денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках;

2) электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);

3) авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);

4) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 Кодекса Союза;

5) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

6) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

7) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;

8) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;

9) товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;

10) иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

 

Список литературы:

1.Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// http://www.consultant.ru

2. 2. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под ред. Г. П. Геращенко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.

3. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 223 с.

4. Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.

5. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова; под ред. В. П. Карагодина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 208

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: