ПРАВОТВОРЧЕСТВО — это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм.
ПРИЗНАКИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
1) это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
2) это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;
3) это интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
4) это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
5) содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда – в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.
ПИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА — это основополагающие, руководящие, исходные юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется правотворчество.
|
|
1. Правовая законность — правотворческая деятельность должна осуществляться только в рамках уполномоченного субъекта и в пределах его полномочий; также необходимо, чтобы все юридические нормы соответствовали Конституции РФ и вообще всем актам более высокой юридической силы. Необходимо, чтобы правотворческая деятельность происходила в рамках чётко очерчённой процедурной формы.
2. Принцип научной обоснованности — требуется максимальный учёт в процессе правотворческой деятельности научных рекомендаций.
3. Принцип оперативности — правотворческая деятельность должна осуществляться как можно активней, быстрее реагировать на социально-общественные изменения.
4. Принцип демократизма — население страны должно привлекаться в максимально возможной степени к участию в правотворчестве.
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
-непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
- правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
- правотворчество органов местного самоуправления;
- локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
|
|
-правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2.делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению
парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).