Основные этапы исследования:
1) подготовка исследования (программа);
2) сбор первичной информации;
3) подготовка собранной информации к обработке и её обработка;
4) анализ полученной информации;
5) подведение итогов исследования и формулировка выводов и рекомендаций.
Методы исследования по масштабу:
1) разведывательное исследование — цель выяснить, все ли понимают вопрос;
2) описательное исследование — описание объектов, выборка респондентов;
3) аналитическое исследование — принимает наиболее крупные масштабы (Всерос).
Методы исследования по повторяемости:
1) точечное (разовое исследование);
2) мониторинг с повторным сбором информации по десятилетиям, например.
3) Панельное исследование — долго длящиеся, проблема — сберегательного списка и выбывания респондентов;
4) Пробное исследование — опробовать инструментарий. Пример: допустить, что сами читают и убрать несостоятельную версию, вопрос.
Видов исследования очень много, порядка 250
Этапы наблюдения:
|
|
1) установить объект и предмет наблюдения, цели и задачи исследования (зачем пишете?)
2) доступ к среде
3) выбор вида исследования. Различают включенное и невключенное исследования (инкогнито или нет).
4) Проведение наблюдений, сбор данных
5) Запись результатов наблюдения;
6) Анализ полученных данных;
7) Отчет о наблюдении.
Виды исследования:
1) наблюдение;
2) лабораторное и полевое исследование;
3) стандартизированное и нестандартизированное
4) систематическое, эпизодическое, случайное
5) включенное, невключенное;
6) эксперимент — в исследовании производится модификация обстановки.
Пример — Хоторнский эксперимент ( 1927-1932). Бригада социологов и экономистов выбрала цех и произвела ряд модификаций по улучшению условий труда, улучшили зарплату, ввели перекуры, когда стали откатывать обратно, работали также (но также хорошо).
Вывод — нет прямой связи между повышением труда и производительностью (работа за идею).
Другие методы социологических исследований:
1) анализ документов;
2) контент-анализ.
Классификация понятий, поиск значения терминов в интернете, поиск всех публикаций за все года по признакам. Так был произведен эксперимент по политическим взглядам священников.
Две основные разновидности социологического опроса:
1) анкетирование (вопросы с вариантами ответа);
2) интервьюирование (красная нить разговора, свободный нарратив.
Связь — интевьюер (анкетер) — респонденты.
Анкетирование (на основе ключевых понятий):
1) вопросы должны быть понятны
2) разные категории могут по-разному понимать вопрос
3) вопросы не должны подталкивать к ответу
|
|
4) должен быть составлен разумно.
Проблема анкетирования — шутки))
Интервьюирование
1) Сложно задать вопрос — полуоткрытый/полузакрытый вопрос — готовые ответы или нет.
2) Проводится штучно.
3) Красная линия разговора — есть или нет — стандартизированное и нестандартизированное.
4) Нет готового меню вопроса.
Классификация опросов по способу передачи:
1) телефонный;
2) почтовый;
3) прессовый;
4) телевизионный;
5) интернет-опрос.
Методы опроса:
1) массовый;
2) специализированный.
Классификация по типу присутствия:
1) очный;
2) заочный;
3) дистанционный.
Методы социологических исследований по набору специалистов:
1) case study — анализ случая (конкретных ситуаций). Пример: исследований Барбары Майергеда исследует чипанос (испаноязычные американцы), встречается с еврейской диаспорой — приехала в субботу, ела некошерные гамбургеры и т. д., после входила в диаспору. Анализ, решение и обсуждение ситуаций смоделированных и реальных.
2) Экспертный опрос — интервью с людьми, считающимися экспертами.
3) Фокус-группа — сбор группы для объединения с идеей решении какой-то задачи.