Силу связи между двумя номинальными признаками измеряет коэффициент Крамера, который принимает значения от 0 до 1

 

Билет 13.

 

Ранговые признакикатегории, для которых можно указать порядок, т. е. Они сравнимы по принципу «больше-меньше», «лучше-хуже».

 

Основные примеры ранговых признаков — сословия, уровень образования и грамотности населения, должности на государственной и военной службе, то есть, все то, что можно ранжировать.

 

Коэффициенты ранговой корреляции — меры взаимосвязи между парой ранжированных признаков. Их всего два:

1) коэффициент Спирмена (p)

2) коэффициент Кендалла (t).

Измеряются в диапазоне от -1 до +1.

 

Коэффициент ранговой корреляции равен +1, что означает полную положительную корреляцию, то есть оба признака ранжированы как 1-2-3-4-5. Если полная отрицательная корреляция, то будет 1-2-3-4-5 в одном случае и 5-4-3-2-1 в другом.

 

Для оценки связи рангового и номинального признаков используется только коэффициент Крамера.

 

Для оценки связи рангового и количественного признаков используются коэффициенты Спирмена и Кендалла.

 

Билет 14.

 

Модель — некоторая реально существующая или мысленно представленная система, которая, замещая и отображая оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия).

 

Математическая модель — система уравнений, в которых конкретные величины замещаются математическими понятиями, постоянными и переменными величинами, функциями. Это система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление.

 

Измерительное моделирование основано на выявлении и анализе статистических взаимосвязей, характеризующих изучаемый объект. При этом, роль математики сводится к статистической обработке эмпирического материала.

 

Применение математических моделей не ограничивается обработкой данных источника. Целью таких моделей может быть:

· реконструкция отсутствующих данных о динамике изучаемого процесса;

· анализ альтернатив исторического развития;

· теоретическое исследование возможного поведения изучаемого явления.

 

Математические модели дедуктивного типа позволяют выводить новое знание путём анализа построенной модели как математического объекта.

 

Три класса математических моделей

 

Математические модели Основная цель Критерий верификации Характер модели Требования к данным Ограничения
статистические Выявление и отбор факторов, влияющих на результат Процент объяснённой дисперсии Индуктивный Высокие: модель строится из предположений о роли факторов, с привлечением большого кол-ва статистики · Малое число уравнений; · Большое число переменных, сложные связи между ними; · Обратные связи тружы для исследования; · Ограниченные формы динамических связей
имитационные Анализ динамики на основе теоретических предположений о связях между переменными Статистические методы Дедуктивный Средние: можно использовать данные разного качества · Малое число уравнений; · Малое число переменных; · Обратные связи трудны для исследования; · Простые формы динамических связей
аналитические Анализ динамичеких процессов с неподдающимися аналитическому изучению связей между переменными Эмпирически можно проводить только сильные тесты модели Эмпирико-дедуктивный Низкие, нужны для подтверждения надёжности модели · Большое число переменных; · Сложные связи между ними; · Полученное решение носит частный характер

 

Билет 15.

 

Примером заимствования моделей, разработанных в естественных науках, могут служить модели роста численности популяции. Простейшая модель такого рода (закон экспоненциального роста) была использована в XIX веке Мальтусом. Её недостаток заключался в том, что общий объём жизненных ресурсов накладывает естественные ограничения на динамику развития процесса — экспоненциальный рост не может продолжаться долго.

 

С учётом таких ограничений процессы роста описываются логистической моделью, предложенная Ферхюльстом. Прирост численности прямо пропорционален достигнутой численности и обратно пропорционален её квадрату.

 

Другие примеры математического моделирования:

· применение модели клеточных автоматов (электорат);

· теоретико-игровые модели (для изучения конфликтов).

 

Модели также могут использоваться для прогнозирования развития систем. Примеры:

· модель Форрестера, имитирующая развитие американской экономики и демонстрирующая наличие коротких и длинных циклов;

· модель Моисеева, «ядерная зима»;

· модель Бокарева — анализ функционирования экономики СССР в 20-е годы (если бы денежный обмен был заменен натуральным);

· модель Бородкина и Свищева для изучения социальной мобильности в период НЭПа — доколхозное крестьянство не поляризировалось бы.

 

Билет 16.

 

Построение модели, изучение её поведения во времени, оценка роли различных факторов наиболее эффективно осуществляется с помощью формальных методов, в первую очередь, с помощью разностных или дифференциальных уравнений.

 

Разностные уравнения применяются, когда состояние исследуемого процесса фиксируется в определённые дискретные моменты времени. Интервал при этом предполагается постоянным.

 

Простейшее разностное уравнение Ni+1=Ni+(r-m)Ni

 

Если динамических переменных больше одной, тогда и уравнений должно быть несколько, т. е. Это система уравнений.

В качестве примера системы двух уравнениймодель Лотки-Вольтерра (хищник-жертва, народ-правительство).

 

Большую известность приобрели работы Вайдлиха, который разработал систему моделей изучения динамики социально-экономических и политических факторов (производство и потребление).

 

Изучением закономерности поведения сложных систем занимается синергетика (теория самоорганизации) — Пригожин, Хакен, Курдюмов. Математический аппарат синергетики разработан в рамках теории нелинейных дифференциальных уравнений. Синергетика изучает динамику развития неустойчивых ситуаций, в которых малые воздействия могут вызвать большие последствия, поэтому её часто называют теорией катастроф. Важнейшим предметом синергетики является человеческий фактор — люди в момент совершения их осознанного выбора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: