Вопрос 36. Африканские общества в раннесредневековый период

 

    Народы Африки развиты не равномерно, в основном их занятие — земледелие. Берберы и туареги, масаи и и галла — скотоводы.

    Малая толщина продуктивного слоя, основное орудие — мотыга, земледелие — перелог и подсечно-огневое, культуры — СОРГО, горох, кунжут и пальмы.

    Хозяйство — натуральное, основная часть общества — ремесленники, плавившие металл, изгатавливавшие оружие и занимавшиеся гончарным делом.

    Очень долгое сохранение родовой общины, земля неотчуждаемая.

    Развитие СВ Африки было под воздействием арабов и египтян. К I тысячелетию относятся надписи на языке ГЫЭЗ.

    II-III в. - складывается АКСУМ, объединение племён со старшим родом-первопереселенцем, общины родственные.

    Складывались дворцовые и храмовые земли, обрабатывались общинниками, которые выплачивали натуральный налог, основной доход — грабёж.

    Рабство существует до XX века, но не было определяющим фактором. Государство имело монополию на некоторые товары. Чеканят золотую монету.

    После походов в Аравию Аксум подчинил побережье Красного моря и торговал с Европой.

    Расцвет Аксума — в IV веке, правление ЭЗАМЫ, со времени которого правитель стал именоваться царь царей, складывается архитектура и письменность, христианство, появляется богословская литература после ХАЛКЕДОНСКОГО собора.

    В V-VI веках утратил былое могущество.

    В Нубии своя земледельческая цивилизация, в V-VII веках на территории МЕРОЭ складывались несколько племён.

    Египет был захвачен в 618-628 гг. Сасанидами, потом — арабами, Нубии и самому сильному государству — МУКУРРЕ удалось отстоять независимость путём поставки лошадей и невольников.

Вопрос 37. Средневековые общества Западного Судана.

         Сведения об устройстве этих государств черпаем из сведений арабских купцов и европейских мореплавателей, местных исторических хроник в «Описании Африки» магрибцем Львом Африканцем; остальные — всё на местных хрониках.

    На территории Западного Судана появляются в VII-VIII веках крупные торговые пункты, из которых стали складываться объединения западносуданских народов — АУКАР, МАЛИ, ТОМБУКТУ, ГАО, связанные реками Нигер, Сенегал, Гамбия и т. д.

    В IV веке появляется Гана или Аукар, в VIII веке — это крупное объединение племени СОНИНКЕ.

    В IX веке Гана борется с ЛЕМТУНА, вождь Ганы ТИЛУТАН, покорил всех берберов западной Сахары, после — племенной союз ЗЕНАГА, столицу которого — АУДАГОСТ — Гана взяла в 990 г.

    Гана достигает расцвета в X веке, правда Аудагост утрачивают марокканским АЛЬМИРАВИДАМ. Гана имела 200-тыс. Армию, пока их столицу КУМБИ-САЛЕ не разграбили.

    МЕНЕН, ТУНКА Ганы, признал сюзеренитет, но в ходе восстания АБУ-БЕЙРА убивают.

    В XII веке правители КАНЬЯГИ образуют государство Сосо и Гана завоёвана в 1203 г.. На пересечении торговых путей основывают УАЛАТУ, и Сосо соперничает с Мали.

    МАЛИ появилось в VIII веке, с XII века династия стала исламской.

    В XII веке власть переходит к роду КЕЙТА. СУНДИАТА громит армию Мали при КИРИНЕ, МУСА I — вершина могущества. Например, при хадже в Мекку они раздают по 10 тонн золота.

    НИАНА, столица стала торговым пунктом.

    Основная ячейка общества — большая патриархальная семья с рабами и вольноотпущенниками, которые объединялись в ДУГУ — общину. Рабы — военнопленные, могли занимать высокое положение в обществе.

    5 дней обрабатывали надел дуги, 2 дня — своей или собственный, ремесленники объединены в касты, старейшины — жрецы и судьи.

    В военные отряды входила гвардия из рабов, они же не получали земельные пожалования. Верхушка общества — группы общин и родов, главный род — КЕЙТА, остальные чуть ниже.

    Сонгай — данник Мали, во главе берберская династия АЛИ-БЕР, взял ТОМБУКТУ. Основная цель — захват рабов. Его сына разбивает Мухаммед I, занявший Мали, Диагу, Кадину и Адагес.

    Военнопленных сажали на землю и превращали в зависимых крестьян, освобождавшихся через 3-4 поколения.

    Мухаммед I покровительствовал учёным, при нём существовало учебное заведение, готовящее специалистов в исламе, праве и математике.

    Могущество Сонгая было подорвано в XIV веке нашествием марроканцев, чьё войско с огнестрелами оттеснило сонгайцев на восток, но рудники золота так истощились, что регион перестал их интересовать.

    На Вольте развивается сельское хозяйство, возникают государства племени МОСИУАГАДУГУ, ЯТЕНГА и ФАДА-И-ГУРМА.

    Уагудугу разделён на 16 провинций, 5 управляет правитель.

    ЯТЕНГА — примерно такое же устройство.

    В VIII веке появляются народы ВОЛОФ, СЕРЕР, ФУЛЬБЕ и ТЕКРУР.

    В 1350 году создают государство ДЖОЛОФ.

    Фульбе восстают против Джолофа.

    КОЛЬБЕ ГАЛАДИО пытается захватить золотоносные районы Бамбука, но терпит поражение.

    На восточных границах Сонгая жили ХАУСА, там стали возникать отдельные государства — ДАУРА, КАНО, ЗИРИЯ и др.

    Самое развитое — КАНО, его цари вели завоевательную политику; они же терпят поражения от Сонгая.

    В VIII веке возникает государство КАН, в Нигерии — ОЙО. Там АЛАФИНЫ (главы дома) ограничены советом знати. Города управлялись начальниками, избирающиемися на 2 года.

    В Эфиопии в X веке прекращает существование Аксум, в XIII веке правящая династия — ЗАНГВЕ, после СОЛОМОНОВА ДИНАСТИЯ, столицей был АНКОБЕР.

    АДДИ — община — переделы земли, ГУЛЬТ — земля с крестьянами, передаются по наследству. Население платит десятину, каждые 4 дня — барщину. Домашнее рабство.

Вопрос 38. Государственная организация и социальная структура державы Сасанидов.

    В III веке государство Сасанидов (Сасан — первый шаханшах) со столицей в Ктесифоне сменила Парфянское царство.

    Первый шах — Артаксеркс — унаследовадовал все владения Парфии.

    В итоге были объединены 250 племен разного развития.

    Окончательно оформилось при ШАПУРЕ I.

    Государственное устройство:

ШАХАН-ШАХ (царь царей)

ВАЗУРГ-ФРАМАДАР (распорядитель)

Центральное правительство ведало финансами, армией, налогами и ирригацией.

Местная власть — через наместников.

Социальная структура:

ЖРЕЦЫ

ВОИНЫ — внутренняя иерархия, имели место при дворе все сословия, кроме

ПИСЦЫ податных

ПОДАТНЫЕ

Горожане и крестьяне платили налоги, ремесленники продавали продукцию часто государству + рабы (500 драхм) на ирригациях. Они были посажены на землю в ДАСТАКАРДАХ и не отчуждаемы, плюс ранее были эллинские города.

    В III-IV веках иранская знать (от родов Парфии) стала эксплуатировать общину (НАФЫ), вводя кабалу. Крестьянство остаётся лично свободным, делилось на общины — КЕДХУДА — староста общины, возглавлявший административные функции.

    Традиционные повинности сменились ХАРАГОМ (налогом с земли) и ГЕЗИТОМ (подушной податью).

    Росло имущественное неравенство, так, АЗАТ — это уже землевладелец, ДЕХКАНИН — полноправный владелец.

    Религия — зороастризм. Огромный культ божеств — ОРМУЗДА, МИХРА, АНАХЕЗ, ЗРВАНА — поддерживалась жрецами — ХИДБАДАМИ и МОБЕДАМИ (Мобедан — второе лицо в государстве после шаха лицо в государстве).

    Поддержка религии — обширные храмовые владения, кодификация АВЕСТЫ — в рамках борьбы с христианством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: