Народы Африки развиты не равномерно, в основном их занятие — земледелие. Берберы и туареги, масаи и и галла — скотоводы.
Малая толщина продуктивного слоя, основное орудие — мотыга, земледелие — перелог и подсечно-огневое, культуры — СОРГО, горох, кунжут и пальмы.
Хозяйство — натуральное, основная часть общества — ремесленники, плавившие металл, изгатавливавшие оружие и занимавшиеся гончарным делом.
Очень долгое сохранение родовой общины, земля неотчуждаемая.
Развитие СВ Африки было под воздействием арабов и египтян. К I тысячелетию относятся надписи на языке ГЫЭЗ.
II-III в. - складывается АКСУМ, объединение племён со старшим родом-первопереселенцем, общины родственные.
Складывались дворцовые и храмовые земли, обрабатывались общинниками, которые выплачивали натуральный налог, основной доход — грабёж.
Рабство существует до XX века, но не было определяющим фактором. Государство имело монополию на некоторые товары. Чеканят золотую монету.
|
|
После походов в Аравию Аксум подчинил побережье Красного моря и торговал с Европой.
Расцвет Аксума — в IV веке, правление ЭЗАМЫ, со времени которого правитель стал именоваться царь царей, складывается архитектура и письменность, христианство, появляется богословская литература после ХАЛКЕДОНСКОГО собора.
В V-VI веках утратил былое могущество.
В Нубии своя земледельческая цивилизация, в V-VII веках на территории МЕРОЭ складывались несколько племён.
Египет был захвачен в 618-628 гг. Сасанидами, потом — арабами, Нубии и самому сильному государству — МУКУРРЕ удалось отстоять независимость путём поставки лошадей и невольников.
Вопрос 37. Средневековые общества Западного Судана.
Сведения об устройстве этих государств черпаем из сведений арабских купцов и европейских мореплавателей, местных исторических хроник в «Описании Африки» магрибцем Львом Африканцем; остальные — всё на местных хрониках.
На территории Западного Судана появляются в VII-VIII веках крупные торговые пункты, из которых стали складываться объединения западносуданских народов — АУКАР, МАЛИ, ТОМБУКТУ, ГАО, связанные реками Нигер, Сенегал, Гамбия и т. д.
В IV веке появляется Гана или Аукар, в VIII веке — это крупное объединение племени СОНИНКЕ.
В IX веке Гана борется с ЛЕМТУНА, вождь Ганы ТИЛУТАН, покорил всех берберов западной Сахары, после — племенной союз ЗЕНАГА, столицу которого — АУДАГОСТ — Гана взяла в 990 г.
Гана достигает расцвета в X веке, правда Аудагост утрачивают марокканским АЛЬМИРАВИДАМ. Гана имела 200-тыс. Армию, пока их столицу КУМБИ-САЛЕ не разграбили.
|
|
МЕНЕН, ТУНКА Ганы, признал сюзеренитет, но в ходе восстания АБУ-БЕЙРА убивают.
В XII веке правители КАНЬЯГИ образуют государство Сосо и Гана завоёвана в 1203 г.. На пересечении торговых путей основывают УАЛАТУ, и Сосо соперничает с Мали.
МАЛИ появилось в VIII веке, с XII века династия стала исламской.
В XII веке власть переходит к роду КЕЙТА. СУНДИАТА громит армию Мали при КИРИНЕ, МУСА I — вершина могущества. Например, при хадже в Мекку они раздают по 10 тонн золота.
НИАНА, столица стала торговым пунктом.
Основная ячейка общества — большая патриархальная семья с рабами и вольноотпущенниками, которые объединялись в ДУГУ — общину. Рабы — военнопленные, могли занимать высокое положение в обществе.
5 дней обрабатывали надел дуги, 2 дня — своей или собственный, ремесленники объединены в касты, старейшины — жрецы и судьи.
В военные отряды входила гвардия из рабов, они же не получали земельные пожалования. Верхушка общества — группы общин и родов, главный род — КЕЙТА, остальные чуть ниже.
Сонгай — данник Мали, во главе берберская династия АЛИ-БЕР, взял ТОМБУКТУ. Основная цель — захват рабов. Его сына разбивает Мухаммед I, занявший Мали, Диагу, Кадину и Адагес.
Военнопленных сажали на землю и превращали в зависимых крестьян, освобождавшихся через 3-4 поколения.
Мухаммед I покровительствовал учёным, при нём существовало учебное заведение, готовящее специалистов в исламе, праве и математике.
Могущество Сонгая было подорвано в XIV веке нашествием марроканцев, чьё войско с огнестрелами оттеснило сонгайцев на восток, но рудники золота так истощились, что регион перестал их интересовать.
На Вольте развивается сельское хозяйство, возникают государства племени МОСИ — УАГАДУГУ, ЯТЕНГА и ФАДА-И-ГУРМА.
Уагудугу разделён на 16 провинций, 5 управляет правитель.
ЯТЕНГА — примерно такое же устройство.
В VIII веке появляются народы ВОЛОФ, СЕРЕР, ФУЛЬБЕ и ТЕКРУР.
В 1350 году создают государство ДЖОЛОФ.
Фульбе восстают против Джолофа.
КОЛЬБЕ ГАЛАДИО пытается захватить золотоносные районы Бамбука, но терпит поражение.
На восточных границах Сонгая жили ХАУСА, там стали возникать отдельные государства — ДАУРА, КАНО, ЗИРИЯ и др.
Самое развитое — КАНО, его цари вели завоевательную политику; они же терпят поражения от Сонгая.
В VIII веке возникает государство КАН, в Нигерии — ОЙО. Там АЛАФИНЫ (главы дома) ограничены советом знати. Города управлялись начальниками, избирающиемися на 2 года.
В Эфиопии в X веке прекращает существование Аксум, в XIII веке правящая династия — ЗАНГВЕ, после СОЛОМОНОВА ДИНАСТИЯ, столицей был АНКОБЕР.
АДДИ — община — переделы земли, ГУЛЬТ — земля с крестьянами, передаются по наследству. Население платит десятину, каждые 4 дня — барщину. Домашнее рабство.
Вопрос 38. Государственная организация и социальная структура державы Сасанидов.
В III веке государство Сасанидов (Сасан — первый шаханшах) со столицей в Ктесифоне сменила Парфянское царство.
Первый шах — Артаксеркс — унаследовадовал все владения Парфии.
В итоге были объединены 250 племен разного развития.
Окончательно оформилось при ШАПУРЕ I.
Государственное устройство:
ШАХАН-ШАХ (царь царей)
ВАЗУРГ-ФРАМАДАР (распорядитель)
Центральное правительство ведало финансами, армией, налогами и ирригацией.
Местная власть — через наместников.
Социальная структура:
ЖРЕЦЫ
ВОИНЫ — внутренняя иерархия, имели место при дворе все сословия, кроме
ПИСЦЫ податных
ПОДАТНЫЕ
Горожане и крестьяне платили налоги, ремесленники продавали продукцию часто государству + рабы (500 драхм) на ирригациях. Они были посажены на землю в ДАСТАКАРДАХ и не отчуждаемы, плюс ранее были эллинские города.
|
|
В III-IV веках иранская знать (от родов Парфии) стала эксплуатировать общину (НАФЫ), вводя кабалу. Крестьянство остаётся лично свободным, делилось на общины — КЕДХУДА — староста общины, возглавлявший административные функции.
Традиционные повинности сменились ХАРАГОМ (налогом с земли) и ГЕЗИТОМ (подушной податью).
Росло имущественное неравенство, так, АЗАТ — это уже землевладелец, ДЕХКАНИН — полноправный владелец.
Религия — зороастризм. Огромный культ божеств — ОРМУЗДА, МИХРА, АНАХЕЗ, ЗРВАНА — поддерживалась жрецами — ХИДБАДАМИ и МОБЕДАМИ (Мобедан — второе лицо в государстве после шаха лицо в государстве).
Поддержка религии — обширные храмовые владения, кодификация АВЕСТЫ — в рамках борьбы с христианством.