Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
9) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследственность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.
10) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.
11) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образовательной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.
|
|
12) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.
Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8
(1) Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.
(2) Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14) Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы - явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.
|
|
(16) Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно».
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (ЗО)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!
(По Н. Лебедеву*)
*Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».
А28 В каком предложении автор выражает чужое мнение, не совпадающее с его собственным?
1) 10 2) 23 3) 27 4) 33
А29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 10 - 15?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) повествование и описание
А30 Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) 12 2) 24 3) 27 4) 32
Часть 2
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами
В1 Из предложений 27 - 28 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2 Из предложений 11-14 выпишите причастие(-я).
В3 Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 17-24 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5 Среди предложений 5 - 13 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
В6 Среди предложений 13-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
В7 Среди предложений 7-14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
|
|
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.
В8 «...Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как________ (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных деятелей культуры, и_____ (в предложениях 18 - 19, 25 - 27). Вместе с тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте используется и такое лексическое средство, как_____ («чтиво» в предложении 14), и такой троп, как_______ (предложение 22)».
Список терминов:
1) | метафора |
2) | сравнение |
3) | противопоставление |
4) | ирония |
5) | цитирование |
6) | ряды однородных членов |
7) | эмоционально-оценочная лексика |
8) | риторическое обращение |
9) | вопросно-ответная форма изложения |
Преподаватель Мироненко А.В.
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | ||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _17
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
|
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭД ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | |||