ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Вид работы: | Дипломная работа |
Специальность: | 19.02.10 Технология продукции общественного питания |
Тема: | «Организация процесса приготовления и приготовление горячей кулинарной продукции для школьного питания» |
Студент(ка): | Грязнова Л.С. | ___________ (подпись) | «___» ____ 2020 г. |
Руководитель ВКР: | Торопова Е.Ю. | ___________ (подпись) | «___» ____ 2020 г. |
Рецензент ВКР: | Кашкарова И.В. | ___________ (подпись) | «___» ____ 2020 г. |
| |||
ВКР допущена к защите: | |||
Зам директора по УИР Григорьева Т.А. | ___________ (подпись) | «___» ____ 2020 г. | |
| |||
Постановление Государственной экзаменационной комиссии от «___» __________ 2020 г. Признать, что студент(ка) ____________________________________________ выполнил и защитил ВКР с оценкой __________________________________
| |||
Председатель ГЭК: | Шевелева Н.В. | (подпись) | «___» ____ 2020 г. |
Секретарь ГЭК: | Богословская О.А. | (подпись) | «___» ____ 2020 г. |
Александров 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | 3 | |
1 | ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ…………………... | |
1.1 | Аналитический обзор учебной и методической литературы, правовых и нормативно- справочных источников по проблеме организации процесса приготовления и приготовлению горячей кулинарной продукции в столовой школьного учреждения.……………………………………………………. | 5 |
1.2 | Особые требования к питанию детей младшего школьного возраста. | 7 |
1.3 | Методика расчета пищевой ценности блюд школьного детского питания………………………………… | |
1.4 | Характеристика и качество сырья, полуфабрикатов для приготовления горячей кулинарной продукции для школьного детского питания.……………………………………………………………….. | 11 |
1.5 | Составление производственной ситуации и предложение методов ее решения при изготовлении горячей кулинарной продукции. | 13 |
1.6 | Организация рабочего места повара,требования к персоналу для приготовления горячих блюд для школьного детского питания. | 18 |
1.7 | Техническое оснащение для приготовления горячей кулинарной продукции в пищеблоке школы. | 19 |
1.8 | Организация контроля качества и безопасности при приготовлении и реализации блюд. | 25 |
2 | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: на примере школьной столовой МБОУ СОШ №37 п. Балакирево | |
2.1 | Расчет пищевой ценности блюд обеда на один день. | |
2.2 | Технологические карты на блюда. | |
2.3 | Презентация на тему: «Организация детского питания в школьном учреждении». | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………. |
ВЕДЕНИЕ
|
|
При организации питания в школьных столовых могут использовать два основных способа: это приготовление кулинарной продукции из сырья в школьной столовой или поставка в школьную столовую полуфабрикатов высокой степени готовности. Поставщиками продовольствия в школьные столовые являются комбинаты школьного питания. Комбинат школьного питания это крупное торгово-производственное объединение, в состав которого входят: фабрика-заготовочная и доготовочные предприятия (столовые). Имея высокомеханизированное оборудование, комбинат питания обеспечивает производство и доставку полуфабрикатов другим предприятиям общественного питания. КШП поставляет в школьную столовую полуфабрикаты высокой степени готовности, мясные полуфабрикаты, вакуумированные очищенные овощи: картофель, капуста, морковь, лук. С КШП заключается договор поставки продуктов питания, в нем указываются цены и порядок расчета за товар, цены на товар обсуждаются ежеквартально и фиксируются в протоколе согласования цены. В договоре указываются условия, порядок и сроки поставки продуктов питания. Перед каждой поставкой товара согласовывается стоимость будущего заказа и передается заявка на количество товара. На основании полученных данных поставщик и осуществляет доставку продуктов. Сопроводительная документация на поставку товара является обязательной на каждую новую партию товаров и предоставляется стороной поставщика заранее в бухгалтерию. В договоре указывается порядок приемки товара, так же упаковка и маркировка товара. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.
Целью дипломной работы является изучение организации процесса приготовления и приготовление горячей кулинарной продукции для школьного питания.
Задачи дипломной работы:
-изучить особенности организации питания детей младшего школьного возраста;
- изучить методику расчета пищевой ценности блюд питания для детей младшего школьного возраста.
- исследовать характеристику и качество сырья, полуфабрикатов для приготовления кулинарной продукции для детского питания.
- изучить методы совершенствования технологии приготовления и расширения ассортимента кулинарной продукции для детского питания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
1.1 Аналитический обзор учебной и методической литературы, правовых и нормативно- справочных источников по проблеме организации процесса приготовления и приготовлению горячей кулинарной продукции в столовой школьного учреждения
Для приготовления горячей кулинарной продукции в школьном учреждении МБОУ СОШ № 37 используются следующие справочники:
1. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия».
2. ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию».
3. ГОСТ Р 53104-2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания».
4. ГОСТ Р 53106-2008 «Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания».
|
|
5. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
6. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к срокам годности условиям хранения пищевых продуктов».
7. Анфимова Н.А. и др. Кулинария. М.: Экономика, 2011.-582с.
8. Ратушный А.С. Технология продукции общественного питания. В 2-х т. Т.1 Физико-химические процессы, протекающие в пищевых продуктах при их кулинарной обработке.- М.: Мир, 2013.- 351 с.
9. Сборник рецептур кулинарных изделий и блюд. - М.: Цитадель-трейд, 2015. - 752с.
10. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.- СПб.: ПРОФИКС, 2011.- 776 с.
11. Сборник рецептур кулинарных изделий и блюд. Нормативная и технологическая документация. - М.: Хлебпродинформ, 1912. -386с.
12. Скурихин И.М., Волгарева М.Н. Химический состав блюд и кулинарных изделий. Справочник в 2-х томах.- М.: Агропромиздат, 1914.- 360 с.
13. Справочник технолога общественного питания / А.И. Мглинец, Г.Н. Ловачева, Л.М. Алешина и др. М.: Колос, 2013. -541с.
14. Справочник технолога общественного питания / Под ред. О.И. Овсянникова. М.: Пищевая промышленность, 2011. -489с.
15. Технология приготовления пищи.- 3-е изд., перераб. / Ковалев Н.И., Сальникова Л.К. - М.: Экономика, 1911.- 303 с.
16. Технология производства продукции общественного питания / В.С. Баранов, А.И. Мглинец, Л.М. Алешина и др. М.: Экономика, 2013.-447с.
17. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров.-Ростов н/Д: «Феникс», 2012.- 448с.
18. Фонарева Г.С. Ефимов А.Д. и др. Справочник руководителя общественного питания. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2013.-562с.
19. Фурс И.Н. Технология производства продукции общественного питания.- Мн.: Новое знание, 2012.- 799 с.
1.2 Особые требования к питанию детей.
Особенности организации питания школьников связаны продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, становления нервно-психической сферы. Современное школьное обучение характеризуется высокими умственными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами, что также обусловливает особую важность для школьников полноценного питания. С физиологической точки зрения школьный возраст подразделяют на три этапа: младший(7-10 лет), средний(11-13 лет), старший(14-17 лет). Рациональное питание для каждого этапа имеет свои особенности. Оно предусматривает строго определенные соотношения основных пищевых веществ в рационе. Создание такого рациона с учетом возраста, а на втором и третьем этапах - и с учетом пола лежит в основе концепции сбалансированного питания(см таблицу 1). Одновременно необходимо учитывать, что детский рацион питания должен обеспечивать щадящее воздействие на организм.
|
|
Таблица 1. Суточная потребности детей в пищевых веществах и энергии
Возраст,лет
| Белки,г | Жиры,г | Углеводы,г | Энергия,ккал | ||
Всего | В том числе животные | Всего | В том числе растительные | |||
7…10 | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 | 2300 |
11…13(мальчики) | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 | 2700 |
11…13(девочки) | 85 | 51 | 85 | 17 | 340 | 2470 |
14…17(мальчики) | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 | 2900 |
14…17(девочки) | 90 | 54 | 90 | 18 | 360 | 2600 |
Необходимо помнить, что при недостатке в питании ребенка белков, и в частности белков животного происхождения, задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани. Снижается сопротивляемость к заболеваниям, нарушается деятельности желез внутренней секреции.
При недостатке жиров в рационе снижается сопротивляемость к болезням, замедляется рост, возникают заболевания кожи, кровеносных сосудов, печени. При избытке ухудшается усвоение других пищевых веществ, в частности белков, нарушается обменные процессы. Режим питания школьниковв домашних условиях и школе строится с учетом рекомендованных интервалов между приемами пищи: не менее 3 ч. и не более 4-4,5 ч. Дети должны получить дома завтрак в 7.00-7.30, горячий завтрак в школе на 2-й или 3-й перемене. Учащиеся групп продленного дня обедают после уроков в 13.00-13.30, учащиеся подготовительных классов после дневного сна в 16.30 получают полдник, ужинают в 19.00-19.30 дома. Калорийность горячих завтраковв городских школах должна составлять 1/4 (500-600 ккал) ежедневного рациона. В сельских школах в связи с отдаленностью их от места жительства учащихся калорийность горячих завтраков предусмотрена боле высокая – 1/3 ежедневного рациона
В питании учащихся общеобразовательных учреждений запрещается использовать:
1.непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);
2. творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек; сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 мин. до готовности);
3. молоко и простоквашу «самоквас» в натуральном виде, а также для приготовления творога;
4. зеленый горошек без термической обработки;
5. макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные)
6. напитки, морсы без термической обработки, квас;
7.грибы;
8.макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;
9. пирожные и торты кремовые;
10. жареные во фритюре пирожки, пончики;
11.неизвестные порошки в качестве разрыхлителей теста.
Особенности организации питания школьников связаны продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, становления нервно-психической сферы. Современное школьное обучение характеризуется высокими умственными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами, что также обусловливает особую важность для школьников полноценного питания. Пищевая ценность блюда определяется качеством входящего в него сырья, усвояемостью, степенью сбалансированности по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам). Энергетическая ценность блюда характеризуется долей энергии, высвобождающейся из пищевых веществ в процессе биологического окисления, которая используется для обеспечения жизнедеятельности организма. Расчет пищевой ценности производится по таблицам справочника «Химический состав пищевых продуктов», в которых указано содержание белков, жиров, углеводов в 100 г съедобной части продукта. Определяют расчетным путем количество белков, жиров, углеводов, содержащееся в сырье по рецептуре в графе «нетто». При расчете энергетической ценности блюда количество пищевых веществ умножают на соответствующие коэффициенты: белки и углеводы на «4», жиры на «9». Результат выражают в килокалориях. Для перевода энергетической ценности в килоджоули используют коэффициент 4,18. Если блюдо подвергается тепловой обработке, то при расчете пищевой и энергетической ценности учитывают потери: для белков - 6%, жиров 12%, углеводов 9%.
Расчет энергетической ценности производится по формулам:
Эц = (Б+У) 4,0 + Ж 9,0
Эц = Эц ккал 4,18
где Эц - энергетическая ценность в ккал, В кДж;
Б - содержание белков, г;
Ж - содержание жиров, г;
У - содержание углеводов, г.
Пример:
Необходимо рассчитать калорийность 130грамм молочных сосисок, если известно что 100грамм продукта содержит;
Б–11,0г
Ж–23,9г
У–1,6г
ОК – нет
1.В 130 граммах молочных сосисок содержится:
белков 11,0*1,3=14,3гр
жиры23,9*1,3= 31,07гр
углеводы1,6*1,3=2,08гр
2.Зная коэффициент калорийности 1грамма белков, жиров и углеводов, можно рассчитать энергетическую ценность 130 граммов молочных сосисок:
белков 4,0 ккал*14,3=57,2 ккал
жиров 9,0 ккал*31,07=279,63 ккал
углеводов 3,75 ккал*2,08=7,8 ккал
3.Следовательно, энергетическая ценность 130 грамм молочных сосисок будет равна: 57,2+279,63+7,8 = 344,63ккал
Данный пример показывает, как можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или продукта если известен его химический состав
1.4Характеристика и качество сырья, полуфабрикатов для приготовления горячей кулинарной продукции для школьного детского питания.
В детском питании используются только свежие продукты: Мука представляет собой продукт, полученный из зерна путем дробления или разлома, в процессе которого тщательно отделяют отруби и зародыш, а эндосперм доводят до требуемой крупности помола. На предприятии общественного питания используют муку пшеничную высшего сорта. Качество муки нормируется показателями, предусмотренными стандартами. Ряд показателей зависит от выхода и сорта муки. т.е к любому виду муки предъявляются единые требования. К ним относиться запах, вкус, хруст, влажность, зараженность вредителями хлебных запасов, наличие вредных и металлических примесей. Остальные показатели устанавливаются отдельно для каждого сорта муки.
Крупа представляет собой эндосперм зерна, измельченный до частиц диаметром 2-3 мм. Крупы содержат значительное количество крахмала и белка. Это высококалорийные продукты, а после кулинарной обработки легко усвояемые организмом, что делает их незаменимыми компонентами лечебного и диетического питания. На предприятии общественного питания используют следующие виды круп: пшено, рис, гречневая ядрица, перловая, манная. Качество круп оценивают в соответствии со стандартом. В крупах не должен ощущаться посторонний (затхлый) запах, вызываемый наличием плесневых зерен, не допускается горький, кислый, привкус. Нормируется также влажность и содержание доброкачественного ядра.
Макаронные изделия вырабатываются из пшеничной муки специального помола. Готовые изделия хранятся более 1 года без заметных изменений свойств, так как имеют низкое содержание влаги (13%). В качестве обогатителей при выработке макаронных изделий используют яичные и сухие молочные продукты, а также различные овощные и фруктовые порошки. Макаронные изделия обладают высокой пищевой ценностью из-за значительного содержания углеводов и белков. Качество макаронных изделий оценивают по цвету, состоянию поверхности, форме, виду в изломе, вкусу и запаху, состоянию изделия после варки. Из физико-химических показателей нормирую влажность, кислотность, прочность на излом, содержание лома. Крошки и деформирование изделий. Цвет макаронных изделий должен быть однотонным, с кремовым или желтоватым оттенком, соответствующим сорту муки, или с другими оттенками при внесении добавок. Форма изделия правильная, соответствующая наименованию. При варке до готовности изделия не должны терять форму, склеиваться. Образовывать комья, разваливаться по швам.
Вкус и запах должен быть свойственными макаронным изделиям. Без оттенка горечи, затхлости, запаха плесени и других посторонних привкусов и запахов. Влажность макаронных изделий не должна превышать 13%, изделии для детского питания- 12%.
Молоко используется непосредственно как продукт питания и как сырье для переработки. Основной вид молочного сырья (свыше 90%)- коровье. По внешнему виду и консистенции молоко является однородной жидкостью без осадка. Для молока повышенной жирности и топленого не допускается отстой сливок. Для свежего молока возможно наличие отстоя сливок рыхлой структуры, без четкой линии раздела. Цвет молока должен быть белым, со слегка желтоватым оттенком, топленого – с кремовым, нежирного – со слегка синеватым оттенком. Вкус и запах молока должны быть чистыми без посторонних привкуса и запаха.
Мясо и мясные продукты являются одними из главных продуктов питания, так как содержат почти все необходимые для человека питательные вещества в благоприятном количественном соотношении. Содержащиеся в мясе жиры обусловливают высокую энергетическую ценность мясных продуктов, участвуют в образовании аромата и вкуса продуктов и содержат в достаточном для человека количестве полиненасыщенные жирные кислоты. Мясо классифицируется по ряду показателей: виду, возрасту, полу, упитанности убойных животных, переработке, термическому состоянию и др. В школьную столовую завозят: нежирную телятину, говядину, курятину и индюшатину рекомендованы для включения в рацион школьника. Важно учитывать, что мясо в рационе ребенка должно присутствовать в правильном сочетании и в нужное время.
1.5 Составление производственной ситуации и предложение методов ее решения при изготовлении горячей кулинарной продукции.
Новые технологии приготовления блюд для детского питания. В школьных учреждениях есть жарочные шкафы, духовые шкафы, электроплиты, но они могут не дать тот эффект, как пароконвектомат, Мною выбран пароконвектомат для приготовления горячей кулинарной продукции, это наилучший и самый оптимальный выбор для школьного учреждения. Всего один аппарат заменяет до 70% видов кухонного оборудования: плиту, жарочный шкаф, фритюрницу, конвекционную печь. С его помощью можно: жарить, запекать, тушить, готовить на пару и выполнять многие другие операции. Уже давно аксиомой стал тот факт, что блюда, приготовленные в пароконвектомате, сохраняют всю цветовую гамму, витамины и прочие питательные вещества, а благодаря тому, что все готовится без жира, полностью реализуется концепция здоровой кухни. Кроме того, пароконвектоматы намного удобнее для персонала, чем обычное кухонное оборудование. Нет необходимости постоянно следить за процессом приготовления – помешивать блюдо, заглядывать в духовку, сдвигать крышку, переворачивать продукты и т.п. Преимущества пароконвектомата перед другими видами теплового оборудования:
-сочетание определённой температуры и влажности в рабочей камере, которое позволяет ускорить процесс приготовления пищи;
-равномерное приготовление;
-отсутствие необходимости переворачивать продукты;
-при одновременном приготовлении различных блюд, каждое из них сохраняет свой вкус, большинство витаминов и минеральных веществ, выглядит очень аппетитным и свежим;
-обработка нескольких разнородных продуктов одновременно (до 10-12 блюд) без смешивания запахов;
-сохранение полезных свойств продуктов — возможность приготовления без масла, без образования поджаристой корочки, и без угрозы образования канцерогенов;
-снижение потерь конечного продукта на ужарку и уварку;
-экономия электроэнергии;
-уменьшение трудовых затрат;
-простота чистки оборудования (возможность использования самоочистки)
Покупка пароконвектомата — задача ответственная, поэтому к выбору поставщика нужно отнестись серьезно.
Пароконвектомат Abat Мини-ПКА 6-1/2 ПпоставщикAbat™