Специальные умения по открытию и завершению групповой сессии

Обучая и подвергая супервизии групповых консультантов, я обнаружил, что многим из них недостает умения эффективно открывать и закрывать групповую сессию. Например, некоторые просто выбирают одного из членов группы и фокусируют на нем свое внимание, в то время как вся остальная группы пассивно присутствует на заднем плане. Поскольку консультанты часто боятся того, чтобы все шло своим чередом, спонтанно, любой член группы, который задает вопрос, вызывает на себя все внимание, и консультант не предпринимает никаких попыток вовлечь во взаимодействие других участников. Когда групповая сессия слабо и бледно начинается, очень трудно достичь удовлетворительного уровня работы в оставшееся время.

Способ закрытия каждой сессии не менее важен, чем процедура начала. Я наблюдал за консультантами, которые просто позволяли времени утекать, а потом вдруг резко говорили: «На сегодня все, наше время истекло, встретимся на следующей неделе». Поскольку консультант упускает возможность подвести итоги и предложить некоторую оценку сессии, ценность встречи оказывается утерянной. Эффективное открытие и закрытие сессии обеспечивает связь между сессиями. Эта связь увеличивает вероятность того, что участники будут размышлять о том, что случилось на группе, когда будут находиться за ее пределами, и когда попытаются применить в повседневной жизни то, чему они научились. Вместе с тем, что члены группы получают от консультанта некоторое направление, он также помогает им осознать свой собственный уровень участия в каждой сессии.

 

ПРОЦЕДУРЫ ОТКРЫТИЯ ГРУППОВОЙ СЕССИИ

В группе, которая встречается каждую неделю или на регулярной, основе, консультант имеет несколько возможностей для начала сессии.

1. Можно попросить участников прямо выразить то, что они хотят получить от групповой сессии. Я предпочитаю быстро провести круговой опрос, благодаря которому каждый член группы определяет цели и содержание, которые должны быть исследованы в течение сессии. Прежде чем сфокусировать свое внимание на одном человеке, полезно предоставить каждому члену группы возможность хотя бы высказать, чего он хочет достичь в результате сессии. Таким образом мы расширяем перечень вопросов, требующих проработки, и устанавливаем «повестку дня». Если несколько членов группы имеют одни и те же трудности, то эта процедура позволяет вовлечь в работу и их.

2. Полезно предоставлять людям возможность высказать любые мысли, которые касаются прошедшей сессии, или вынести на рассмотрение проблемы, неразрешенные на прошлой встрече. Нерешенные проблемы членов группы или проблемы между ними и консультантом могут прогрессировать, и тогда структура проблем, требующих исследования, усложняется. Подобная скрытая «повестка дня» мешает продуктивной работе до тех пор, пока ее не сделают очевидной и не проработают.

3.Можно попросить участников группы дать отчет о прогрессе или сложностях, которые возникли в течение предыдущей недели. В идеале члены группы должны были поэкспериментировать с новыми формами поведения вне группы, поскольку они вовлечены в выполнение «домашнего задания» и работают над конкретными планами, которые ориентированы на действие. Даже если не все виды этой активности имеют место, оставшееся время может быть эффективно использовано для обсуждения достигнутых успехов и внесения в группу новых проблем.

4.Консультант может сделать обзор предыдущих встреч или высказать некоторые мысли, которые возникли у него на предыдущей сессии или по ее поводу.

Одним из способов открытия сессии может стать использование структурированных упражнений, чтобы помочь членам группы понять, какое именно содержание они хотят исследовать. В зависимости от того, как, когда и почему они используются, структурированные упражнения могут усилить взаимодействие и обеспечить сосредоточенность на дальнейшей работе или же сформировать зависимость членов группы от консультанта, который указывает направление сессии. В своей готовности продвинуть группу и обеспечивать это движение некоторые консультанты пытаются выдавать одно упражнение за другим в стиле «все или ничего». Упражнения, которые соответствуют полному плану группы и используются время от времени и в нужный момент, могут стать чрезвычайно эффективным инструментом для изменения. Но неадекватное и несвоевременное применение этих средств может сделать их непродуктивными для группового процесса и индивидуального роста.

Структурированные упражнения могут быть очень полезными на начальной и заключительной стадии развития группы или как способ открытия встречи. В начале работы с группой я использую конкретные упражнения, разработанные для того, чтобы помочь членам группы прояснить их личные цели, проработать их ожидания и страхи и построить атмосферу доверия. Эти упражнения могут состоять в просьбе к членам группы поработать в паре или маленьких группах над некоторыми отобранными темами, например, обсудить, что они надеются получить от групповой сессии.

 

ПРОЦЕДУРЫ ЗАКРЫТИЯ ГРУППОВОЙ СЕССИИ

Прежде чем закрыть сессию, выделите время, для того чтобы суммировать все, что было достигнуто, отрефлексировать пережитое, поговорить о том, что участники могут сделать сейчас и на следующей сессии, то есть подвести итоги. Иногда полезно остановиться посреди сессии и сказать что-то вроде этого: «У нас осталось около часа, прежде чем мы закончим на сегодня. Поэтому я хочу свериться с вами и спросить, есть что-нибудь, что вы хотели бы вынести на рассмотрение, прежде чем мы закончим». Или такую фразу: «Я бы хотел, чтобы каждый из вас сказал, что он думает или чувствует по поводу текущей встречи. Вы могли бы сказать мне, чего вы хотите от нее?» Этот прием не должен использоваться часто, в качестве постоянной процедуры, но, если использовать его время от времени и к месту, он может помочь членам группы оценить достигнутый ими прогресс. Если они не удовлетворены собственным участием или тем, что происходит на сессии, у них еще есть время, для того чтобы изменить направление движения группы, прежде чем сессия закончится.

В целом члены группы не могут автоматически оценивать степень собственного участия в группе или ту пользу,"которую они приносят. Консультант может получить большую выгоду, ориентируя участников на осознание временных ограничений встречи и на осознание того, удовлетворены ли они участием в группе. Члены группы также нуждаются в направлении для оценки того, насколько они продвинулись к достижению своих целей и насколько эффективно работает группа. Если подобная оценка периодически используется, члены группы получают возможность для формулирования своих планов, которые могут изменить ход встречи, до того как она подойдет к концу. По крайней мере, значительно уменьшается вероятность того, что человек покинет группу, чувствуя, что он не получил того, на что надеялся.

Рассмотрим навыки консультанта, касающиеся закрытия сессии и., интеграции группового опыта и того, чему члены группы научились в ходе сессии. Здесь приведен перечень шагов, которые консультант может предпринимать в конце каждой недели, чтобы помочь членам группы оценить их участие и навести мосты над пропастью между группой и ее повседневным существованием.

1. Групповой консультант стремится к тому, чтобы, закрывая сессию, не поставить крест на тех проблемах, которые появились в процессе сессии. Несмотря на то что тревога, появляющаяся в результате незавершенности, оставляет членов группы как бы в «зависшем» положении и может быть непродуктивной, слишком быстрое закрытие проблем и трудностей будет не терапевтичным. Многие консультанты совершают ошибку, преждевременно закрывая проблемные области. Ориентируясь на задачу, они чувствуют дискомфорт от предоставления членам группы того времени, в котором они нуждаются, чтобы исследовать свои проблемы и бороться с ними. В таком случае вмешательство консультанта может иметь эффект поверхностною разрешения того, что обладает глубоким содержанием и требует тщательного изучения. Хорошо, когда люди покидают сессию с некоторыми вопросами, на которые они не получили ответа. Они будут мотивированы на то, чтобы поразмышлять об этом и прийти на группу с предварительным решением, которое будет их собственным. Консультант нуждается в том, чтобы создать тонкое равновесие между приближением к закрытию проблемы в конце сессии и полным закрытием проблемы.

2. Подведение итогов эффективно в конце любой сессии. Полезно попросить членов группы подвести итоги как по групповому процессу в целом, так и по отношению к их личному прогрессу. Можно делать комментарии по соответствующим темам и проблемам, разобранным на сессии. Групповой консультант может добавить итоговые комментарии, особенно в том, что касается группового процесса, но еще лучше — научить членов группы самостоятельно интегрировать то, чему они научились в ходе сессии.

3. Можно попросить участников рассказать группе о том, какой они видят прошедшую сессию, предложить комментарии и обратную связь другим членам группы и сделать вывод о собственном участии в работе группы. Если делать это регулярно, участники группы начинают ощущать свою ответственность за принятие решений, связанных с внесением изменений в работу группы, если они не удовлетворены ею. Например, какой-то участник неделю за неделей повторяет, что ему скучно. Тогда вы можете спросить его, что он может и хочет сделать, чтобы преодолеть свою скуку.

4. Полезно сосредоточиться на позитивной обратной связи. Люди, которые вовлечены в работу, будут чувствовать, что их участие осознано и поддержано и консультантом, и группой.

5. Члены группы могут рассказать о своем «домашнем задании», в ходе которого они пытались применить на практике то, что поняли в момент инсайта. Они могут прямо выразить то, чему они научились посредством взаимоотношений в групповом контексте, или строить планы относительно того, как применить навыки решения проблемных ситуаций, которым они научились, во внешнем мире.

6. Можно попросить участников группы назвать любую тему или проблему, которую они хотели бы обсудить на следующей сессии. Поскольку этот прием протягивает ниточку между сессиями, он подталкивает участников к тому, чтобы поразмыслить о том, как можно исследовать предложенную тему или проблему на следующей сессии, то есть стимулирует работу между сессиями.

7. Групповой консультант может выразить собственные реакции на сессию и сделать небольшой обзор. Эти реакции и комментарии о работе группы могут быть очень полезными для стимулирования мыслей и действий некоторых членов группы.

Вмешательство консультанта, которое я описал, демонстрирует, что тщательное внимание к открытию и закрытию групповой сессии помогает обучению. Оно помогает членам группы осознать свою роль в определении результатов работы группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: