ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Прежде чем на-
чать посещать группу, человек должен принять осознанное решение о том, хочет ли он принять участие в работе группы. Члены группы должны быть активны в процессе принятия решения о том, подходит ли им эта группа. Здесь перечислены некоторые трудности, которые касаются роли членов группы на этой стадии.
• Члены группы должны знать все о специфике группы, которая может оказать на них влияние.
• Члены группы должны узнать о том, как интервью с групповым консультантом поможет им определить, подходит ли им эта группа и этот консультант в данный момент их жизни.
• Члены группы могут получить пользу от подготовки себя к будущей группе, размышляя о том, что они хотят получить от группового опыта, и определяя личные цели, которые будут руководить их работой в группе.
Проблемы могут возникнуть, если члены группы были принуждены к посещению группы, не получили адекватной информации о группе или пассивны и не предлагают своих соображений о том, что они хотят или ожидают получить от группы.
ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Основные задачи консультанта в период формирования группы таковы.
• Определить общие цели и конкретное направление движения группы.
• Выдвинуть ясные предложения по формированию группы.
• Представить эти предложения специалистам и выслушать компетентные мнения. • Заявить о наборе в группу, предоставив потенциальным участникам группы информацию о ней.
• Организовать предгрупповое интервью для отбора членов группы и с целью их ориентации.
• Принять решение об окончательном составе группы.
• Сформировать практическое обеспечение группы.
• Получить разрешение родителей (если это необходимо).
• Психологически подготовиться к решению своих задач как консультанта и встретиться с ко-терапевтом (если в этом есть необходимость).
• Организовать предварительную групповую сессию с целью знакомства, презентации основных правил и подготовки членов-группы к получению успешного группового опыта.
• Обеспечить информированное согласие на участие в группе, обсудив возможный психологический риск участия в группе.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ. Многие группы заходили в тупик уже на ранних стадиях своего развития, поскольку были плохо подготовлены к работе. То, что определялось как «сопротивление» со стороны некоторых членов группы, зачастую являлось результатом ошибочных действий консультанта, который не обеспечил членам группы адекватной ориентации в групповом процессе. Природа и контекст подготовки определяются по большей части типом группы, но все же существуют элементы, которые можно отнести к любой группе: ожидания членов группы и консультанта, базовые процедуры группы, неправильное понимание некоторых аспектов группы, а также преимущества и ограничения участия в группе. Эта подготовка может начинаться на индивидуальной встрече и продолжаться в ходе начальных сессий. Несмотря на то что построение предгрупповой подготовки требует времени, оно полностью компенсируется достижением желаемого эффекта. Многих потенциальных препятствий в развитии группы можно избежать, если тщательно спланировать работу и подготовиться к ней.
Ис— ориентация и исследование
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ
Начальная стадия развития группы — это ориентация и исследование, определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы. В этой фазе члены группы узнают, как функционирует группа, определяют свои цели, проясняют свои ожидания и ищут свое место в группе. На начальной стадии члены группы стремятся сохранять «публичный образ», то есть демонстрируют ту часть себя, которая, по их мнению, является социально приемлемой. Эта фаза обычно характеризуется определенной степенью тревоги и отсутствием безопасности в структуре группы. Члены группы напряжены, поскольку они открывают для себя группу, испытывают ограничения на прочность и удивляются, когда видят, что их принимают.
Обычно члены группы приносят в группу конкретные ожидания, волнения и тревогу, и жизненно важно, чтобы им позволили выразить их открыто. В это время консультант должен прояснить то, что участники группы понимают неправильно, и, если необходимо, демистифицировать группу. Я рассматриваю начальную стадию как нечто подобное первому дню в другой стране, попытке освоить основы нового языка и различные способы выражения себя на чужом наречии.
ПЕРВИЧНЫЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ: ВКЛЮЧЕНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Самоопределение в группе и определение той степени, в которой член группы сможет стать ее активным участником, являются основными задачами начальной стадии. Шутц (Schutz, 1973а)[2] говорил, что эта фаза включает в себя нахождение равновесия между утверждением индивидуальности и достижением согласия в группе. На начальной стадии развития группы участники часто спрашивают себя:
• Буду ли я посещать эту группу или уйду из нее?
• Насколько я хочу раскрыть себя?
• Какой риск я готов принять?
• Насколько безопасным для меня будет принятие риска?
• Могу ли я действительно доверять этим людям?
• Впишусь ли я в эту группу?
• Кто в группе мне привлекателен, а с кем я держу дистанцию?
• Примут меня другие члены группы или отвергнут?
• Смогу ли я быть собой и в то же время стать частью группы?