В этой главе мы привели вам пример того, как мы можем заимствовать техники и принципы разнообразных подходов, чтобы раскрыть темы, которые возникали в описанной группе. Хотя весьма важно работать в рамках той теории, которую вы знаете лучше всего, нет необходимости ограничивать свою практику только одной моделью. Вместо этого вы можете интегрировать разнообразные компоненты из всех моделей и начать развивать ваш собственный стиль ведения группы. Стиль, который будет подходить вам лично и той группе, которую вы ведете. Единственно важным элементом в эффективном руководстве группой является тот способ, посредством которого вы существуете в группе.
Мы описали разнообразные техники в работе с темами, которые предлагали члены группы, но мы использовали эти техники для того, чтобы развить те проблемы, которые заявляли участники, а не ради них самих. Техники не лучше, чем личность, их использующая, и они бесполезны, если вы не адаптируете их к конкретному контексту или члену группы. Техники оказывают воздействие на климат, сложившийся в группе, и на отношения между консультантом и членами группы. Но техники — это только средства, инструменты, которые применяют к возникающему в группе материалу и с их помощью поощряют дальнейшее исследование трудностей, которые личностно значимы для членов группы.
|
|
Важнее любой техники та позиция, которую мы занимаем по отношению к членам группы, отражающая, кто мы есть и что мы делаем в группе. Когда мы полностью психологически присутствуем и являемся собой, мы можем стать катализатором, который подтолкнет членов группы к интроспекции, адекватному самораскрытию и принятию риска. Мы убеждены, что наша первичная и основная функция как ко-терапевтов заключается в том, чтобы поддержать членов группы в их стремлении принять решение о том, как именно они хотят жить. Мы работаем с людьми, которые борются за себя, которые пережили потерю или серьезную психологическую боль. Групповые переживания открывают членам группы дорогу к себе и позволяют им жить в мире с собой и другими.
Иногда члены группы показывают себя с худшей стороны, и мы должны принять участие в их путешествии к себе, чтобы помочь им открыть свою лучшую сторону.
Заключительное слово
Я надеюсь, что эта книга и руководство для учащихся помогут вам продуктивно поразмышлять над групповым процессом, больше прочитать и больше узнать о тех темах, которые мы исследовали вместе в этой книге, и стремиться получить групповой опыт как в качестве участника, так и в качестве ведущего. Вы можете также использовать видео «Эволюция группы» и рабочую книгу как приложение к этому учебнику, особенно к этой главе. Учебное видео и учебное-пособие вы можете заказать в Brooks/Cole- Wadsworth Publishing Company.
|
|
Я искренне заинтересован в вашей обратной связи, относительно этой книги, руководства или видео. Я приветствую и ценю любые предложения, которые помогут сделать эту книгу более полезной для будущих читателей. Вы можете написать мне по адресу: Brooks/Cole-•Wadsworth, Pacific Grove, CA 93950.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие.................................................................................. 3
Часть первая. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА: ОБЗОР....................................... 9
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ РАБОТУ.................... 9
Возрастание популярности групп.............................................. 9
Об этой книге............................................................................... 11
Обзор консультативных групп................................................... 12
Другие типы групп...................................................................... 15
Групповое консультирование в мультикультуральном
контексте...................................................................................... 23
Глава 2. РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ....................................... 33
Руководитель группы как личность........................................... 33
Проблемы и трудности, возникающие у начинающих
консультантов.............................................................................. 37
Навыки руководителя группы.................................................... 44
Становление эффективного мультикультурального
группового консультанта............................................................ 59
Специальные умения по открытию и завершению
групповой сессии......................................................................... 59 Группы с двумя ведущими......................................................... 62
Развивайте свой стиль групповой работы................................ 64 Развитие сотрудничества между групповым консультантом
и исследователем......................................................................... 66
Глава 3. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЭТИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
АСПЕКТОВ
ГРУППОВОЙ ПРАКТИКИ........................................................ 70
Права участников группы........................................................... 70
Психологический риск участия в группе.................................. 76
Этические аспекты деятельности группового
консультанта............................................................................. 78
Влияние ценностей консультанта на группу......................... 80
Этические проблемы в области мультикультурального
консультирования...................................................................... 82
Использование и неправильное применение
групповых техник...................................................................... 83
Компетентность группового консультанта............................ 84
Ответственность и злоупотребления....................................... 9 2
Глава 4. РАННИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ .......... 94
Стадия 1: предгрупповые трудности — формирование
группы....................................................................................... 95
Стадия 2: начальная стадия" — ориентация
и исследование.......................................................................... 106
Стадия 3: переходная стадия — работа с сопротивлением.. 113
Заключительные комментарии................................................ 121
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СТАДИИ
РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.............................................................. 121
Стадия 4: рабочая стадия — сплоченность
и продуктивность..................................................................... 122
Стадия 5: заключительная стадия — объединение
и завершение............................................................................. 135
Стадия 6: постгрупповая работа — контрольная встреча
и оценка..................................................................................... 140
Заключительные комментарии................................................ 143
Ссылки и литература, рекомендуемая для чтения
по первой части книги............................................................. 144
Часть вторая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ГРУППОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ....................... 151
Глава 6. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГРУППЕ 151
|
|
Введение.................................................................................... 151
Ключевые понятия................................................................... 154
Базовые техники....................................................................... 163
Роль и функции группового консультанта............................. 169
Стадии развития и их приложение в групповой работе....... 171
Современные тенденции в психоаналитической
теории групп.............................................................................. 181
Оценка психоаналитической модели...................................... 187
Контактная информация.......................................................... 191
Рекомендую для дополнительного чтения...................... .. 192
Ссылки и литература для углубленного изучения темы 192
Глава 7. АДЛЕРИАНСКОЕ ГРУППОВОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ...................................................... 195
Введение................................................................ ....... 195
Ключевые понятия.................................................................. 196
Роль и функции консультанта................................................. 203
Применение адлерианских принципов
к групповой работе................................................................... 204
Стадии развития группы.......................................................... 205
Адлерианские принципы в действии:
особые групповые переживания............................................. 210
Оценка адлерианского подхода к группе............................... 212
Контактная информация.......................................................... 217
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 219
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 220
Глава 8. ПСИХОДРАМА....................................................... 222
Введение.................................................................................... 222
Ключевые понятия............................................................. 223
Базовые составляющие психодраматического метода.......... 2
Стадии психодраматического процесса................................. 232
Техники психодрамы............................................................... 239
Оценка подхода........................................................................ 245
Контактная информация..:.................................................... 248
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 249
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 250
|
|
Глава 9. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ГРУППЕ 250
Введение.................................................................................... 250
Ключевые понятия.................................................................. 253
Роль и функции группового консультанта............................. 267
Оценка экзистенциального подхода....................................... 269
Контактная информация.......................................................... 274
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 275
Ссылки и литература для дополнительного чтения.............. 276
Глава 10. ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
К ГРУППЕ .............................................................................. 278
Введение.................................................................................... 278 Ключевые понятия.................................................................. 281
Роль и функции группового консультанта.............................
Групповой процесс................................................................... 292
Оценка личностно-центрированного
группового подхода.................................................................. 295 Контактная информация.......................................................... 303
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 303
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 304
Глава 11. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ В ГРУППЕ................... 306
Введение.................................................................................... 306
Ключевые понятия.................................................................. 308 Роль и функции группового консультанта............................. 316
Применение и эксперименты....................................;........... 319
Оценка гештальтподхода к группе......................................... 333
Контактная информация.......................................................... 336
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 338
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 338
Глава 12. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ................................. 341
Введение.................................................................................... 341
Ключевые понятия................................................................... 344
Роль и функции терапевта....................................................... 354
Терапевтические процедуры и техники................................. 355
Оценка транзактного анализа.............................................. 358
Контактная информация.......................................................... 363
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 364
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 364
Глава 13. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ 365
Введение.................................................................................... 365 Ключевые понятия................................................................... 367
Роль и функции группового консультанта............................. 369 Стадии развития группы.......................................................... 371
Применение и техники............................................................. 379
Оценка поведенческой групповой терапии............................ 391
Контактная информация.......................................................... 397
Рекомендую для дополнительного чтения............................. 398
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 399
Глава 14. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.......................................... 401
Введение.................................................................................... 401
Ключевые понятия............................................................... 403
Роль и функции группового терапевта................................... 408
Терапевтические техники и процедуры................................. 409
Оценка рационально-эмотивной поведенческой терапии.... 419
Контактная информация.......................................................... 423 Рекомендую для дополнительного чтения............................. 423
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 424 Глава 15. ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ.............................. 426
Введение.................................................................................... 426
Ключевые понятия............................................................ 427
Роль и функции группового консультанта............................. 431 Практика терапии реальностью в группах............................. 432
Оценка терапии реальностью.................................................. 443
Контактная информация.......................................................... 451
Рекомендую для дополнительного чтения........................... 452
Ссылки и литература для углубленного изучения темы....... 453
Часть третья. ИНТЕГРАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ.................. 454
Глава 16. СРАВНЕНИЕ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
И ИНТЕГРАЦИЯ ...................................................................... 454
Цели группового консультирования....................................... 454
Роль и функции группового консультанта............................. 455 Степень структурированности и разделение
ответственности........................................................................ 457 Использование техник............................................................. 459
Групповая работа в мультикультуральном контексте.......... 460
Применение интегративной эклектической модели............. 461 Выводы и обзорные таблицы.................................................. 470
Глава 17. ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ:
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД................................................. 481
Введение.................................................................................... 481
Формирование группы............................................................. 483
Начальная стадия...................................................................... 484
Переходная стадия................................................................... 490
Рабочая стадия.......................................................................... 474
Заключительная стадия............................................................ 504
Развивайте свой собственный стиль руководства
группой...................................................................................... 508
Заключительное слово................................ …………………… 509.
Джеральд Кори
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Редактор Е. Рыбина Художественный редактор А. Мусин Технический редактор Н. Носова Компьютерная верстка В. Фирстов Корректор Н. Понкратова
ООО «Издательство «Эксмо». 107078, Москва, Орликов пор., д. 6. Интернет/Home page — www.eksmo.nj Электронная почта (E-mail) — tnfo@ eksmo.ru
Подписано в печать с готовых диапозитивов 06.02.2003 Формат 60x90 1/16. Гарнитура «Таймс» Печать офсетная. Бум. писч. Усл. печ. л. 40,0. Уч.-изд. л. 42,9 Тираж
3000 экз. Заказ № 648
Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14