Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 37.04.01 «Психология», профиль «Психология спорта, физической культуры и здорового образа жизни»

Темы, демоверсия теста и критерии оценивания теста для подготовки к вступительному экзамену по Психологии спорта

1. Психологическая структура спортивной деятельности

2. Мотивация в спорте

3. Роль познавательных психических процессов в спортивной деятельности

4. Особенности личности спортсменов различных специализаций и квалификации

5. Психологические особенности взаимодействия, общения тренера со спортсменом, спортивной командой

6.Психодиагностика в спорте

7.Регуляция эмоциональных состояний в спорте

8.Психологические особенности спортивной команды. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованию.

Список рекомендуемой литературы:

1. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для вузов по спец. «Физическая культура» - М.: Академия, 2009.

2. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. – М.: Советский спорт, 2010.

3. Загайнов Р.М., Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2012.

4. Ильин Е.П. Психология спорта: учебник для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей. – СПб.: Питер, 2010.

5. Кузьмина С.В. Психологические основы спортивной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2010

6. Малкин, В. Р. Психологические методы подготовки спортсменов: учебное пособие для вузов / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева; под научной редакцией В. Н. Люберцева. — М.: Юрайт, 2020.

7. Психология физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Физическая культура и спорт» /под ред. А.В. Родионова. - М.: Академия, 2010.

8. Психология физической культуры: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под общей редакцией профессора Б. П. Яковлева, профессора Г. Д. Бабушкина. – М.: Спорт, 2016.

9. Сафонов В.К., Психология спортсмена / В.К. Сафонов - М.: Спорт, 2017.

10. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие для студентов вузов по спец. «Физическая культура и спорт» - М.: Советский спорт, 2007.

11. Смоленцева В.Н., Психология взаимодействия в спорте: учебно-методическое пособие для вузов физической культуры / Смоленцева В.Н. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.

12. Яковлев Б.П., Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие - М.: Советский спорт, 2014.

 

 

Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 37.04.01 «Психология», профиль «Психология спорта, физической культуры и здорового образа жизни»

Демонстрационный вариант тестовых заданий вступительных испытаний:

1. Что входит в психологическую структуру деятельности спортсмена

А. мотив

B. условия деятельности

C. цель                     

D. действия

E. результат

 

2. Мотив - это

A. личностное качество

B. побуждения к деятельности

C. осознаваемая причина действий и поступков человека

D. психическое состояние

E. форма деятельности человека

 

3.Центральная закономерность развития мотивов

A. стремление к равновесию

B. расширение круга деятельностей

C. расширение диапазона объектов, удовлетворяющих потребность

D. стремление к напряжению

E. ассимиляция в окружающую среду

F. аккомодация мотивов

4.В структуре спортивной мотивации выделяют следующие значимые мотивы

A. познавательный мотив

B. мотив достижения

C. мотив борьбы

D. биологический мотив

E. эстетический мотив

5. Мо­ти­вы ста­дии выс­ше­го спор­ти­вно­го мас­терс­тва характеризуются:

A. фор­ми­рованием и раз­ви­тием под зна­ком рас­ши­ре­нияот­но­ше­ний лич­но­сти к коман­де, тре­не­ру,  са­мо­му се­бе, кон­крет­но­му ви­ду спор­та.

B. ди­на­ми­кой вклю­че­ния че­ло­ве­ка в но­вый дви­га­те­ль­ный ре­жим, адап­та­цию к физи­че­ским

на­груз­кам и спе­ци­фи­ке от­но­ше­ний в спор­ти­вной груп­пе.

C. под­чи­не­нием до­сти­же­нию успе­ха в спор­те.

6.Мотивационная направленность, проявляющаяся, если ребенок на уроках физической культуры получают удовлетворение от двигательной активности, азарта эмоций радости и победы

A. внешняя мотивация

B. внутренняя мотивация

C. мотивация, направленная на процесс

D. мотивация направленная на результат

E. мотивация по типу разрядки психофизического напряжения

F. мотивация достижения

G. мотивация самосовершенствования

7.Для спортсмена эти ощущения иг­ра­ют ве­сь­ма важ­ную роль в про­цес­се со­зда­ния пер­вич­ных пред­став­ле­ний о дви­же­нии, а так­же в ори­ен­та­ции и кор­рек­ции вы­пол­ня­емых дви­же­ний:

A. зри­те­ль­ные ощу­ще­ния

B. вес­ти­бу­ляр­ные ощу­ще­ния

C. ося­за­те­ль­ные и ор­га­ни­че­ские ощу­ще­ния

D. слу­хо­вые ощу­ще­ния

8. У спортсмена эти ощущения за­ни­ма­ют вид­ное мес­то, осо­бен­но в ви­дах спор­та, свя­зан­ных с раз­лич­ны­ми спор­тив­ны­ми сна­ря­да­ми, мя­чом, клюш­кой, управ­ле­ни­ем средс­тва­ми дви­же­ния, а так­же слу­жат от­прав­ной точ­кой мно­гих тех­ни­че­ских дейс­твий в еди­но­борс­твах

A. зри­те­ль­ные ощу­ще­ния

B. вес­ти­бу­ляр­ные ощу­ще­ния

C. ося­за­те­ль­ные и ор­га­ни­че­ские ощу­ще­ния

D. слу­хо­вые ощу­ще­ния

9.Восприятие – это

A. отражение отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира

B. целостное отражение предметов, явлений, возникающих при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств

C. запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта

D. «сквозной» психический процесс, объединяющий все познавательные процессы в единое целое

E. синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы

F. высший познавательный психический процесс

10.Свойства специализированного восприятия в спорте следующие:

A. внимание спортсмена главным образом направлено на внешние предметы

B. по мере роста мастерства объем воспринимаемого увеличивается

C. восприятие спортсмена имеет специфические черты, присущие для данного вида спорта

D. по мере роста мастерства объем воспринимаемого уменьшается

E. восприятие в спорте одинаковое в различных видах спорта

F. внимание спортсмена главным образом направлено на технически правильное выполнение движения, на мышечные ощущения

G. специализированное восприятие в спорте предметно ориентировано

H. специализированное восприятие в спорте сосредоточено и направлено на внешние объекты

11.Связь темперамента с характером

A. темперамент и характер – это одно и то же

B. темперамент–это биологическая основа характера

C. на основе темперамента формируется характер

D. и темперамент и характер биологически обусловленные

E. темперамент и характер формируются независимо друг от друга

 

12.В экстремальной ситуации они проявляют высокую активность, инициативность и самостоятельность

A. меланхолики

B. сангвиники

C. холерики

D. флегматики

E. спортсмены командного видов спорта

13.Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся видами спорта, где есть непосредственный физический контакт

A. менее агрессивны, чем представители нормальной выборки

B. более агрессивны, чем представители нормальной выборки

C. по уровню агрессивности не отличаются от представителей нормальной выборки

D. не выражают свою агрессию

E. имеют более низкий порог чувствительности

F. более замкнуты, чем представители нормальной выборки

14.Функции Я-концепции

A. Я-концепция позволяет решать трудные интеллектуальные задачи

B. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.

C. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности

D. Я-концепция определяет уровень обобщений и абстрагирования

E. Я-концепция является источником творческого воображения

15.Основные факторы, определяющие развитие личности

A. наследственность

B. социальная среда

C. конфликты

D. материальный

E. достаток в семье

F. воспитание

G. географическое положение

16.Значение воли в спортивной деятельности

A. воля выражает эмоциональное отношение спортсмена к спорту

B. воля –это энергетический фактор в спорте

C. обеспечивает способность преодолевать трудности

D. воля в спорте-это проявление абсолютной свободы человека

E. воля проявляется в сохранении нужной информации и забывании

17.Целеустремленность - это:

A. ясное осознание целей и задач, стоящих перед спортсменом, активное и неуклонное стремление к повышению своего мастерства, трудолюбие.

B. неуклонное, длительное и активное достижение намеченной цели, преодоление многих, в том числе неожиданных трудностей, позитивная установка на содержание трудностей.

C. способность подчинять свои действия задачам коллектива и нормам поведения, неукоснительное выполнение задач и алгоритмов специфических действий вида спорта, способность воспроизводить внутреннее актуальное состояние в сериях упражнений (попыток) вида спорта.

D. сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей при совершении целенаправленных действий и поступков.

18.Способности–это

A. генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности

B. индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности

C. индивидуальные особенности личности, обеспечивающие легкость и быстроту в овладении деятельности

D. врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития личности

E. природная предпосылка развития таланта

19.Убеждение, которое может помочь спортсмену достичь высоких результатов

A. я не могу всегда быть первым

B. я могу быть первым

C. я невезучий

D. тренировки не главное, главное желание победить

E. не нужно слушать тренера, нужно слушать себя

F. главное не победа, главное участие

20.Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на:

A. овладение приемами самоорганизации и мобилизации себя на максимальные волевые и физические усилия

B. формирование у спортсмена психологической готовности именно к этому соревнованию

C. формирование высокого уровня агрессивности

D. формирование высокой самооценки спортсмена

E. формирование оптимального уровня возбуждения

F. овладение способами и методами саморегуляции эмоциональных состояний и концентрации внимания

G. формирование установки на достижение победы или максимально доступного результата

21.Характеристики предстартовой лихорадки:

A. эмоциональный подъем, воодушевление

B. сильные эмоциональные реакции

C. высокий уровень возбуждения

D. оптимальный уровень возбуждения

E. внутренняя собранность и сосредоточенность

F. высокий уровень тревожности

 

22.Способы преодоления предстартовой апатии

A. включить в разминку медленные, однообразные движения с широкой амплитудой

B. включить в разминку энергичные и разнообразные по форме и направленности движения

C. использовать ободряющие словесные формулировки

D. сделать глубокие вдохи и медленные выдохи

E. использовать успокаивающие словесные формулировки

F. сделать частые глубокие вдохи и резкие выдохи в ускоренном темпе

 

23.Психодиагностика в спорте - это

A. выявление психических нарушений у спортсменов

B. использование методов психологии для оценки психологических особенностей спортсмена

C. отнесение спортсмена к определенной психологической категории

D. организация педагогического общения спортсмен-тренер

E. технология организации тренировочного процесса

24.Спортивная команда-это малая группа. Основные характеристики малых групп:

A. схожесть характеров членов группы

B. психологическая и поведенческая общность членов группы

C. единый стиль одежды

D. групповая символика

E. наличие общего дела

F. единый образ мышления

G. прямые взаимоотношения друг с другом

H. схожие архетипы

25.Неформальная структура спортивных коллективов создается на основе:

A. инструкций

B. личной симпатии и антипатии

C. приказов и распоряжений

D. формальных статусов членов группы

E. общих интересов

F. официальных ролевых позиций

G. спонтанных чувств

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: