◈ В сильный мороз птицы, нахохлившись, прижавшись друг к другу, сидят на ветках деревьев. Стоп! Опасная зона. Покормите птиц, утеплите кормушки.
◈ Наблюдайте за деревьями — зимой они спят. Стоп! Укройте снегом корни деревьев на тропе. Вспомните, почему это нужно делать. Расскажите сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Предупредите, что в мороз нельзя трогать ветки, они могут сломаться. Если на тропе есть мусор, не забывайте убирать его.
◈ На прогулке увидели бездомную собаку? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Покормите бездомных кошек, собак — им в мороз тоже очень тяжело. Вспомните песню «Собака бывает кусачей только от жизни собачей...». Домашних животных нельзя выбрасывать на улицу, ведь они — домашние. А может, им сделать укрытие из коробки?
◈ Сколько развлечений нам приготовила зима! Катание на санках, коньках, лыжах; снежки, снежная баба — всего не перечислишь. А поваляться в снегу, а полюбоваться снежинками? Переливающимся снегом? Отметьте, что зимой солнце светит, но не греет. А снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза.
|
|
Весенняя скорая помощь
◈ Весной солнце пригревает — природа просыпается, радуется, птицы поют песни, появляются проталины около деревьев — это они дышат. Ищем «больные» места на экологической тропе. Мусор? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Скворцам негде выводить птенцов? Повесьте скворечники. Выпал птенчик? И вновь спешит на помощь скорая помощь. Отметьте, что снег весной стал грязный, темный — это от мусора, пыли, выхлопных газов машин. Падая зимой, снежинки собирали на себя всю грязь из воздуха, и нам становилось легче дышать. Принесите снежок домой и понаблюдайте, как он будет таять. Какая вода осталась? Грязная, с осадком.
◈ Полюбуйтесь красотой весны — цветением яблонь, сирени, черемухи, одуванчиков; первыми бабочками, майскими жуками и т. д. Если по дороге вам попались надломленные ветки — подвяжите их бинтом, веревочкой. А сломанные ветки лучше убрать с дороги, их теперь не оживишь. Поставьте дома в вазу с водой веточку с почками и понаблюдайте за тем, как появляются первые листочки-малыши. Сделайте зарисовку.
◈ Не забывайте про календарь полезных дел. Отмечайте, кому помогли, делайте зарисовки. Фотографируйте интересные моменты.
◈ Постоянно напоминайте ребенку, что Земля — это наш дом. Мы все живем в нем: и растения, и животные, и птицы, и люди. И в нем надо жить дружно.
Полезные стихи
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед.
Нивы — золото зерна,
Золотой янтарь — сосна.
Овцы — тонкое руно,
Лозы — пряное питье,
Оставляет человек
|
|
Имя доброе свое.
* * *
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок.
Речка, небо надо мною —
Это все мое, родное!
* * *
Ты росток, и я росток.
Раз листок и два листок.
Подрастешь еще чуток,
И чего же проще?
Ты дубок, и я дубок.
Станем рядом бок о бок.
Вот и будет роща.
Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен!
Я берегла его на уж-жин!».
* * *
Белые голуби слетались утром к проруби.
Им водицы ледяной хочется напиться
Всего по капельке одной,
Чтоб не простудиться.
* * *
Что сказал ореховый куст зайчонку
— Стой, Зайчонок, не беги по тропинке узенькой,
Лучше ты побереги хвостик свой кургузенький.
Лис крадется вдоль тропы, вряд ли ищет он грибы.
* * *
Разговор лютика и жучка
— Лютик, лютик, что хохочешь?
— Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь, захохочешь!