Физиологический аффект

Тревожность

Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами: сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание - появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной.

 

Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее

Психические условия для возникновения таких состояний, как тревожность:

1. Тревожность является эмоциональной реакцией на опасность. Тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует при невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты.

2. Голдштейн: тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности и ядру личности. Есть повсеместно определяемые жизненно важные ценности, но лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью. Осознание этого условия тревожности дает нам ориентир для понимания тревоги при неврозах.

3. Фрейд: тревога характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами (землетрясение, пример с женщиной, мазохистически зависимой от мужа, боится его потерять, беженец, утративший престиж ради безопасности), так и внутренними (трусость, слабость и т.д., любой фактор внутри невротика – внутренний запрет, реактивная враждебность может стать источником опасности, если не сработает предохранительный механизм) Одна и та же ситуация может вызвать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью.

Пример: история, рассказанная пациенткой: однажды ночью она услышала шум в

соседней комнате, и ей показалось, будто грабители пытаются взломать дверь. Она

отреагировала на это сердцебиением, испариной и чувством тревоги. Спустя

некоторое время она встала и пошла в комнату своей старшей дочери. Дочь также

была напугана, но решилась пойти навстречу опасности и направилась в комнату, где

орудовали незваные гости. В результате ей удалось прогнать грабителей. Мать

ощущала себя беспомощной при одной мысли об опасности, а дочь — нет; у матери

имела место тревога, у дочери — страх.

 

Поэтому, как считает К.Хорни, загадочность невротической тревоги заключается в отсутствии вызывающей ее опасности, или, во всяком случае, в диспропорции между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Однако невротическая может быть, по меньшей мере, столь же интенсивной, как и тревога, вызванная действительно опасной ситуацией. Фрейд утрверждал, что для невротика опасность является столь же реальной, сколь и та, что вызывает «объективную тревогу».

 

Фрейд связывает невротическую тревогу с инстинктивными источниками. Источник опасности по Фрейду является величина инстинктивного напряжения или карающая сила Сверх-Я, опасности подвергается Я, беспомощность порождается слабостью Я, его зависимость от Оно и Сверх Я. Страх Я оказаться поглощенным инстинктивными притязаниями Оно.

 

По той структуре личности, которая у него сложилась, его чувство безопасности зависит от этой зависимости. Таким образом, сохранение таких взаимоотношений является для него вопросом жизни и смерти. (Перфекционист – тревога из-за того, что его труд не оценят по достоинству или что он не соответствует каким-то своим внутренним стандартам, у нарцисса – что его самого не полюбят за просто так)

 

25. Фрустрация: конструктивные и деструктивные типы реакций, их виды.

 

Фрустрация – состояние, которое человек испытывает в момент, когда при удовлетворении его потребности ему что-то препятствует (объективно непреодолимые или субъективно так воспринимает)

 

Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности, и поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить фрустрации нельзя.

 

Фрустратор – внешняя причина, вызывающая фрустрацию.

 

Розенцвейг: «Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или сопротивление на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности».

 

Однако ограничить понятие фрустрации лишь физиологическими проявлениями является нецелесообразным, недостаточным.

 

Можно дать и такое определение: фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

 

Розенцвейг: выделяет три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию:

1. Лишения – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Внешнее лишение – человек голоден, а пищи достать не может. Внутреннее лишение - мужчина чувствует влечение к женщине и вместе с тем осознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

2. Потери – внешние (смерть близкого человека), внутренние – Самсон теряет волосы, в которых заключается вся его сила.

3. Конфликт – внешний (человек любит женщину, которая замуж и остается верной мужу), внутренний (человек хотел бы соблазнить женщину, но желание блокируется представлением о том, что было бы, если кто-то захотел соблазнить сестру или мать)

Приведенная типология ситуаций вызывает большие возражения – в один ряд поставлены смерть и любовные эпизоды, неудачно выделены конфликты, которые относятся к борьбе мотивов и не соотносятся с фрустрацией.

 

Эффекты фрустрации (реакции на фрустратор):

· Конструктивный (обеспечивает адаптацию) – напряжение, вызванное фрустрацией, не слишком велико

· Деструктивный (затрудняет адаптацию) – напряжение вызванное фрустрацией, превосходит пороговый уровень

Что это за пороговый уровень? Это толерантность к фрустрации – пороговая величина напряжения, превышение которой ведет к деструктивному воздействию на поведение. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случивше­еся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже оз­начало бы не толерантность, а фрустрацию. Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдержива­нии нежелательных импульсивных реакций.

Наконец, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрывае­мое озлобление или уныние.

 

Конструктивные эффекты фрустрации:

1. Интенсификация усилий – лишь в условиях наличия препятствий сила мотива достигает своего максимума.

2. Замена средств достижения цели – поиск обходных путей

3. Замена цели, но альтернативная цель не всегда равна по желаемости изначальной

4. Переоценка ситуации

 

Деструктивные эффекты фрустрации:

1. Астенические:

· Депрессия - можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя отождествлять с фиксацией, потому что фиксации нехарактерна депрессивность, а скорее своеобразная маниакальность. Для депрессии характерны чувства печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда и отчаяния. Скованность и апатия, временное оцепенение

· Регрессия – возвращение к более примитивным формам поведения, нередко инфантильным, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

 

Интерпретация опыта Баркер, Дембо, Левина.

Дети поделенные на две возрастные группы в течение 30 минут свободно играли в комнате, где были разные игрушки и предметы творчества.

Далее начинался эксперимент из трех периодов:

Предфрустрационный – детям предлагалось играть в новые, интересные игрушки, эти игрушки были выставлены в особенно привлекательном заманчивом свете. Если экспериментатор видел недостаточную заинтересованность игрушками, всячески демонстрировал детям, как с ними хорошо играть. Период длился 5-15 минут, после чего по команде экспериментатора дети покидали эту часть комнаты и переходили в другую, где были старые игрушки. Опускалась прозрачная ширма, дети видели новые игрушки. Но не могли ими играть.

Начинался фрустрационный период. Дети могли играть лишь в старые игрушки.

Послефрустрационный период – ширма поднималась и детям разрешалось снова играть в новые игрушки. Этот период вводился с той целью, чтобы удовлетворить потребность детей играть этими игрушками.

Во время время первых двух периодов тщательных наблюдения за поведением детей, прежде всего «конструктивностью» игр детей (большая или меньшая продуманность, проявленные в игре). Из 30 детей у 22 под влиянием фрустратора конструктивность оказалось сниженной, у 3 на прежнем уровне, а 5 детей играли значительно медленнее, наблюдалась диверсия и уклонение от игр.

Стенические

· Уход в отвлекающую деятельность – забытья в деятельности

· Фиксация - стереотипность, повторность действий (Майер – эксперименты с животными, получавшими уколы или лишавшиеся привычного подкрепления, упрямо продолжали бесплодные движения, не желая остановиться). Активное состояние, но оно, в отличие от агрессии, ригидно, консервативно, никому не враждебно, проявляется в продолжении прежней деятельности по инерции тогда, когда деятельность бесполезна и даже опасна.

Можно понимать и как своего рода прикованность к фрустратору, которые поглощает все внимание, вызывает потребность переживать, анализировать фрустратор. Стереотипность восприятия и мышления.

· Агрессия – такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Может быть внешне ярко выражено, а может быть «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства или озлобленности. Может проявляться в остром, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной деятельностью, желание на ком-то «сорвать зло». В некоторых работах как проявление фрустрации отмечается не реальная, а воображаемая, существующая лишь в фантазии агрессия (Эрроу, Крэндол)

Агрессия может быть направлена на самого себя, выражается самообличении, самобичевании, грубом отношении к самому себе

Гипотеза фрустрации-агрессии – любая агрессия порождается препятствием по удовлетворению потребности (придерживались Миллер, Мауэр, Дуб, Доллард)

Экспериментальное исследование фрустрации Дембо: задачи, не имеющие решения: предлагала студентам задачи, с первого взгляда не имевшие решения (сидя на расстоянии 3,5 м от стола на котором стояли две бутылки, 10 деревянных колец с маленьким диаметром нужно было набросить 10 колец подряд + испытуемый находился на квадратной площадке, внутри квадрата стул, на нем цветок, нужно достать цветок таким образом, чтобы ноги остались в квадрате, находил способы, экспериментатор просил найти другой). Такая ситуация, постепенно ста­новившаяся для испытуемого все более напряженной и невыно­симой, позволяла исследователю изучать процесс возникнове­ния гнева. Он мог быть иногда настолько силен, что вызывал бурные реакции по отношению к некоторым предметам и даже по отношению к экспериментатору. Дембо описала это как конфликты между барьерами двух видов: внешний (мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля - совокупность социальных отношений). Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что сви­детельствует об амбивалентном характере препятствия и вызы­вает реакции невротического характера. В вооб­ражении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, то есть более преодолимыми для испытуемого. Но, даже выйдя из поля, испытуемый, тем не менее, еще не полно­стью освободился от задачи. В его поведении проявляется опре­деленная связь с полем: он не чувствует себя свободным и ждет новых инструкций.

Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разрушение поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, вклю­чая экспериментатора, становится враждебным миром; с дру­гой стороны, случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).

 

 

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга: набор картинок с ситуациями (обычно в виде диалога), в котором один человек объясняет некоторую ситуацию, а второй имеет пустое облачко, которое тестируемому необходимо заполнить какой-нибудь репликой.

 

 

16. Аффекты, их психологическая характеристика.

 

Аффект – физиологический и патологический (возникает на органически неполноценной основе): поведение, ведущее к ущербу.

Аффект – особый вид очень кратковременной и очень интенсивной эмоции. Теряется контроль над речью, мимикой, движения, выржение физиологическое проявление (пот, красное лицо, дрожь и т.д.)

 

Аффектами называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

 

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек или не хочет осознать эту невозможность, или не может с ней примириться (гнев, ярость).

 

Аффект возникает резко, внезапно, в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков и целесообразность поведения.

 

В состоянии аффекта поведение человека начинает носить ярко выраженный импульсивный характер., отсутствие целенаправленности и сложной структуры. Совершаются теми орудиями, которые попадаются под руку человеком.

В момент аффекта сознание сужается до размера аффектогенного предмета (в состоянии физиологического аффекта). Характерна амнезия после аффекта (частичная или полная)

Аффект по прошествию времени оставляет определенный след в психике – аффективный след (единица аффективной памяти)

 

Аффективный след (комплекс) - такая форма организации прошлого опыта, когда когнитивные элементы объединяются эмоцией (гаммой эмоций), то есть на субъективной основе. При встрече с предметом аффекта возникают эмоции, схожие с тем аффектом, но менее интенсивные.

 

Критерии определения аффекта по А.Н. Леонтьеву:

1. Явно выраженные вегетативные изменения

2. Расстройство сознания

3. Импульсивность поведения, отсутствие планирование

4. Несовпадение аффективного поведения с личностью

Я.М. Калашник рассматривает паталогический аффект, рассматривая различные концепции:

В одних говорится, что при паталогическом стрессе «сознание бывает глубоко расстроено и помрачнено» (Сербский), в других считали, что он связан с «кратковременным психозом, который может не сопровождаться затемнением сознания» (Миттермейер), «могут сознаваться с необычайной яркостью» (Боткин).

Третья точка зрения, выдвинутая Корсаковым: два типа паталогического аффекта, при первом типе с особенной резкостью выступает расстройство сознания, выражающееся в помрачнении. При другом типе характерно не столько помрачнение сознания, сколько влияние внешних задержек.

 

Португолов: формы разложения сознания не построены по одному шаблону, могут проявляться по типу клинических синдромов разных душевных болезней.

 

Далее рассуждения о почве паталогического аффекта: на почве скрытого психоза или психопатической конституции даже у здоровых внешне людей (Корсаков) или «у здоровых людей не может быть паталогического аффекта» (Чиж, Щербаков и т.д.)

 

Паталогический аффект, как бы кратковременен он ни был, имеет свое течение и проходит через определенные фазы:

1. Подготовительная – сознание сохраняется во всех случаях, восприятие в этой фазе вплоть до наступления взрыва нарушается нерезко, но способность наблюдать осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение. Вся остальная личность, поскольку она противоречит этому, как бы перестает существовать.

2. Фаза взрыва – процесс отреагирования. Здесь паталогический аффект выступает как комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Нарушение обычного равновесия между усилившимися побуждениями и ослабленным тормозящим аппаратом – утрата самообладания.   В области представлений происходит беспорядочная их смена. Сознание в этой фазе нарушается, утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог.

3. Заключительная фаза – в основном характеризуется истощением психических и физических сил. Аффект как состояние наивысшего внутреннего напряжения представляет собой физиологически громадную работу, сопровождающуюся тратой большого запаса сил, поэтому неминуемо ведет к быстрому истощению нервной системы, что выражается в некотором психическом отупении, равнодушии и безучастии ко всему окружающему, иногда склонности ко сну. Нарушение воспоминаний о событиях спустя время, относящихся к периоду развития взрыва паталогического аффекта.

 

Типичным для аффективных состояний является то, что действия, как бы они ни были сильны и разрушительны, почти всегда имеют свою направленность по адресу определенного круга лиц, с которыми связаны аффективные представления – по адресу оскорбителя, соперника и т.д. Из всей группы кратковременных расстройств душевной деятельности больше всего и чаще всего направленность действий имеет место при паталогическом аффекте. Поведение отличается своей непоследовательностью, нелепостью и нередко полным отсутствием повода к тем или другим действиям и агрессивным актам.

 

*** такого поведения со склонностью к действиям, осуществляемым без видимой цели и нужды, при паталогическом аффекте обычно не бывает, если к нему не примешивается алкоголь

 

Агрессивный акт, совершаемый в состоянии паталогического аффекта, обычно не вяжется с корректным, вежливым и сдержанным поведением испытуемого в обычном состоянии.

 

Особенность паталогического аффекта – отсутствие предварительного плана и употребление случайно подвернувшихся под руку предметов в качестве орудий

 

В некоторых случаях паталогический аффект может возникнуть под влиянием длительного аффективного напряжения, угроз, страха и временного нервно-психического истощения у психически здоровых людей.

 

Полная амнезия при паталогическом аффекте встречается довольно редко и только при глубоких его степенях. Чаще всего имеет место частичная амнезия, когда на фоне общей амнезии при искусной беседе эксперта в памяти испытуемого всплывают отдельные детали, островки воспоминаний. Всплывание воспоминаний из подсознательной сферы, куда были вытеснены отдельные факты.

 

Физиологический аффект

 

Отличительной особенностью физиологического аффекта является отсутствие характерного для паталогического аффекта нарушения сознания. Кроме того, фаза взрыва при физиологическом аффекте протекает обычно с меньшим последующим нарушением воспоминаний, а в фазе спада на передний план выступает не столько истощение, сколько субъективное чувство облегчения и раскаяния. Обычно физиологический аффект является ответной реакцией на сильный эмоциональный раздражитель.

 

 

17. Диагностика аффективных следов (Юнг, Лурия). Проблема детекции лжи.

 

 

Регистрация следов аффекта

Ассоциативный эксперимент. Было известно, что аффект вызывает заметные изменения в течении высших нервных процессов (ассоциациях, мышлении, внимании).

Впервые в клиническую практику метод свободных ассоциаций ввел З. Фрейд, позднее доработал и усовершенствовал его ученик К.Г. Юнг, который использовал ассоциативный метод как основной инструмент психоаналитических сессий.

 

Комплекс (Юнг) – это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы, порой за этим стоит психологическая травма, порой же просто болезненность и повышенная напряженность. «… собираясь сделать нечто для меня очень важное, я начинаю колебаться – вы, вероятно, заметили, что на заданный вами трудный вопрос я не могу ответить без промедления, ибо его предмет важен для меня, время реакции оказывается растянутым… Эти отклонения обусловлены комплексом, даже в том случае, если предмет разговора не связан с моими личными комплексами. Просто это дело для нас крайне важно, и что бы это ни было, коль скоро наши чувства накалены, с этим трудно что-либо поделать» Комплексам присуща воля, при шизофрении она высвобождается из-под контроля сознания и мы слышим голоса.

 

Суть ассоциативного эксперимента: испытуемый на предъявленное слово должен ответить первым пришедшим в голову словом. При наличии аффекта нарушается нормальное течение ассоциаций. Почему тормозятся?

· Блокировка со стороны Сверх-Я. Индивид понимает, что та ассоциация, которая действительно пришла ему в голову может привести к неблагоприятным явлениям для собственной личности

· Ничего не приходит в голову

· Испытуемому приходит в голову сразу много ответных слов, которые обычно путают его обычный ход ассоциаций. Но рано или поздно испытуемый дает подходящий ответ, но он поверхностен и примитивен.

Лурия усовершенствовал ассоциативный эксперимент, устранил его проблемы (аффект проявлется не только в речи, но и моторике, с помощью ассоциации нельзя установить, что происходит с испытуемым в ходе подбора слов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: