Теперь проблема: был ли смысл разделять людей на граждан и метеков?

Иерархия в древней Греции

Изначально на территории архаической и классической Греции, о которой я буду рассказывать, жили киклады. Затем там стали жить минойцы, а позже и микенцы. На рубеже 13-12 в. до н.э. микенский мир перестал существовать. Во второй половине 13 в. до н.э. в этом регионе наступила продолжительная полоса засух и неурожаев. Запасы продовольствия оскудели, и начался голод, что поставило под угрозу само существование микенцев. С 8 в. до н.э. в греческой культуре стали появляться первые признаки возрождения. Это и был архаический период. Он продолжался до 6 в. до н.э. включительно. Греческие города-государства назывались полисами. Я расскажу о двух самых крупных – Афинах и Спарте.

АФИНЫ

Архаический период

Греческое общество состояло из двух основных групп: свободных граждан и рабов. Рабы были рабочей силой, принадлежали свободным людям и не имели никаких прав. Многие рабы жили в доме своих господ как члены семьи, но свободу даровали далеко не каждому из них.Также свободные люди в Афинах были поделены на две группы – граждан (коренных жителей города) и метеков – переселенцев из других полисов. Граждане владели землёй, заседали в суде присяжных и обязаны были защищать свой полис. Метеки должны были платить бОльшие налоги, нежели граждане, служить в армии, но не имели никаких политических прав и не владели землёй.

Лучшими землями владели богачи. Простым землевладельцам приходилось обрабатывать маленькие и каменистые участки земли. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у богатого соседа. На участке бедняка ставили долговой камень и он лишался покоя – если он не выплатит долг в срок, у него отберут участок. Станет он тогда батраком у богача – за одежду и пищу будет выполнять разную работу.

В период архаики большинством греческих полисов управляла родовая знать (богатые землевладельцы) – аристократы, а во главе города стоял царь. Масса простого населения занимала подчинённое положение. Внизу социальной лестницы находились рабы, число которых всё время росло.

Выстраивалась такая социальная лестница:

1.Царь и аристократы

2.Демос

3.Рабы

Такая система правления известна как олигархия, что означает «правление меньшинства». Из этого следует, что в 7 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала аристократам. На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых 9 правителей – архонтов, судил жителей Афин. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Однажды архонтом стал человек по имени Драконт или Дракон. Он ввёл очень суровые законы. Например, даже за мелкое воровство человек приговаривался к смертной казни. С расширением торговли стал процветать средний класс (демос) – купцы, ремесленники и банкиры. Они открыто возмущались засильем аристократов и требовали равного с ними участия в управлении полисом. Это приводило к постоянному соперничеству разных социальных групп и нередко грозило кровавыми столкновениями. В период борьбы знати и демосавласть в полисе захватывали тираны. Тогда этот термин означал не «диктатора», а просто руководителя. Они стремились ослабить аристократию и поддержать купцов и ремесленников, развивали ремёсла и торговлю. Но когда афинские правители, вместо того чтобы мудро править государством, занялись теснением и грабежом населения, словом «тиран» стали называть жестокого правителя, деспота. Их терпели до поры до времени – пока их поддерживала группа богатых и знатных афинян входивших в ареопаг.

В 594 г. до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солон отменил суровые законы Драконта и улучшил жизнь рядовых афинян. Исчезло долговое рабство, Солон стал управлять Афинами и издал новые законы. Все граждане Аттики, в зависимости от величины личных доходов, были поделены на четыре разряда, каждому из которых предписаны свои права и обязанности. Солон также привлёк средних и мелких землевладельцев к участию в Народном собрании, запретил обращать в рабство за долги и снизил ссудный процент. Это подорвало могущество родовой знати. Но Солон не тронул верховную власть. Афинские тираны продолжали чинить произвол, всё более и более восстанавливая против себя население. В 509 г. до н.э. произошло народное восстание, приведшее к уничтожению царской власти.

В 508 г. до н.э. к власти пришёл Клисфен, своими законами оформивший новую политическую систему – полисную демократию. Он лишил родовую знать их силы, разделив Аттику на 10 частей. Их называли филы. Они не были связаны с родами. Именно он учредил Совет пятисот. Клисфен ввёл новые должности – аподекты (сборщики налогов) и стратеги (военачальники). Он включил в число полноправных граждан многих метеков и вольноотпущенников. Основой социального деления стало наличие частной собственности, а не знатность рода. В 6-м веке до н.э. начались греко-персидские войны. Это был конец архаики в Афинах. Начинался новый период – классический.

 

Классический период

Период с 5-4 в. до н.э. известен как классический. Это было время расцвета полисного строя и всей греческой цивилизации, а также острого соперничества Афин и Спарты за доминирование в греческом мире.

В 5-м в. до н.э. в результате греко-персидских войн произошло возвышение Афин над остальными греческими государствами, входившими вместе с Афинами в Делосский союз. Своим могуществом Афины были обязаны демократии – власти народа. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством.

Афинские граждане, объединённые в десяти «филах» участвовали в управлении полисом. Руководители территориальных округов («пританы»), члены совета старейшин («буле») и архонты назначались богами, т.е. по жребию. Председатель «пританов» избирался ежедневно и на 24 часа сосредотачивал всю верховную власть, символами которой являлись ключи от сокровищниц храмов и городская печать.

Народное собрание

Народное собрание – орган государственной власти в древности, состоящий из всех совершеннолетних граждан данного государства. В собрании участвовали граждане, мужчины начиная с 20-ти летнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением. Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил ли Совет пятисот сделанное предложение, его ставили на голосование.

Между заседаниями Народного собрания полисом управлял Совет (Буле) из 500 граждан, ежегодно избираемых по 50 от каждой из 10 афинских фил. Совет ведал бюджетом, продовольственным снабжением, проверял законность распоряжений магистратов. Высшие магистратуры Афин – коллегии архонтов и стратегов.

Теперь проблема: был ли смысл разделять людей на граждан и метеков?

Метеки – переселенцы из других полисов.

Граждане – коренные афиняне, чьи мать и отец были гражданами.

Метеки – такие же люди, как и граждане. Возможно, они переехали в Афины, потому что жизнь в их полисе была совсем плохой. Мне кажется, что афиняне должны были отнестись к ним с пониманием. Или какой-нибудь метек приехал в Афины, чтобы приобщиться к искусству, получить образование. Но он платит бОльшие налоги, нежели граждане и у него уходит больше денег на них. К тому же, у метеков не было земли, на которой они могли бы что-нибудь выращивать и тем самым добывать себе еду. Также метеки не имели никаких политических прав и должны были служить в армии.

Вывод:

Со стороны афинян было нетолерантно умалять права метеков – таких же людей, как и они.

СПАРТА

В 12-11 вв. до н.э. группа дорийцев осела в Лаконии, ставшей потом ядром Спартанского государства.

Спарта, захватив обширные плодородные земли соседей, полностью обеспечивала себя продовольствием. В 7 – начале 6 в. до н.э. спартанцы активно торговали с другими греческими полисами, ввозя разные товары. Лаконские мастера изготавливали прекрасные изделия из бронзы и вазы, не уступавшие афинским, однако под конец 6 в. до н.э. эти ремёсла пришли в упадок. Спартиаты вышли из кризиса, создав первоклассное военное государство. Каждый мужчина был обязан стать профессиональным воином, посвятив свою жизнь военным упражнениям и сражениям.Спартанцы забросили все изящные искусства, но с Спарте были лучшие воины, которые наводили ужас на всю Грецию.

В Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Если один царь уходил на войну, то другой царь правил в стране. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе 60-ти лет. Этот совет решал все государственные дела.

Спарта была общиной равных: независимо от происхождения спартиаты жили в одинаковых условиях, носили грубую одежду и ели простую пищу на совместных трапезах. Только мужчины, родившиеся в городе Спарта, считались полноправными гражданами: они служили в армии и имели право заседать в Народном собрании. Народное собрание решало все государственные вопросы. Оно заключало мир и объявляло войну. Однако выступать на собраниях могли только старейшины – остальные голосовали криком.

Бывали времена, когда граждан насчитывалось менее 9 тысяч, но даже тогда этот статус не могли приобрести пришельцы. Потомков тех, кто добровольно признавал главенство Спарты, называли периэками. Они были лично свободными, могли иметь земельный надел и должны были служить в пехоте, но политических прав периэки не имели. Периэки получали свою долю военной добычи и благодаря этому могли разбогатеть. Потомки тех, кто оказывал спартанцам сопротивление, но в итоге были покорены, назывались илотами.

Илоты считались собственностью государства, обязаны были возделывать земельные участки спартиатов и ежегодно выплачивать оброк зерном в половину урожая(остальное они могли продать или оставить про запас). Они не могли воевать и на войне их использовали как слуг. Илоты не могли покидать ночью свою деревню, и если какой-нибудь спартиат встречал илота ночью на дороге, он был обязан убить его. Также им не разрешалось получать образование. Илоты составляли большинство населения Лаконии и спартиаты постоянно опасались их мятежа.

Когда в спартанской семье рождался мальчик, старейшины осматривали его, и если находили какие-то физические недостатки, то бросали ребёнка в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Воспитанием спартанских детей целиком занималось государство.

В семилетнем возрасте мальчиков отбирали у родителей и поручали специальным наставникам. Детей объединяли в небольшие отряды, где царила суровая дисциплина. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Юных воинов приучали терпеливо сносить побои и беспрекословно повиноваться начальникам. Кормили мальчиков скудно, тем самым побуждая их самих добывать себе пищу.

А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом, если вор попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство. До 30 лет лет каждый спартанец жил такой казарменной жизнью. Лишь после этого ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй. Спартанские девушки тоже обучались боевому искусству, хоть и не в таких суровых условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: