Информационные методы обучения

Лекция. Основной недостаток лекции - ограниченная возможность активизации студентов и отсутствие обратной связи. В последнее время кроме «классической» лекции часто применяют различные виды нетрадиционной лекции.

Проблемная лекция основана не на передаче готовой информации, а на получении студентами новых знаний и умении через самостоятельный поиск и преодоление трудностей при решении проблемы. Процесс разрешения проблемы на лекции реализуется в трех фазах:

а) создание проблемной ситуации;

б) формирование нескольких гипотез или путей решения;

в) проверка решения и систематизация полученной информации.
Лекция-дискуссия (лекция-обсуждение) проводится по следующей схеме. Первые 45 минут студенты задают преподавателю вопросы по изученному дома лекционному материалу, вместе с преподавателем обсуждают учебный материал. Во второй половине лекции идет объяснение нового материала, прослеживаются связи с изученными ранее вопросами, характеризуются источники, содержание изучаемого материала, и дается задание на следующее занятие. Эта разновидность лекции носит демократичный характер, так как преподаватель и студенты совместно решают проблемные задачи, лектор психологически не доминирует над аудиторией, выступая то в роли консультанта, то в роли лектора. Данный тип лекции требует высокой подготовленности студентов, поэтому может применяться в конце лекционного курса, либо у старшекурсников, владеющих навыками учебной работы.

Комплексная лекция (лекция-панель, лекция вдвоем) представляет собой совокупность высказываний разных специалистов по предложенной теме. Такая лекция проводится высококвалифицированными специалистами в какой-либо области в виде обмена мнениями. Эти лекции эффективнее всего использовать в системе повышения квалификации специалистов; при выдаче и обсуждении курсовых и дипломных работ и проектов; при чтении курсов на стыке наук (например, математические методы в инженерных расчетах, химии, экономике и т.п.). Также ее можно использовать на 5-м курсе в цикле обзорных лекций перед государственным экзаменом. Лекция-панель трудна для исполнения в психологическом плане: преподаватели должны быть психологически и личностно совместимы, у них должен быть «общий фонд мыслей», оба должны владеть коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстротой реакции, эрудицией. Но если два преподавателя принимают и одобряют друг друга, то и студенты примут подобную форму лекции

Письменная программированная лекция требует использования множительной техники. Студентам заранее выдается текст лекции (в виде тезисов, опорных конспектов, схем, таблиц, программ, какой-либо другой информации), на занятии эта лекция-полуфабрикат комментируется и дополняется преподавателем, обсуждаются цифровые данные, обобщается самое существенное и намечаются направления самостоятельной работы студентов. Такая лекция идет в диалоговом режиме, обеспечивающем психологический комфорт учения. Кроме того, сокращается время на сообщение информации до 20 %.. Однако подготовка такой лекции требует большой предварительной работы, в частности, знакомства с опорным конспектированием.

Лекция-визуализация состоит в перекодировании учебной информации по теме лекции в визуальную форму - чертеж, схему, рисунок, опорный конспект, конспект-схему и т.п. Чтение лекции-визуализации сводится к связному и развернутому комментированию преподавателем этих визуальных материалов. Причем, визуализация может быть не только зрительной, но и слуховой, обонятельной, осязательной и пр. Например, по звуку работающего двигателя идентифицировать неисправность или по запаху определить состав химического соединения. Вид наглядности (натуральная, макетная, изобразительная, символическая) выбирается в зависимости от содержания учебного материала. Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Отметим, что лекция-визуализация может быть использована фрагментарно, например, 45 минут идет лекция по типу визуализации, а продолжение по типу информации.

Лекция с заранее запланированными ошибками (метод контрольного изложения) учит студентов оперативно анализировать информацию, выступать в роли экспертов, оппонентов, учит выискивать неточную информацию. Подготовка преподавателя к такой лекции сводится к тому, чтобы заложить в лекцию определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера и тщательно их замаскировать. На отдельном листке (для себя) надо выписать эти ошибки, чтобы в конце занятия по этому списку сверить найденные студентами ошибки, не упустив ни одной. Студенты должны по ходу лекции фиксировать ошибки (а для этого надо вести конспект и внимательно слушать). На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Число заложенных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, от уровня подготовленности слушателей и от стиля взаимоотношений преподавателя со студентами. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только обучающие функции, но еще и служит формой контроля: выявляет уровень предшествующей подготовки по предмету и уровень ориентации в материале, степень владения им. На таких лекциях при одинаковом объеме работы и за одинаковый период времени у студентов наблюдается маньшая утомляемость, так как нагрузка распределяется на разные органы и во многом снимается сопутствующей эмоциональной разрядкой. Преподаватель же должен быть готов к тому, что ему укажут на ошибки, о которых он даже не подозревает: возможны невольно допущенные речевые, поведенческие или другие ошибки.

Лекция-конференция (лекция-обсуждение, лекция-дискуссия, метод персонифицированного изложения) предназначена для студентов с высоким уровнем обученности, почти специалистов. Цель такой лекции - подвести итоги в конце раздела или курса. Для ее проведения необходимо накануне объявить тему лекции и попросить студентов подготовить вопросы в письменной форме. В начале лекции преподаватель за 4-6 минут сортирует эти вопросы по смысловому содержанию и отвечает на вопросы в виде связного раскрытия темы, а в конце дает итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов студентов. Наиболее интересные вопросы можно включить в экзаменационные билеты.

Консультация является методом и одновременно формой обучения и применяется для управления самостоятельной работой студентов. Консультации могут быть групповые и индивидуальные. Идеально, когда студент приходит на консультацию, сформулировав вопросы в письменном виде. Индивидуальная консультация должна протекать в форме беседы в виде диалога, в котором педагог подводит студента к усвоению системы фактов, понятий, закономерностей. Само назначение консультации исключает использование ее для организации контроля и проверки знаний студента

Демонстрация. Назначение этого метода - передача информации через показ конкретных объектов, процессов или их символов. Этот метод основан на особенностях человеческой памяти: 75% информации люди запоминают глазами. Демонстрация используется либо как иллюстративный, либо вспомогательный материал, часто с применением технических средств обучения, видео-аудиотехники, ЭВМ. В качестве демонстрационного материала обычно используют: натуральные объекты и их модели; изображения натуральных объектов (фотографии, картины, рисунки, фильмы); символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы); опыты и манипуляции.

Экзамен как метод обучения отличается от экзамена как метода контроля за усвоением знаний тем, что имеет иные цели в задачи: он обеспечивает осмысленное усвоение учебной информации и снимает психологическое напряжение, которое

испытывают люди, сдающие экзамен в обстановке неизвестности. Данная трактовка экзамена предполагает, что после изучения главы, раздела или модуля студентам предоставляется возможность самим подготовить список вопросов к экзамену по данной теме. До этого совместно с педагогом они вырабатывают критерии так называемого «хорошего» вопроса, после чего каждый студент индивидуально составляет список вопросов, защищает их в группе, уточняет. Конечным результатом такой работы будет список из 5-15 вопросов для каждого студента. Из этого списка преподаватель отбирает 3-5 обязательных вопросов и из них формирует окончательный реестр вопросов к экзамену, который, таким образом, оказывается подготовленным самими студентами.

Экспертиза применяется в тех случаях, когда студенты не спешат обращаться к преподавателю с вопросами по разным причинам: либо изучаемый материал не представляется противоречивым, не вызывает вопросов, либо им не хочется выставлять напоказ свои затруднения. Тогда педагог выделяет группу студентов, которые получают задание написать анонимные вопросы и послать их педагогу. Такие вопросы помогают установить обратную связь.

Группа шума. Метод требует создания из студентов небольшой группы (2-6 человек), которая, прерывая обычный ход лекции, дискутирует с лектором во время занятия. Если же между преподавателем и остальной частью аудитории возникает дискуссия, то данная группа выступает в качестве советника. Использование данного метода способствует достижению различных целей: оказанию помощи всем студентам в выяснении неясных понятий, осуществлению обратной связи, активизации критического мышления у студентов, включению в работу пассивных студентов.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: