Технология учебного проектирования (метод проектов)

Технология учебного проектирования (ТУП) - это стремление найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. ТУП всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Основные требования к использованию метода ТУП

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска.

2. Практическая, теоретическая,   познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск
альманаха, план мероприятий).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, вывод.

В ходе совместного исследования используются методы «мозговой атаки», «круглого стола», статистические методы, творческие отчеты, просмотры и др.

Результаты выполнения проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.).

По доминирующему методу различают проекты:

1. Исследовательские, имеющие структуру приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием: аргументация темы, определение объекта, предмета, цели, задач исследования, методологии, гипотезы и т.д.

2. Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. В данном случае следует лишь договориться о конечных результатах и форме их представления.

3. Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также редко намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут вырисовываться лишь к его концу.

4. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Примерная структура такого проекта включает: обозначение цели и актуальности проекта;  методы получения информации (СМИ, базы данных, интервьюирование и анкетирование, проведение «мозговой атаки»); обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление   с известными данными, аргументированные выводы); результат (публикация, в том числе и в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

5. Практика-ориентированные проекты. С самого начала четко обозначен результат деятельности, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

По основной цели деятельности проекты делят на учебные (содержание моделируется в учебном процессе самим преподавателем), учебно-исследовательские (отражают противоречие и конфликт в реальном производстве, жизни, учебе) и научно-исследовательские (предназначены для обучения на повышенном уровне сложности).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: