Бал, танцевальный вечер, маскарад, светский раут

Необходимо отметить, что исторически бальная культура в России складывалась как комплексное понятие. К ней можно отнести не только культуру и порядок проведения бальных мероприятий (балов и танцевальных вечеров), но также культуру поведения или этикет, связанную с ними, танцевальную культуру, культуру бального костюма и бальных аксессуаров. Хотелось бы остановиться на различных видах танцевальных и нетанцевальных мероприятий в дореволюционной России, которые постепенно возвращаются в нашу обыденную жизнь. Это понятия «бал», «светский раут», «танцевальный вечер», «маскарад». В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», изданной в 1889 году, даются подробные описания светских мероприятий, необходимых туалетов (дресс-код, если говорить по-современному) и правила поведения, которые соответствуют каждому из этих мероприятий.

Так какая же разница между балом и танцевальным вечером? Светский этикет строго различал правила проведения бала и танцевального вечера. Танцевальный вечер, как учат нас «Правила светской жизни и этикета», не требует особой изысканности в костюмах и не отличается таким многолюдством, как бал. Кроме того, бал немыслим в небольшой квартире – для бала необходим большой зал и затем ряд комнат, в которых могли бы быть устроены дамская уборная (от слова «убор» – наряд, здесь дамы могли поправить туалет и просто отдохнуть), комната для курящих, буфет и т.п.

«На балу не танцуют под рояль, но непременно под оркестр. Десерт и ужин тоже должны отличаться роскошью. Вообще бал требует несравненно более хлопот и материальных затрат, нежели танцевальный вечер. Балы не начинаются раньше половины десятого или десяти часов».[4]

В отличие от бала, на танцевальном вечере царила простота и веселье: «Лица средних лет, не решающиеся танцевать на больших балах, могут на танцевальном вечере без всякого стеснения танцевать, если не легкие танцы, то хотя бы кадриль». Летом такие вечера нередко устраивали прямо в саду.

Что касается дресс-кода, то на танцевальный вечер полагалось только «слегка принарядиться»: обычный городской костюм или бальный наряд были одинаково неприличны.

Приглашения на большой танцевальный вечер рассылались за неделю, а на бал – минимум за 10 дней до бала, причем в разгар сезона – за 3 недели или даже за месяц. Ответ на приглашение на бал следовало дать в первые два дня по получении.

«На бал нужно являться не иначе, как изящно одетым; особенно туалет дам и девиц должен отличаться изысканностью. Под словом «изысканный» мы понимаем туалет в высшей степени согласный с модой, идущий к лицу и совершенно новый.

Мужчины являются на бал в черной фрачной паре, жилет однако на балу должен быть белый, черный же жилет надевается на танцевальный вечер. Галстук должен быть тоже черный. Перчатки непременно белые – лайковые.

…Слишком яркие цвета дамского туалета означают дурной вкус.

Проходя мимо зеркала, не заглядывайте в него».[5]

Да, бал и танцевальный вечер похожи и отличаются в первую очередь масштабом и степенью торжественности и пышности, но не только этим. Бал, как пишет историк Захарова О.Ю. в своей работе «Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в.», - это церемониал.  А «церемониал – это некий культурный посыл одной социальной группы другой».[6]

Маскарадом назывался костюмированный бал, где желающие приходили в масках и маскарадных костюмах. У каждого маскарада есть своя идея, концепция, которой подчинено все на мероприятии.

Раут же – это совсем другое. Раут заимствован у англичан, поэтому правила проведения раута тоже английские. «На раут, подобно тому, как и на бал, собирается довольно многочисленное общество и поэтому господствует строгий этикет и изысканность в костюмах. В отличие от бала, раут – это вечернее собрание без танцев, где все время проходит в беседе: гости группируются в отдельные кружки, слушают чужие рассказы или сами рассказывают какой-нибудь интересный случай, современную новость или занимательный анекдот. Для людей умных и талантливых раут бесспорно есть лучшее времяпрепровождение».[7]

История социального танца в советское время

В советское время балы в историческом понимании этого слова не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого. Однако социальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы, где исполняли вальс, танго, фокстрот и т.д.  В 60-70-е гг., в связи с некоторой оттепелью в политической жизни страны и частичным снятием железного занавеса, произошла активизация культуры социального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы по бальным танцам, в программу которых входили как танцы отечественной бальной программы, так и танцы из европейской бальной программы. Что касается балов, то они, конечно, существовали, но в основном только в форме выпускных балов в школах и институтах, а также Новогодних балов. И, разумеется, они носили современный характер.[8]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: