Причины реформ Столыпина
— Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства
Проблемы России в начале ХХ века
- Допотопные аграрные отношения
- Недовольство своим положение рабочих
- Безграмотность, необразованность народа
- Слабость, нерешительность власти
- Национальный вопрос
- Существование агрессивных, экстремистских организаций
Пётр Аркадьевич Столыпин (2 (14) апреля 1862, Дрезден, Саксония — 5 (18) сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. Из старинного дворянского рода. Окончил Петербургский университет и с 1884 года служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году губернатор Гродненской, в 1903-1906 годах — Саратовской губернии. Получил благодарность императора Николая II за подавление крестьянского движения в Саратовской губернии.
1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство. Столыпин был назначен новым премьер-министром.
|
|
В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.
На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов.
Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований.
Он разделил предполагаемые реформы на две части:
Немедленно претворить в жизнь(не дожидаясь созыва новой Думы)
- Решение вопр о са земельного и землеустроительного
- Некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия
- Свободы вероисповедания
- Мероприятия, касающиеся еврейского вопроса
Необходимо подготовить и внести для обсуждения в Государственную думу.
- Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
- Об улучшении крестьянского землевладения;
- О реформе местного управления;
- О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
- О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
- О преобразовании местных судов;
- О реформе средней и высшей школы;
- О подоходном налоге;
- О полицейской реформе
|
|
Аграрная реформа.
Общеизвестно, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы.
Столыпинская Аграрная реформа начала свою жизнь в 1906 году. В этот год был принят указ, облегчавший всем крестьянам процедуру выхода из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления в личную собственность участок положенной ему земли. Причем эта земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту. К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.
Во время аграрной реформы Столыпина, активизировалась деятельность Крестьянского банка, учрежденного еще в 1882 году. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.
Вторым направлением столыпинской аграрной реформы стала политика переселения крестьян. За счет переселения Петр Аркадьевич надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях, и заселить безлюдные земли Сибири. Отчасти эта политика себя оправдала. Переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Стоит отметить, что первые переселенцы дали значительный прирост урожаю пшеницы в России.
Аграрная реформа Столыпина была великим проектом, закончить который помешала смерть её автора.
Реформа образования.
В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Еще, будучи предводителем дворянства в Ковно, он писал по этому поводу, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформе, скажем, что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.
Реформа промышленности.
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).
Рабочий вопрос.
Надо признать, что сколько-нибудь значительных успехов в этой области достигнуто не было.
Правительство Столыпина сделало попытку решить, хотя бы отчасти, рабочий вопрос, и предоставило специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства. Правительственное предложение было весьма умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами (на тот момент — 11,5), отмена обязательных сверхурочных работ, право на создание контролируемых правительством профорганизаций, введение рабочего страхование, создание больничных касс на совместный счет рабочих и хозяина. Однако это категорически не устроило предпринимателей, которые считали, что делать уступки рабочим нельзя, необходимо соблюдать “свободу трудового соглашения”, жаловались на низкую доходность промышленности. Реально же они стремились к сохранению высокой прибыли, защищали собственные классовые интересы. Несмотря на увещевания правительства и наиболее сознательных представителей предпринимательства, правительство вынуждено было уступить давлению, в Думу законопроект попал в сильно урезанном виде и с большой задержкой.
|
|
Можно заключить, что правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости и жадности буржуазии.
Судебная реформа.
Следует кратко упомянуть также преобразования в сфере судебной власти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.
Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.
|
|
Земство.
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
Национальный вопрос.
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Анализ причин краха столыпинских реформ.
Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.
Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений. Он открыто проводил националистскую великорусскую политику и, естественно, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства.
Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы укрепить в них положение белорусского и русского населения, составлявших большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно его поддержала, однако государственный совет занял обратную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился с просьбой к Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, отныне его поддерживали представители крайне правых националистических кругов. Столыпин же потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайне правыми противниками, пользующимися влиянием при дворе, в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.
С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.
Органический порок его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сначала, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы".
После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.
По мнению Г. Попова, существует постоянный парадокс, состоящий в следующем: с одной стороны реформирование России предполагает создание и развитие представительной власти, а с другой, в бесконечных дебатах всех ветвей этой власти начиная с Думы на долгие месяцы “тонут” самые необходимые меры. Этот процесс естественен, он обусловлен самой природой представительной власти: она призвана обеспечить мирное урегулирование интересов различных групп общества, а следовательно, этот процесс не может не быть полным компромиссов и длительным. В стране, где общественная ситуация достаточно благополучна, эти демократические парламентские процедуры играют в целом прогрессивную и положительную роль. Но в эпоху решительных, коренных реформ (тем более в базисе!), когда промедление “равносильно смерти” эти процессы грозят вообще все затормозить.
И Столыпин, и правительство осознавали, что земельная реформа через Думу в какие-то приемлемые сроки не пройдет, а то и вовсе “утонет”.
Крах столыпинской реформы, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм с самостоятельностью, крах курса на крестьянина фермера стал уроком для большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.
Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был отвергнут и теми, кто революции не хотел, и теми, кто к ней стремился. Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это сильная сторона Столыпина. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.
Внутр политика | Внеш политика | Соц-эконом развитие | Культура «золотой век» |
Помилование политических заключенных Уничтожена Тайная канцелярия Восстановлены Жалованные грамоты городам и дворянству 12 декабря 1801 год указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, крестьянами. 20 февраля 1803 год – указ о вольных хлебопашцах 1802 год - коллегии заменены на министерства 1809 г. - Реформы М.М. Сперанского (статс-секретарь) Цель: преобразовать Россию в подобие конституционной монархии. Итог: 1810 год – создан государственный совет (законосовещательный орган) 1802-1804гг. – реформа народного образования - создано 4 разряда учебных заведений (приходские, уездные училища, губернские гимназии, университеты). Создаются лицеи – Царскосельский (1811) и Демидовский (1805) 1816-1819 гг. – ликвидация крепостного права в Прибалтике 1810 г. - Создание военных поселений (инициатор Аракчеев) существовали до 1857 года. 1815 год – дарование конституции царству Польскому 1821 год – Новосильцев подготовил «Государственную уставную грамоту» - проект конституции (не реализован | Европейское направление 3-ья антифранцузская коалиция1804-1805гг. (Англия, Австрия, Швеция, Неаполь) – 20 ноября 1805года поражение под Аустерлицем – распад союза. 4-ая коалиция 1806-1807гг. (Англия, Швеция, Пруссия, Саксония) – 2 июня 1807 года поражение под Прейсиш-Эйлау - распад союза 25 июня 1807 года – Тильзитский мир– Россия присоединилась к континентальной блокаде с Англией и передала Франции Ионические острова (невыгодный договор). 30 сентября 1809г. - Эрфуртское соглашение подтвердило Тильзитский мир. Русско-шведская война 1808-1809гг.захват Финляндии присоединение Швеции к блокаде с Англией. Фридрихсгамский мир 1809 год – Финляндия вошла в состав России. Отечественная война 1812 год с Францией. Участники: Кутузов М.И. Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Раевский, Д. Давыдов, В. Кожина, Г. Курин Основные события: Смоленское сражение, Шевардинский бой, Бородино, военный совет в Филях, Тарутинские маневры, сражение при Малоярославце, бой у р. Березины. 1813-1814гг. Заграничный походрусской армии 4 октября – битва под Лейпцигом; 18 марта 1814 года – капитулировал Париж. 18 мая 1814 год – Парижский мир 1814-1815гг. – Венский конгресс – Россия получила царство Польское. 14 сентября 1815 года Священный союз (сохранение монархий в Европе) Восточное направление Русско-иранская война 1804-1813 гг.Столкновение интересов и Закавказье Участники (Гудович, Тормасов) 1813 год - Гюлистанский мир - Россия поучила право иметь флот на каспийском море Северный Азербайджан и Дагестан. Русско-турецкая война 1806-1812гг.Столкновения из-за Черноморских проливов. Участники - (Михельсон, Гудович, Милорадович, Каменский) 1812 год – Бухарестский мир - Россия получила Бессарабию и право покровительства православным в Турции. | Феодально-крепостническая экономика. Крестьяне несут повинности – барщину и оброк. Строятся новые пути сообщения – Мариинская и Тихвинская водные системы каналы. 1815г. – первый пароход «Елизавета» Ярморочный вид торговли: Ирбитская, Макарьевская, Тихвинская ярмарки. В промышленности использование вольнонаемного труда. Промышленные центры: Петербург, Урал, Тула, Москва. Протекционизм: 1807 г.- «дарование купцам новых привилегий».1818г.- крестьянам разрешено основывать фабрики и заводы. | 1803-1806гг. – 1-ая кругосветная экспедиция Крузенштерн и Лисянский 1819-1821гг. – Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду 1825 г – открыты Большой театр и Малый театр Захаров – Адмиралтейство (1805-1823) Тома де Томон – Биржа (1805-1810) Воронихин – Казанский собор (1801-1811) Бове – Большой и Малый театры (1821); реконструкция Красной площади (1814) Орловский – статуи Кутузова и Барклая де Толли (1813) Мартос – памятник Минину и Пожарскому (1818) |
Александр
Тайные организации:
Общественные движения:
1816-1817гг. – Союз спасения
1818-1821гг. – Союз Благоденствия (раскол)
1821-1825гг. Южное общество (Украина).
Руководитель – П. Пестель программа «Русская правда»
(радикальные меры) Участники: Бестужев – Рюмин,
Муравьев – Апостол
1821-1825 гг. Северное общество (Санкт-Петербург).
Руководитель – Н. Муравьев, программа «Конституция» (конституционные, умеренные меры). Участники:
С. Трубецкой, Е. Оболенский, М. Лунин, И. Пущин,
К. Рылеев.