Искусство Московского государства XIV-XVII (14-17)веков. Живопись.
В XIV веке центром русской культуры становится Москва. Именно вокруг нее объединились разрозненные русские земли. В то время живопись была тесно связана с религией. В Московском государстве складываются местные иконописные школы. Русская живопись становится самобытнее, нежели в более ранний период, когда Византийские школы полностью влияли на искусство Руси. Мастера иконописцы строго следили за каноном изображения святых, но и привносили многое своё.
Творчество Феофана Грека. (ок. 1340-ок.1410г.)
Феофан Грек был одним из крупнейших мастеров, работавших на Руси в конце 14- начале 15 века. В 70-е годы 14 века художник был приглашен из столицы Византии Константинополя в Новгород. Он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Позднее он работал в Москве, где им были расписаны три храма. В храмах Благовещения Св. Богородицы и Св. Михаила росписи сохранились.
|
|
Основные черты творчества:
- образы Феофана внешне суровы, аскетичны и замкнуты;
- в росписях живописца прослеживается один колорит – красно-коричневый с оттенками серо-зеленого и жёлто-фиолетового (теплые цвета);
- частое использование белил, коротких белых мазков (движки).
Основные работы
Росписи церкви Спаса Преображения:
«Христос Вседержитель» «Троица» «Макарий Египетский»
«Богоматерь» -деисусного чина «Богоматерь Донская». Благовещенского собора Московского кремля:
Творчество Андрея Рублева (ок. 1360-1430)
Рублев один из известнейших русских живописцев, создатель многих фресок и икон. Известно, что Рублев был монахом в Троице-Сергиевой лавре. Позднее жил в Андронниковом монастыре, а затем был в Москве и во Владимире. Рублев расписал вместе с Феофаном Греком Благовещенскую домовую церковь в Московском кремле и создал иконостас в этом храме. Также Рублев вместе с Даниилом Черным расписал заново Успенский собор во Владимире, в котором создал уникальный иконостас.
Основные черты творчества:
- лиричность и особая одухотворенность образов;
- разнообразная палитра цветов и оттенков;
-мягкие округлые линии, неповторимые композиции;
- интересные цветовые сочетания пятен и силуэтов;
-гармоничность и уравновешенность образов.
Основные работы:
«Страшный суд»- роспись Успенского собора г. Владимир.
|
|
«Спас» - звенигородская икона. «Спас в силах»
«Троица» считается самой совершенной иконой в истории живописи. На иконе три ангела, сидящие за трапезой. В центре трапезы – чаша с головой тельца, символом жертвенности. Ангелы связаны общим ритмом, круговым движением. Они образуют триединство: это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой.
«Архангел Михаил» «Апостол Павел»