Система работы в основной школе по подготовке к итоговому сочинению

В предыдущем параграфе нами была проанализирована работа по развитию устной и письменной речи в шестом классе, были намечены тенденции к ее улучшению. В данном параграфе нам необходимо описать и проанализировать методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов».

Обучение написанию сочинения носит поэтапный характер. В соответствии с возрастными особенностями учащихся, с программным содержанием учебного курса по русскому языку и литературе, можно выделить четыре этапа:

1 этап - 5-6 класс;

2 этап – 7-8 класс;

3 этап – 9 класс;

4 этап – 10-11 класс.

    Общеизвестно, что именно школьников 5—6 классов отличает более сильное воображение, эмоциональная активность, предметное восприятие, характеризующееся как «наивный реализм», который свойственен этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их.

    Мы считаем важным на данном этапе: нужно стараться привить любовь к написанию сочинений: сочинения дети должны писать небольшие по объёму (норма для 5 класса 0,5 – 1 страницы, для 6 класса 1 – 1,5 страницы), сочинения – рассуждения по эмоциональным впечатлениям, которые содержат проблемный вопрос «Чему научила сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»?, «С кого из героев повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством» я взял бы пример?», «Хотели ли бы вы иметь такого друга как Васютка?», «Можно ли», «Какие качества характера Тараса Бульбы вас привлекают?» и т.д.     Чтобы научить детей 5-6 класса понимать тему сочинения и видеть тезис, разумно применять широко приём «ключевые слова». Этот приём отрабатывается и на обычных уроках по русскому языку и литературе. Как только объявляется тема урока, задаётся вопрос: что обозначает каждое слово в теме? Что главное сегодня на уроке? Вывод по уроку обязательно делается в форме сочинения-рассуждения.

В первой главе нашего исследования мы отметили, что главным метапредметным результатом, к которому должны прийти учащиеся основной школы, являются умения смыслового чтения, чему также способствует ранняя подготовка к итоговому сочинению. Мы согласны с мнением Н. В. Беляевой, что главная составляющая навыка смыслового чтения – это умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного и умение его интерпретировать), то есть развитая способность самостоятельно вычитывать из текста заложенные в нем смыслы, а также выявлять смысловую роль его композиции и структуры, логики изложения информации [8, с. 23].

В школьном литературном образовании смысловое чтение включает в себя не только понимание смысловой стороны информации, то есть значения и смысла отдельных слов и целого высказывания, но и перевод авторского кода (скрытого автором высказывания) на свой смысловой код (понимание контекста). В связи с этим важно четко представлять себе этапы в восприятии и понимании текста, декодировании информации, содержащейся в нем. И вслед за Н. В. Беляевой мы выделяем такие этапы в восприятии и понимании текста:

1) Первичное восприятие информации, содержащейся в тексте, то есть непосредственное и эмоциональное восприятие значений слов, встречающихся в тексте, улавливание значения его фрагментов и всего высказывания в целом. Но, на наш взгляд, осмыслить языковые средства текста, то есть вскрыть их лексические значения, еще не значит понять смысл текста: одни и те же слова имеют разные значения в разных контекстах, могут употребляться в переносных значениях.

2) Понимание информации, заложенной в тексте, и ее осмысление через анализ значений слов и выражений, их метафорического значения. Здесь необходимо отметить, что понимание текста невозможно без адекватного постижения выраженной в нем авторской позиции.

3) Интерпретация информации, понятой в тексте, то есть его активный анализ и составление выраженной в нем авторской позиции с собственной оценкой фактов и размышлений, переход от внешнего содержания текста к выделению того, в чем состоит его внутренний смысл, осознание которого происходит с учетом контекста и мотивации читателя; интерпретацией также считается читательская рефлексия, которая может быть выражена во вторичном тексте – размышлении о прочитанном, то есть сочинении [8, с. 23 – 24].

Мы дали краткое теоретическое описание метода «смыслового чтения». На практике мы использовали его на пятом уроке по теме «Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера».

В ходе этого урока текст рассказа был прочитан учителем, была проведена работа с заглавием рассказа, словарно-лексическая работа. При чтении внимание учащихся было обращено на детали портретов героев, описание их мимики и жестов, было выявлено что скрывается за этими описаниями и что хотел сказать автор. Был проанализирован диалог главных героев. В конце урока была выявлена основная мысль рассказа. Дома учащимся было необходимо письменно ответить на вопрос: как в названии рассказа и его финале отразилась авторская позиция? С данным заданием справилось около 60 % учащихся, остальная же часть, по-прежнему, пересказала все то, о чем говорилось на уроке.

Данная методика, на наш взгляд, помогает улучшить качество оценки критерия № 2 «Аргументация. Привлечение литературное материала» итогового сочинения по литературе, потому что она нацелена на максимально точное и полное понимание текста, выявление его основной мысли, темы и идеи. А одной из самых частых ошибок в сочинении, как мы указывали в первой главе нашего исследования, является не соответствие литературного примера теме сочинения или незнание текста художественного произведения.

Следующий метод, который мы рассмотрим – это метод «разбора текстов-образцов». В гимназиях XIX – начала XX умению писать сочинения учили на уроках риторики. Работа по обучению письменному высказыванию с учетом риторических канонов начиналась с разбора образцов. Как правило образцами речи служили античные и древнерусские тексты, а также показательные фрагменты сочинений русский писателей XVIII – XIX веков [5, с. 25].

Используя в основной школе элементы стратегий чтения, разработанных Н. Н. Сметанниковой, можно в процессе подготовки к итоговому сочинению предложить для анализа текста-образца задания, связанные с развитием умений смыслового чтения как метапредметного результатаобучения:

1. Определение целевой установки автора и адресата текста-образца.

2. Выявление ключевых слов в заголовке текста-образца и в нем самом.

3. Формулирование цели чтения текста-образца учеником в зависимости от коммуникативной задачи.

4. Формулирование проблемы и главной мысли текста-образца.

5. Анализ и оценка его логического и композиционного замысла.

6. Выявление связей между вступлением и заключением.

7. Выявление и оценка его логико-смысловых фрагментов: тезис – аргумент – примеры – вывод.

8. Актуализация в нем основной и второстепенной информации.

9. Анализ отбора лексики, сочетаемости слов, риторических приемов [51, с. 76].

При проведении данной работы мы опирались на методические труды Н. В. Беляевой. В качестве образцов для разбора она советует использовать короткие публицистические или художественно-публицистические тексты, например, законченные фрагменты объемом 1500 – 2000 знаков [8, с. 25].

Метод разбора тестов-образцов мы использовали на интегрированном уроке русского языка и литературы «Рассуждение как тип речи».

В начале урока мы провели беседу о том, что такое рассуждение, чем данный тип отличается от других, разобрали из каких частей состоит текст-рассуждение (вступление, тезис, аргументация, пример, заключение), дали определение каждому из этих элементов.

На втором этапе урока мы рассмотрели в качестве текста-образца законченный фрагмент «Молодость – вся жизнь» из книги Д. Н. Лихачева «Родная земля» [43, с. 147-148].

Молодость — это вся жизнь

Когда я учился в школе, мне казалось — вот вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и всё вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.

Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. Тоже и у моего отца — его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных.

В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, всё его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзьями, — не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить её можно, но очень трудно.

Наша молодость — это и наша старость.

Вначале мы определили целевую установку автора и выявили, что этот текст обращен к молодым собеседникам автора. Потом мы определили ключевое слово в заголовке – вся.

Далее перед нами встала необходимость сформулировать коммуникативную задачу читателя. И на наш взгляд, она в том чтобы понять и уметь доказать, опираясь на авторские рассуждения, почему молодость — это именно вся жизнь. Этот главный тезис, заложенный в заголовке, автор доказывает рядом аргументов, которые нужно выявить из текста-образца.

Далее учащимися было определено логическое вступление текста и выявлено, что в нем противопоставлены два мира: школьный и взрослый.

После полного прочтения текста нами совместно с учащимися были выявлены проблема текста и его основная мысль. Проблему мы сформулировали в виде вопроса: почему молодость является таким важным этапом в жизни человека? Главная мысль текста — надо «хранить молодость до глубокой старости».

После этого мы приступили к анализу и оценке логического и композиционного замысла текста-образца, выявили и прокомментировали его логико-смысловые части: тезис — аргумент — примеры — вывод. Затруднения учащиеся испытывали при выявлении тезисов, на наш взгляд, это связано с тем, что данная работа проводилась не систематически.

Сначала мы нашли аргументы, доказывающие первый тезис:

Аргумент 1: «Вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново».

Аргумент 2. «Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её школьные подруги, а когда они отходили "в иной мир", замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями его молодости».

Далее обучающиеся нашли логический вывод автора, которым заканчивается первая часть: «Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных».

После этого мы определяли еще один важный тезис: «В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, всё его окружение». И находили доказательство, которое приводит к нему Д.С.Лихачёв: «Если он [человек] правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость». Обсуждая с обучающими этот аргумент, мы пришли к выводу, что автор стремится убедить читателя, почему человеку нужно переносить с друзьями не только горе, но и радость: «Радость ведь также надо "перенести", чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзьями, - не радость».

Финальный тезис размышления о молодости, который мы выделили из текста, автор формулирует в форме утверждения: «Храните молодость до глубокой старости». Аргументы к этому тезису обучающиеся определили как советы, которые дает автор своим читателям:

Совет 1. «Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях».

Совет 2. «Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой "открытости к людям", непосредственности».

Совет 3. «Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете "совсем, совсем иным" и будете жить в другом мире».

Совет 4. «И помните поговорку: "Береги честь смолоду"».

Два последних предложения текста мы определили, как заключение, которое перекликается с началом текста.

При рассматривать текст-образца с точки зрения наличия в нём основной и второстепенной информации, мы сделали вывод, что тезисы несут в себе основную информацию. Но они нуждаются в доказательствах, поэтому второстепенная информация, содержащаяся в аргументах, также чрезвычайно важна: она убеждает читателя в верности рассуждений и их обоснованности.

Также на уроке была проанализирована лексика текста-образца и сделан вывод, что автор на протяжении всего диалога с читателем поддерживает его интерес к чтению, сохраняя всё время внутренний конфликт размышления. В тексте были выявлены и признаки публицистики: экспрессивность, метафорические выражения, разговорная лексика.

Таким образом, разносторонний анализ текста-образца позволил нам сделать следующие выводы:

— во вступлении к рассуждению автором поставлены проблемы, которые будут раскрываться в его основной части;

— в основной части текста-образца сформулирована и доказана его главная мысль, для чего использованы смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства;

— расположение этих смысловых фрагментов в основной части высказывания логично и последовательно, а рассуждения автора внутри смысловых фрагментов подчинены законам логики повествования: тезис, аргументы, вывод;

— объём основной части высказывания соразмерен вступлению и заключению, между которыми прослеживается смысловая связь, делающая композицию рассуждения чёткой и доказательной;

— заключение текста-образца содержит краткий и точный ответ на вопрос-проблему, сформулированную в заголовке высказывания, и содержит сжатый итог всего рассуждения.

На дом учащимся было задано подобрать литературные примеры из программных и прочитанных самостоятельно книг, где показано, как молодость человека формирует его жизненную позицию и ценностные ориентации, как влияет на всю его жизненную репутацию. С этим заданием справилось примерно половина обучающихся, самыми приводимыми примерами были примеры из русских народных сказок и рассказы В.П.Астафьева, В.П.Распутина, Ф.Искандера, которые класс изучал на последних уроках.

Таким образом, данный вид работы нацелен на то, чтобы показать учащимся на примере как строится сочинение-рассуждение, из каких частей оно состоит, как плавно переходить от одной части к другой. В предыдущей главе, было указано, что одной из распространенных ошибок в итоговом сочинение – это неправильно поставленный тезис или не поставленный вообще, данный вид работы направлен на то, чтобы помочь учащимся разобраться с тем, что такое тезис. В целом разбор текстов-образцов направлен на повышение качества композиции и логики рассуждения (критерий № 3) и качества письменной речи (критерий № 4) в итоговом сочинении, а домашнее задание после выполнения данной работы на повышение аргументации (критерий № 2). Помимо этого, анализ публицистических текстов-образцов способствует успешной реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования.

После завершения проведенного нами эксперимента в 6 «В» классе наметилось улучшение качества устной и письменной речи. Ответы учащихся стали более полными и последовательными, аргументированными. Но в сравнении с параллельным 6 «Г» классом, где такая работа не проводилась, качество речи остается более низким. На наш взгляд, это связанно с тем, что было проведено слишком мало уроков на развитие устной и письменной речи. На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов» являются эффективными методами при пропедевтической подготовке к итоговому сочинению в основной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: