Внимательно читаем материалы занятия, составляем конспект, в конце занятия есть домашние задания.
Выполненные работы фотографируем и скидываем на электронную почту margo.klimova.60@mail.ru.
Тема урока: «Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе»
Цели занятия: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.
1. Изучение нового материала
Статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому здесь мы говорим о статусном наборе.
Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.
При этом всегда можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Для человека это и будет главный статус.
Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
|
|
Для мужчины средних лет - бизнесмен, директор банка
Для пожилой женщины - бабушка,
Для подростка – ученик
Несовпадение статусов повлияло на их разделение.
Социологи различают:
1. Предписанный (приписанный) статус - это статус, в котором человек рожден (или будет обязательно признан обществом)
1. Достигаемый статус - это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям и свободному выбору
Социологи выделяют еще прирожденные статусы
К прирожденным относятся:
«Негр» – прирождённый статус, характеризующий расу
Мужчина» прирождённый статус, описывающий пол
«Русские» – прирождённый статус, показывающий национальность
Прирожденный статус не совпадает с приписанным
- В чем разница прирожденного и приписываемого статуса?
Социальный статус
Приписанный (предписанный) достигаемый
Прирожденный (пол, раса, нация) приписываемый (титул,
родственный отношения)
Определите, к какому статусу относится:
Глава католической церкви
Теща
Муж
Украинец
Бизнесмен
Мужчина
Президент
Сенатор
Жена
Англичанин
Отчим
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Шекспир
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
|
|
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
- Какие же социальные статусы и социальной роли являются типичными и яркими в жизни?
От человека, занимающего определенное положение, ждут соответствующего поведения
Социальных ролей, как и статусов, у каждого человека достаточно много Пример: отличник – это человек, у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.
Совокупность ролей, выполняемых человеком - ролевым набором (ролевым репертуаром).
Однако, нередко бывает, поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, они могут вступать в противоречия. Тогда возникает ролевой конфликт
Ролевой конфликт - напряженные отношения-– возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.
Пример: Допустим, ученик Игорь Н. из многодетной семьи, где уровень доходов достаточно средний. Мальчик очень хочет добиться что-то в жизни. Он знает, что он должен регулярно посещать школу. Это поможет ему в дальнейшем получить определенную профессию и повысить свой социальный статус. Однако, он входит в группу сверстников, где принято прогуливать уроки, грубить учителям, не выполнять домашнего задания.
- Каким может быть поведения Игоря в условиях ролевого конфликта? Какую линию поведения выбрали бы вы?
Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.
Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.
- Какие факторы определяют ролевой набор? (Обстоятельства, возраст, окружение, имидж)
- Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?
Последуют санкции. Если ученик не посещает школу – следуют санкции. Приведите свои примеры.
Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.
От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Освоение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм.
Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.
Домашнее задание:
1. Написать конспект
Социальный статус и престиж
Цели:
Познавательная: познакомиться с понятиями статуса и престижа, с их видами, научиться определять свой тип статуса и других людей, отличать личный и социальный статус.
Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, приводить примеры.
Воспитательная: способствовать развитию социально значимой и социально активной личности.
Мы продолжаем изучать основы социологии, и переходим к следующей важнейшей категории социологии – социальному статусу. На сегодняшнем занятии мы с вами должны изучить, что такое социальный статус человека, его видами и характеристиками. А так же мы познакомимся с понятиями «престиж» и «авторитет» и тем, как они связаны с социальным статусом человека.
|
|