Как можно было заметить по материалам полесских поверий о русалках, датой их появления на земле повсеместно считали Троицу или Русальную неделю. Русальная неделя обычно следовала сразу за Троицей (реже предшествовала ей). В Полесье она имела варианты и других названий: «Тро е чный т ы ждень», «Рус а лочий т ы ждень», «Рос а льница», «Грян а я нед е ля», «Проводн а я нед е ля»: «На Русальную неделю русалки ходили, посля Троицы сечас же» [ПА, Барбаров]; «Русальный тыждень от Тр о йцы до з а пусок — рус а лки разг у люваюцца на гаре — там их р о згул» [ПА, Симоничи]; «Рус а льный тыждень чы Тро е чный — мы и так его зовём — ўс е й тыждень после Тр о ицы» [ПА, Замошье]; «Тр о ешный тыждень и Рус а лный — то тэ с а мее» [ПА, Кочище]; «Неделя следующая за Троицей — Рос а льница или Проводн а я неделя» [ПА, Верхи. Теребежов]; «Гр я ная неделя — сразу после Троицы — это праздник русалок» [ПА, Челхов]; «Грен а я нед е ля — с а мая ўр э дная неделя… Дух х о дя сем недель ат Паски — Троица называется. После Тр о ицы — Грен а я неделя» [ПА, Семцы].
Большой интерес вызывают свидетельства из с. Жаховичи о том, что последняя перед Рождеством неделя там тоже называлась Русальной, или что в году есть всего три Русальных недели: «велик о дня, на Тр у йцу и на Рожэств о » [ПА].
Особым образом оказывается терминологически отмеченным четверг на Русальной неделе: его называли «Н а вской Тр о ицей», «Сух и м четверг о м», «Крив ы м днем», «Тр и йцей м э рлых», «Мь я вським велик о днем»: «Навська Трийца — то м е ртвых Тр и йца, четверг на Тро е чнум т ы жни» [ПА, Сварицевичи]; «Вот Троица жывэ, празьнык. Жывых — на тры дня, а посли от у чэтвер ужэ по Тройцы, ну у нас называють Намська Труйца. Гэто умерлых. И у гэтых умэрлых вжэ тыйи дивчата идуть, девкы, которы поумиралы дивкы, вжэ идуть гуляты воны по жытовы. А потом ужэ идуть воны на кладбишча» [ПА, Спорово].
Воскресенье Русальной недели в некоторых местах называлось «Рус а лка» [Комаровичи] или «З а пускы» [Староселье]. В отдельных случаях именно в этот день совершался обряд «проводов русалки»: «Русалки появлялись на Русальной неделе, а в воскресенье через неделю после Троицы „проведут русалку“, дак ў понедельник ани уже идуть на свае место определённа» [ПМ-С, Дубровица].
Однако б о льшая часть свидетельств относит исполнение обряда к понедельнику после Русальной недели (реже — ко вторнику), который часто в Полесье называется — «Р о зыгры»: «В понедельник после Русального тыжня русалки расходяцца» [ПА, Боровое]; «Неделя после Труйцы пр о йде, ў понид и лок — Р о зыгры. Не можно идти на п о ле р о бити. У Р о зыгры рос а лкы, кажуть, тады ўже росх о дяцца» [ПА, Лисятичи]; «Конец Рус а льного тыжня — цэ Р о зыгры, Рус а льны р о зыгры. Русалки собираются на великий дуб… Свой обед справляють и после обеда уже ўсе…» [ПА, Выступовичи]; «Это Р о зыгры, кажуть, на Тр о йцу. Это, ур о ди, пок о йников, што ход и ли» [ПА, Радчицк].
«Русальный понедельник», который приходился на первый день Петровского поста, является в Полесье наиболее традиционной датой «проводов русалки». Другой такой датой называли канун Ивана Купалы. Эти же календарные сроки «русальных» праздников считались типичными и для южнорусской традиции — Троица, Семик, Русальная неделя, Русалкино заговенье (перед Петровым постом) и Купала [Зеленин 1916, с. 228–229]. Одни и те же сроки проведения праздников в честь русалок, характерные практически для всей восточнославянской зоны, а также однотипная терминология календарных дат, связанная с именем русалок («мавок», «нявок»), — наиболее устойчивая особенность троицко-русального комплекса поверий и обрядовых практик. Характерно, что в некоторых местах, где обряд «проводов русалки» не известен, понедельник или вторник, следующие за Русальной неделей, назывались «Проводы» [ПА, Тхорин, Новинки].