«Красавицы-деўки, р ы бачый хвост з вады…» (Великая Весь).
«Некат о рые як человек, некат о рые з рыбачым хвостом, девушки, волосы длинные» (Плёхов).
«Русалка ў ваде живеть, как рыба. Деўка, а хвост как у рыбы. Распущенная коса» (Радутино).
«Котра людина втопиться на Русальный тыждень, стае русалкою. Русалка половина як людына, а половина як рыба. Выходыть з воды, иде в жыто» (Ремчица).
«Колись одна тётка ходила, щавель сбирала на Зэлэну нэдилю. <Видит>: багато деўчат бегают, спивают, кружацца, хоровод водят. Она разобрала, шчо у них не ноги, а хвосты рыбьи, — то русалки» (Дягова).
IV. Время и место появления и исчезновения русалок
Время и место появления
«На м о гилках русавки гуляють, ў жите сидять, ў воде» (Великая Весь).
«Появлялись летом, когда сонце сядет. Вечером ў девять часоў. Днём не видать их… Зимой русаўки на дне <водоемов> сидят» (Радутино).
«Появляются чы ў л е се, чы ў жыте, ў м о гилок. Бильш всего ў л и те, ў мае, ў п о ўдня и пивн о чы» (Олтуш).
|
|
«Як жыто кв и тыть — тада <русалки> к а жуцца. Показуются рэдко. Дивчатки небольшые, годочка чэтыры-пьять. Как сонце сходит, — они выходют. У белом у всём, у веночку» (Олтуш).
«На Тро е цком т ы жню выходять русаўкы з-под зэмли» (Олтуш).
«Русаўки ў поли бегали на Н а ўску Тр ы йцу. Як квит у е жыто, то ходять» (Одрижин).
«Як ряс у е жыто — тоди русалка ход э ла. На мэж э , ў ж ы це, на кладбишчы, ў лиси появляецца» (Ополь).
«Тольки ў жыти, як жыто крас у е» (Спорово).
«Тых русалочок можно ў день побачыть, як жыто йе. Як цвитки ростуть по ж ы тови» (Радеж).
«Як жыто крас у е, цвите, кауть, росаўка ходыть. Говор а ть, разодетая бы деўка, як помрэ <т. е. в свадебном наряде>» (Лопатин).
«Росаўки — шчо ляк а лы ў жыти. С кос а ми большими, ўся ў косах. И мэч а <палка, пест> так а ў ей була, ўроди, ў руках. <Появлялась> ў день, ў дван а ццать часоў дня, — это ў ей прог у л ў дванаццать часоў» (Лопатин).
«Шчэ их бачылы на м о глицах н и ччу, колы хто вмыраў и на други дэнь» (Андроново).
«Выходить ў д э сять цы у д э вьять часоў, пошла гул я ючы, и вона до дванаццати часоў гуляе, мае право гулять. А ў дванаццать иде на свае место» (Радчицк).
«Можно увидеть ў двен а ццать часоў дня русаўку, кад а жыто крас у ецца — ихня гулянка: гудять, пишчать, крычать» (Картушино).
«У жыти бувають, пад рекой, на б э рэзи, ў лесу. Особенно на Зел е ну нэдилю они ходять» (Дягова).
«Можно встретить больше в лесу, в болоте, в зарослях» (Жерелёво).
«Вых о дылы <русалки> перед Святою нэдилэю ў чэтверг, а тоди до чэтверга — Русальный тыждень» (Олбин).
«У двенадцать часоў дня, ў поўдень, гэто с двенаццати до двух часоў, у гэто врэмья, ўроде, воны выходять и пугають людей» (Хоромск).
|
|
«У нас казали, шчо русаўки ў жыци, як жыто две недили колосицца, две недили цвит э и две недили сп е е — у гэто врэмья русалки ў жыце. А як пожнуть жыто, то русалок нема» (Хоромск).
«Ходят вони два дне: нед е ля и понэделок, чэрэз неделю после Троицы. Понэделок называецца „Р о зыгры“» (Журба).
«Коло м о гилок <ходят>, по жытах, особенно як крас у е, цьвите жыто» (Журба).
«Русаўки на Тр и йцу выходят з воды, а хто кажэ — ў лис а х они жывут. Цэ Р о зыгры, от понэдилка до понэдилка цэй Тро е цкий тыждень. Диўчата нашы поехали на Трийцу по ягоды. Диўляцца оны: на бэр э зи дви <русалки>, и качаюцца и смиюцца. Косы роспушчэны, оны у лентах по-украиньски, по-нашэму» (Вышевичи).
«Умершие на Русальный тыждень становились русалкой. <Можно видеть> во всё врэмья, як жыто красуедца, чы як жнуть» (Возничи).
«До дваннацати часоў дня <русалки> шуг а юцца по ветках, а потом с дванаццати — уже нет. А як человека яни захватят ешчэ до дванаццати, дак яни яго зашкряб у ть» (Золотуха).
«Колысь говорылы, шо выходылы русалкы з воды, таки з длинными волосами, таки красивые деўчатки, и ў кружк у танцевали, и ў води танцевали. <Когда они появлялись?> Вот оно пэрэд Купалом. Голые диўчатка вылазять, красивые… Идеть промеж жыта на межы и там соби пляшуть» (Нобель).
«Ходили только на Русалный тыждень, ў жыти, ў л е си. Збирались на дуб, дед рассказывал» (Боровое).
«Росальный тыждень — цэ после Труйцы. Тилькы ў т э е врэмья воны показувалиса. По жыти не можна було ходыты, ў горох не можна, — каз а ли: росаўкы т а мэка» (Червона Волока).
«Р о зыгры — други понедилок после Тройцы, — русалки збираются кучами на поли, ў жытах, гуляють, спивають, крычать» (Тхорин).
«По корч а х лазить, и ў леси, и на поли. Зловить — залоскочыть» (Тхорин).
«У тое врэмья русалки ходять, як цвите жыто» (Нобель).
«У два часа дня ходять по жыту, платочками махають. Во ўсёму белому. В у мершие, которые утопяцца» (Нобель).
<По жыту они не бегали?> «Па жыту яны ня бегаюць. Чё яны па жыту пабегають? Яны ў двор, ў свой двор идуть. Вот как умёрла, — у свой дом ишла» (Радутино).
«Тыждень Русальный перед Трийцею, — и мэрци ходять поскризь по жыту. Особенно, казалы, ў п о ўдне ходылы русалкы. Тильки тыждень оны ходылы колись…» (Щедрогор).
«У час дня, як само и ў час ночы русалку можна побачыть» (Щедрогор).
«Як жыто квит у е, то русалки ходять» (Любязь).
Время и место исчезновения
<Куда уходили русалки?> «На свое место, до мэрлых идуть уже ж воны. Откуль пришли, туды они и п о шли» (Копачи).
«Русалки, як Русална неделя кончаецца, идут ў леса и нихто их не бачыт. Они один раз ў году» (Барбаров).
«До самих Купалок <до Иванова дня> стыркають крапиву, штобы яны ў окно не лезли. После Ивана Купального их няма» (Хоробичи).
«После Рус а лок <т. е. после Русальной недели> их нет ни на берёзе, ни на вербе. Казали, ў воду уходили, ў бор» (Хоробичи).
«У воду уходили через тыждень у понедилок после Троицы» (Макишин).
«После Русального тыжня уходили до дому: ў землю, ў гроб, ў воду» (Днепровское).
«Тыи нядели прайдуть, як жыто асыпецца и стане поспевать, — русаўки уходят ў лес, ў болота» (Картушино).
«Зимой <русалки> уходят на кладбище, лежать ў гробу. Ена являецца, а труп ее там ляжыть <в могиле>» (Радутино).
«Уходят ў м о гилки, де похор о нены» (Журба).
«Пэрэд Трийцею ў пьятныцю вых о дылы, а писля Трийцы назад на м о глицы шли» (Любязь).