Фронтонная композиция в искусстве Древней Греции, ее эволюция

Утверждаю

И.о. зав. кафедрой искусствоведения

____________________Е.Б. Костюк

«26» марта 2019 года, протокол № 8

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «Основы искусства Древней Греции и Древнего Рима»

(Направление подготовки 50.03.03 «История искусств», 1 курс)

 

1. Историография античного искусства.

 

2.Основные периоды античного искусства, их характеристика.

 

3.Искусство Эгейского мира. Основные центры.

 

4.Критское искусство.

 

5.Искусство Микен.

 

6.Искусство Киклад.

 

7.Искусство Древней Греции, его периодизация.

 

8.Гомеровский период древнегреческого искусства.

 

9.Искусство древнегреческой архаики.

 

10.Мировоззренческие основы искусства архаики.

 

11.Архитектура архаики.

 

12.Сложение канона в древнегреческой архитектуре.

 

Храм как основной тип общественного здания в Древней Греции.      

Я думаю, нужно сказать о том, что вообще происходило в храме, для чего использовался, а потом можно приплести то, что там стояли скульптуры, ордеры, фронтонные композиции, привести можно примеры из других билетов и архитекторов

Для чего использовался храм?

Храм – средоточие светской и религиозной жизни полиса, поэтому строился всегда на возвышенности в центре городской площади или на акрополи

Храм являлся важнейшей и часто градообразующей постройкой города!

- в них происходил сбор людей до наступления эллинизма (там уже и театры, и гимнасии, и рынки будут иметь эту функцию)

- в них располагались статуи богов(которую нужно было уберечь от осадков), в первую очередь храм – место почитания Богов. + композиции на фронтонах и фризах часто повествовали о боге, которому посвящен храм — образовательная и воспитательная функция

- принесения жертвы и чтение молитв не проходило в храме, снаружи!

- для хранения пожертвований

- с 21 по 29 число летнего месяца «гекатомбеона» праздновали панафинеи – это главное общественное мероприятие в Афинах, проходящее в Акрополе (шествие, игры, песни, украшение статуи Афины пурпурной тканью - пеплосом)

-    Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала: богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов.

- легкоатлетические и музыкальные соревнования на празднествах

- площадь перед ним часто являлась местом собраний

- способствовали укреплению чувства общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен

- это место искусства: скульптура, архитектура и живопись – это гордость города

 

-  Строительство храмов обычно организовывалось и финансировалось городами или администрациями святилищ!

 

Устройство храма

- pronaos – сени, входная часть

- Naos - Центральная культовая структура храма – это нао или Целла, в которой обычно находится культовая статуя божества.

- opisthodom – типа кладовки, хранение чего-либо: городская сокровищница, подарки Богу, пожертвования

- ориентация храма чаще всего на восток

 

типы храмов:

в антах,

простиль (4 колонны впереди),

амфипростиль (4 спереди и сзади + еще две у входов),

периптер – основной типа (окружен колоннами),

позже появл. Диптер (окружен двумя рядами колонн)

14.Ордерная система древнегреческой архитектуры.

 

15.Дорический ордер. Примеры.

 

16.Ионический ордер. Примеры.

 

17.Коринфский ордер. Примеры.

 

18.Основные типы древнегреческих храмов. Примеры.

 

19.Скульптура архаики.

 

20.Древнегреческая живопись.

 

21."Геометрический стиль” греческого искусства.

 

22."Ориентализирующий стиль” греческой вазописи.

 

23.Чернофигурная живопись.

 

24.Краснофигурная вазопись.

 

25.Искусство Древней Греции классического периода, его мировоззренческие особенности.

 

26.Афинский Акрополь как памятник классической эпохи.

 

27.Древнегреческая скульптура периода классики.

 

Фронтонная композиция в искусстве Древней Греции, ее эволюция.

Фронтоны архаики:

  1. Жрица из Герайона – о.Самос – автор Генелей

560-550 г.г. до н.э.

(Ионийская школа) – это ранний образец фронтонной композиции

скованность, застылость, проработка мелких деталей ткани
фигуры обособленные, композиция под формат фронтона не очень подстроена

 

2 первое движение – коленопреклоненный бег

 Храм Артемиды на о-ве Корфу

Ок. 600 г. до н.э.

(Спартанская школа)

Нет работы с пропорциями, композицию снова пытаются вписать в форму фронтона, но теперь способом уменьшения объектов, опять же объекты как-то обособлены

 

3.Гекатомпедон, который стоял до Парфенона

Сер 6 века

(Афинская школа)

Хорошая анатомия тела, пластика, фигуры связаны композиционно и взаимодействуют, теперь фигуры вписаны в треугольник фронтона красиво

 Тритопатор – трехголовый змей*

 

В начале V века до н. э. в греческой скульптуре

возникает особый интерес к

максимально правдивой передаче движения.

Стремление передать натуру разрушает

гармонию статуй конца архаики. Начинается

поиск новой гармонии.

Фронтоны ранней классики:

  1. Западный фронтон храма Афины Афайи

 о. Эгина

500—480 гг

-Старой, ещё архаичной чертой композиции является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины,

-фигуры идеально и оправданно вписаны в треугольную форму фронтона,

- тщательная проработка мышц и других деталей,

-Фигуры подчинены фронтальной плоскости (изображены либо точно в профиль, либо в фас), но они одинаково обработаны со всех сторон,

- фигуры хоть и связаны смыслово, расположены отдельно друг от друга на большом расстоянии, здесь -некоторые фигуры уже имеют долю экспресии (говорит Виппер), хотя и с архаическими улыбками

 

  1. Восточный фронтон храма Зевса

 в Олимпии

 468—456 г

- один из первых в истории искусства примеров внешне неподвижного изображения, наполненного внутренним напряжением, потенциальным движением, готовым начаться действием.

- тело не так тщательно проработано, как в расцвет классики

- эмоции застылы

- здесь некоторые фигуры уже даже взаимодействуют (мужика ударяет другой)

 

Фронтоны высокой классики:

  1. Парфенон в Афинском Акрополе

438 – 431 гг. до н.э

Фидий автор

-«боги восточного фронтона «предстают в состоянии акме, высочайшего расцвета духовных и физических сил. У них полные гармоничные формы, плавные и уверенные жесты, полное доверие к миру и открытость навстречу ему». Акимова

- наполненность, «хоррорвакуи»

- взаимодействие фигур

- экспрессия в жестах, телах, но не лицах

- все симметрично и сдержанно

 

В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего

совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к

великим идеям и возвышенным чувствам присоединились

новые понятия и стремления; создания пластики стали более

страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась

более чувственная красота.

Фронтоны поздней классики:

 

  1. западного фронтона храма Афины-Алеи

в Тегее

Первая половина 4 в.

Скопас автор

 

-нарушение гармонического строения лица ради подчеркивания силы

душевного напряжения.

- стремительный поворот запрокинутой головы,

- резкая и беспокойная игра светотени,

- страдальчески изогнутые брови, полуоткрытый рот придают голове

- выразительность и драматизм переживания

Фронтоны эллинизма:

не говорим уже - особо важное место фронтонные композиции занимали в искусстве архаики и классики, а в эллинизме уже теряют свою главенствующую роль

многие храмы строятся уже с пустыми фронтонами

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: