Раннее средневековье. Апологетика и патристика

После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. Отцы церкви почти не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Философия определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Периодизация философского знания средних веков:

· Апологетика. В конце II и в III веке образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и её приемы убеждения, старались показать его глубину и величие. Наиболее выдающиеся труды того времени: апологии Иустина (Юстина), Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена и др. Их задача – показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости.

· Патристика. Греческой патристике принадлежит неоспоримый приоритет в формулировании основных догматов христианства. Афанасий Александрийский (Великий) занимался обоснованием второй ипостаси Бога Сына — Логоса. Лица Троицы не соподчинены, а единосущны, назначение Сына — спасти человечество; идея спасения — личная проблема для каждого человека, к ней он идет своим уникальным путем; путь спасения — это обретение духовности, цель каждой человеческой души. Наиболее знамениты в греческой патристике Каппадокийцы: Василий Кесарийский («Шестоднев»), Григорий Нисский («Большая огласительная речь») и Григорий Назианзин. Они отредактировали Символ веры и поставили точку в решении тринитарной проблемы.

Догмат Троицы сформулирован следующим образом: Бог триипостасен: первое лицо Бог-Отец (безмолвное и безначальное первоначало); Бог-Сын (слово-логос этого безмолвного бытия — пришедший на землю Иисус Христос); Дух Святой (животворение, начало всего живого). Все три лица занимают в Троице равноправное место, они одинаковы, неслиянны и нераздельны. Они проницаемы друг для друга и связаны возвышенной жертвенной любовью. Их отношения — это абсолютный образец для всех людей, это источник обоснования принципов нравственности.

И апологеты, и посленикейская патристика постоянно сталкивались с противоречиями. С одной стороны, отцы церкви полагались на веру, проявляя смирение перед Богом-абсолютом, с другой испытывали потребность познать творца, раскрыть его замысел, понять его мудрость. Единство и разумность мироздания доказывались посредством логосной сущности Бога-Сына. Отцы церкви понимали, что религиозные переживания и религиозный опыт должны содержать всеобщность и необходимость. Они полагали, что Бог оставил человеку Священное писание как источник истины, и философская задача христиан правильно его понять и разъяснить. Чтобы правильно интерпретировать текст, надо выяснить, что не есть Бог. Так появляется апофатическая теология. Однако, непостижимость Бога не означает, что мы не должны делать попыток понять его сущность. Из этих усилий складывается христианская космология, антропология, этика, которая имеет катафатический характер. Сочетание апофатического и катафатического подхода к постижению Бога наиболее ярко проявляется в «Ареопагитиках» («О божественных именах», «О небесной иерархии», «Таинственное богословие») 532 года, подписанные именем Дионисия Ареопагита и канонизированные. Произведение имело великую славу и долгую религиозно-философскую жизнь.

· Схоластика («schola» с гр. – школа) начинается в XI веке. Её появление связано с развитием городов и разнообразных школ и появлением интеллектуалов. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Средневековые схоластики были убеждены, что можно достичь рационального знания о сущем и доказать существование Бога с помощью логических приемов.

o Ансельм Кентерберийский (1033—1109) – глава английской католической церкви (с 1093). Основное теологическое сочинение -«Почему Бог вочеловечился?». В 1092 году на выступлении на Латеранском соборе он произвел огромное впечатление своим подвижническим образом жизни и благорасположением к людям. Он был канонизирован в XIX веке.

o Ансельм Кентерберийский говорил, что стремится размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать. Он доказывал бытие Бога в своей работе «Монолог» и убеждал, что мы судим о степени красоты вещей и моральном превосходстве людей на основании идеи об абсолютном совершенстве, которая свободно принимается нами на основе логики.

o Логика (диалектика) развивается в трудах Петра (Пьера) Абеляра (1079— 1142). Он написал «Апологию» или «Символ веры», умело пользовался логикой и диалектикой, последовательно оставаясь на позициях рациональности. В его лице философия обретала значительную самостоятельность относительно теологии, утверждалась как «естественное знание» в смысле свободы от теологических авторитетов, приобретенное путём определённых логико-диалектических процедур. Сфера интересов Абеляра: вера в единого Бога как источника совершенного знания. Абеляр, полагая, что любой человек по природе находится на пути к Богу как высшему благу, убеждён, что природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Если предметом науки является высшее благо, то такая наука будет называться этикой или моральной философией. Так возникла проблема статуса философии и теологии как отдельных дисциплин. Абеляр начал процесс разнесения философии и теологии, который объективно стал причиной его гонений и преждевременной смерти. Абеляр был убежден, что веру надо защищать при помощи диалектики, его логика при описании лиц Троицы названа последователями теологикой. Абеляр задался целью логически постичь тайну единства и троичности Бога.

o Фома Аквинскнй (1225/26—1274). Его называли «ангельским доктором», в 1323 г. он был причислен католической церковью к лику святых. Фома Аквинский подобно Абеляру решал этические проблемы (понятий добра и зла). Фома полагал, что так как бытие, которое создано Богом, есть благо, то зло — это не сущее. Поэтому нельзя свести зло к первопричине — то, чего нет, не есть ни благо, ни зло. Зло - ущербность. Так как первопричина — это Бог, а он несёт благо, то зло выступает как свойство поведения человека. Человек должен нести ответственность за свое поведение, поэтому Бог наградил его свободной волей. Он постарался христианизировать основные политические положения древнего философа. Человек — общественное существо, и государство как целое логически предшествует всем частным интересам: благо общего выше блага его частей. Общественный порядок — отражение небесного порядка. Большинство занимается физическим трудом, меньшинство управляет государством. Первое место занимают священники. Их цель и высшая задача государства — подготовить переход людей в потусторонний мир. Государство носит теократический характер. Среди ряда форм государственного правления Фома выделяет монархию. Философия Фомы Аквинского стала официальной доктриной католицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: