Социально-нравственное развитие и личностное развитие

По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 года в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше. Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.

В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:

§ Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;

§ Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;

§ Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.

§ Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).

§ Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей. В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов. К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.

 

С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят. Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.

Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

 

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

Математика

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).

4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление

Развитие Мышления, Памяти, Внимания

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).

3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.

4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.

5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)

6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.

7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.

8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок должен знать части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Навыки обихода

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).

2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.

3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.

4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.

5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

 

Полезные ссылки на мои видео в YouTube


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: