Обратимся к описанию каждого из перечисленных компонентов, составляющих содержание критического мышления

Одна из самых популярных концепций критического мышления принадлежит американскому педагогу Р. Эннису, который одним из первых разработал систему установок или готовностей (dispositions) к критическому мышлению, или, другими словами, внутренних мотиваций, влияющих на «качество» мышления. Согласно концепции Р. Энниса критически мыслящий человек должен:

1. Заботиться о том, чтобы его взгляды, решения, были четко обоснованы, а для этого ему необходимо:

  • Стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов;
  • Быть хорошо информированным;
  • Рассматривать точки зрения, отличные от своих собственных;
  • Расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомлённости.

2. Быть способным четко представить как свою позицию, так и позицию других, а именно:

  • Ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации;
  • Концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы;
  • Искать и предлагать доводы (обоснования);
  • Принимать во внимание всю ситуацию в целом;
  • Осознавать собственные убеждения.

3. Уважать мнение и достоинство собеседника, т.е.:

  • уметь слушать и слышать других;
  • избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений;
  • быть внимательным к состоянию другого человека.

На важность развития установки к критическому мышлению также указывает американский психолог Д. Халперн, разработавшая популярную в США программу обучения критическому мышлению. «Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Критически мыслят те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления», – пишет автор (Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003).

Д. Халперн описывает следующие качества критически мыслящего человека:

Готовность к планированию (как «невидимый и очень важный шаг к критическому мышлению», последовательное рассмотрение предпринимаемых шагов).

Гибкость (как «готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения»).

Настойчивость (как «готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума»).

Готовность исправлять свои ошибки (как стремление к поиску причин собственных ошибок, способность «признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление»).

Осознание (как рефлексия собственного мыслительного процесса, «наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели»).

Поиск компромиссных решений (как умение «находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство»).

Особого внимания в системе описанных установок заслуживает рефлексивный компонент критического мышления. Критически мыслящий человек осознает процесс своего мышления, обладает сознательной целеустановкой на улучшение качества своего мышления. Рефлексия как необходимое условие и неотъемлемая часть критического мышления нашла отражение в определении Р. Пола, директора Центра критического мышления и моральной критики в США: «Критическое мышление – это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление... При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление – это влекущее за собой самоусовершенствование; и это усовершенствование приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» (8. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. – Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990).

Вторым компонентом содержания критического мышления являются собственно интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки (thinking skills), составляющие его сущность. В основу современных концепций, описывающих интеллектуальные умения критического мышления, положены идеи американского исследователя Э. Глейзера. Он первым изложил набор определённых умений, которые, по его мнению, относятся именно к критическому мышлению: умение распознавать проблему и находить пути ее решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтверждённые предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни.

Вопрос о наборе тех или иных умений, которые относятся именно к умениям критического мышления, до сих пор остается открытым. Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, мыслительные умения, которые нашли отражение в большинстве современных концепций критического мышления:

  • Оценка надежности источников информации
  • Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке
  • Анализ и оценка высказываний, предположений, выводов, аргументов, гипотез, убеждений
  • Умение задавать вопросы с целью получения более точной информации или её проверки
  • Рассмотрение проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
  • Ясность изложения собственной позиции, точность в выборе языковых средств
  • Принятие решений и умение обосновать свой выбор.

Использование данных умений в повседневной жизни и на учебном занятии имеет место при наличии уже накопленных знаний и опыта. Критическое мышление – это своего рода «мышление о знании», которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. При этом понятие «знание» употребляется в самом широком смысле слова.

Критическое мышление представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевыми компонентами которого являются: установки и готовность к критическому мышлению, владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие определенного опыта, научного и жизненного как «площадки» для применения этих умений.

Критическое мышление, являясь медждисциплинарной и надпредметной категорией, носит дедуктивный характер: индивид овладевает интеллектуальными умениями критического мышления вне конкретной научной дисциплины и может применять их в различных областях знаний. В то время подчеркивается индуктивный характер критического мышления, оно неотделимо от конкретной научной области и необходимым условием критического рассмотрения проблем той или иной научной дисциплины является глубокое знание этой самой дисциплины. Мы не можем критически рассматривать проблемы ядерной физики, не зная самой ядерной физики.

Говорить о развитии критического мышления человека, значит говорить о развитии у него целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определенных мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями как в деловой активности, так и в повседневной жизни.

***

Критическое мышление требует усилий, иногда значительных. Тот, кто ленив, и тот, кто не любит использовать свои умственные способности, реже прибегает к критическому мышлению. В связи с этим критическое мышление сильно отличается от механической критики. Механическая критика не требует значительных усилий, и, как правило, заявления людей, осуществляющих такую критику, не имеют прочной основы. В то время как критическое мышление необходимо для здорового общества в решении некоторых спорных вопросов, примитивная и необоснованная критика друг друга может вызвать ненужную вражду между людьми.

Критическое мышление не означает, что мы должны стать скептиками и отвергать все подряд. По сути, описание критического мышления включает в себя необходимость обращать особое внимание на определенные критерии и стандарты. На практике, если у человека нет никакой справочной информации, то ему очень трудно продвигаться вперед в своих размышлениях. Необходимо подчеркнуть, что мир не является черно-белым. В нем есть огромное разнообразие цветов. Мы можем признавать большую важность одного цвета, но не можем утверждать, что есть только один цвет. У нас, конечно, могут быть определенные убеждения, парадигмы и ценности. Они могут быть основой для некоторых критериев и стандартов, на основании которых мы оцениваем новую информацию. Время от времени великие события и выводы могут заставить нас переоценить определенные парадигмы, которые мы принимаем как должное. Тем не менее такие резкие повороты не часто случаются в жизни отдельного индивида или общества.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать – значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер – боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие – переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

Также необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически – это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

В заключение следует сказать, что навыки критического мышления необходимы всем. Мы должны знать свои недостатки, предубеждения, предрассудки, а также источники мировоззрения, парадигмы и информационные каналы, которые мы используем, когда обрабатываем новую информацию.

Критическое мышление – залог духовного здоровья, основа осмысления интересов человека и главный враг всех без исключения социальных недугов. В частности, оно чрезвычайно важно для того, чтобы отделить правду от мифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: