Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания


 Каждый п(?)сатель знает, что мысль о теме пр(?)изведения в(?)зникает совершен(?)о неожидан(?)о.(1) И это становится нач(?)лом буду(?)щей книги. (2) Творческий процес(?) постепен(?)о охватывает писателя, тема усл(?)жняется, возникает ж(?)лание работать день и ноч(?).(3) Всё делается быстро, всё б(?)ётся и тр(?)пещет внутри, одна мысль подг(?)няет другую. (4) Правда, иногда на несколько часов вд(?)хновение отлетает, мысли путают(?)ся, приходит(?)ся искать их и по(?)час тщетно.(5)Нельзя выразить словами то бл(?)женство, которое охватывает каждого п(?)сателя, когда появляет(?)ся главная мысль, которую нельзя пот(?)рять, распл(?)скать, и эту мысль обязательно нужно донести до читателя.(6) Иногда нужно просто заставить себя работать более сп(?)койно и рас(?)удочно. (7) Без вд(?)хновения человек не(?)может прожить, а писатель не(?)может прожить н(?) одной минуты.(8)

 


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №3  разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №5
г) подобрать антоним к слову  ВДОХНОВЕНИЕ.

БИЛЕТ № 22.
1.В каком слове произносится звук (а)?
а ) обмяк   б) прорядить в) очарование   г) тяжёлый
2.В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нужно употребить УДАЧЛИВЫЙ?
а) Человек он был лёгкий на подъём и во всём УДАЧНЫЙ.
б) УДАЧНОЙ была наша поездка в Санкт-Петербург.
в) Удачный ответ на поставленный вопрос порадовал и ученика, и учителя.
г) Удачное завершение проекта сплотило нас.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Закрыв лицо руками,

а) можно было не прятать своих чувств.
б) надо остановиться, чтобы не упасть.
в) стали глубоко дышать и вскоре успокоились.
г) она надолго замолчала..
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Тридцать пять и пять десятых процентов учащихся отлично справились с работой.
б) Учитель раздал каждому учащемуся по четыре листа бумаги.
в) Когда я буду чувствовать себя хорошо после болезни, обязательно пойду на каток.
г) Я замер от испуга и не мог двинуться с места.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) пок..яние, избирательная к..мпания, пл..вчиха
б) нан..мать, зам..реть, д..фирамб
в ) реф..рендум, сб..речь, заст..гнуть пальто
г) фля..ка, ску..но, помо..ник
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) Пр..красный человек, пр..зирать страх, пр..мьера фильма
б) р..ссыпать, поз..прошлый, от..греться
в) ин..екция, раз..ярённый, ш.ем новую одежду
г) во..стание, чере..чур, бе..размерный костюм
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) оленеводы кочу..т, родители утеш..т младенца
б) самокле..щаяся плёнка, больные тяжело дыш..т
в) клиенты держ..т деньги в банке, дума..щий о близких
г) кро..щий крышу хозяин, родственники пиш..т письма
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а) Первые (НЕ)ХОРОШИЕ слова я услышал в начале разговора.
б) Чувствовал я гнёт (НЕ)СТЕРПИМЫЙ, который обострялся во мне с каждой минутой.
в ) Я твёрдо решил (НЕ)ПОДДАВАТЬСЯ его власти и продолжать идти своим путём.
г) Горничная (НЕ)СЛЫШНО двигалась по пушистому ковру.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, я убеждён: решать этот вопрос надо по-своему.
б) Знать и уметь - это (ВО)ВСЕ не одно и (ТО)ЖЕ.
в) (В)ДАЛИ морской не было катера, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.
г) Мне (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ, (ЗА)ТО мой товарищ был бодр и весел.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Студенты готовятся к зачёту по математике(?) и я совершенно забыл про свидание.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
За неимением света лётчик мечтает о голосе в эфире (1) об одиноком голосе из того мира (2) который (3) кажется (4) перестал существовать.
а) 1,2   б) 2,3,4      в) 1,2,4         г) 1,2,3,4


12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Любую мысль можно выразить просто и ясно.
б) Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть горы и водопады.
в) Мелодия песни или минуты тишины поскрипывание половиц или стук ножей на кухне говорили о биении жизни.
г) Это зимняя нескончаемая дорога казалась мне вечным сном.


13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Иван злобно посмотрел на дверь, за которой слышались постоянные телефонные звонки.
б) Молодой инженер, которым руководил опытный наставник, успел сделать многое за месяц.
в) Через минуту он поманил к себе сына и показал ему большую надпись, которая была сделана на широком отсеке.
г) Это была прекрасная агитационная телега, которую по большим праздникам друзья вытаскивали на улицу.


14.В каком слове есть приставка –пре= со значением «высшая степень качества, признака»?
а) предосудительный     б) преднамеренный  в ) предобрый    г) презирать


15. Укажите значение слова КОДЕКС.
а) старинная рукопись                                   в) коварный замысел
б) система, список условных обозначений   г) свод законов


16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
продвижение – двигать – двигающийся – двигая – двигавшийся


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


Принц(?)пиальное отличие человека от животного заключает(?)ся в том, что для него на первом месте стоят духовные, нравствен(?)ые и соц(?)альные п(?)требности.(10 Возможности человека, безусловно, увеличивает наука, в которой вос(?)тановлена связь с духовностью, в которой разум советуется с душой. (2) Великий мыслитель ХХвека В.И.Вернадский с(?)итал науку явлением духовным. (3) В мире существуют лич(?)ности, созд(?)ющие науч(?)ную мысль, проявляющие науч(?)ное творчество, совершающие науч(?)ные открытия.(4) Создан(?)ые такими учёными невесомые цен(?)ости в дальнейшем меняют ход процесс(?)ов би(?)сферы, окружающей нас пр(?)роды.(5) Наука под присмотром души не(?)теряет свою познавательную силу.(6) Научные открытия постоянно открывают перед человечеством перспективы дальнейшего прогресса, движения вперёд к задан(?)ой цели.(7) Человечество благодарно всем тем учёным, которые, не жалея своих духовных сил, посв(?)щали жизнь служению науке.(8)


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №4 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №8
г) подобрать антоним к слову  ПЕРВЫЙ.

БИЛЕТ № 21.
1.В каком слове все согласные твёрдые?
а) замша  б) глубина в) семья    г) залив
2.В каком предложении вместо слова ФИНИШ нужно употребить ФИНАЛ?
а) От старта до ФИНИША в пути следовала группа сопровождения.
б) До ФИНИША оставалось несколько километров.
в) По драматическим событиям повести можно было угадать её ФИНИШ.
г) На ФИНИШЕ соревнований стало ясно, кто бегает быстрее всех на короткие дистанции.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Чуть побледнев,
а) слегка отодвинулся от края.
б) я сказал то, что давно уже хотел сказать.
в) захотелось немного отдохнуть.
г) можно испугать сестру своей слабостью.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Она была больная гриппом, поэтому мы отложили поездку.
б) Его отдали учиться в музыкальное училище.
в) В тестах были четыре варианта ответа.
г) Недалеко от города находилась деревушка Сергеево.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) об..няние, к..рпорация, оп..здать
б) прив..редничать, расст..латься, ид..альный
в) разоч..рованный, возр..стной, сп..нтанный
г) зы..кий, озя..ший, грей..фрут
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..глушённый, пр..вратить, пр..тензия
б) н..клонность, поз..вчера, р..зыскать
в) л..ёт как из ведра, транс..европейский, кинос..ёмка
г) и..ступление, не..говорчивый, в..громоздиться
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) солдаты ро..т окопы, теш..щийся надеждой
б) тащ..щий бревно, дети расплещ..т воду
в) дежурные задерж..тся в классе, держ..щий знамя человек
г) пастухи прогон..т стадо, стел..щийся по земле плющ
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а) Посередине комнаты стояла (НЕ)ЛЕПО разукрашенная ёлка.
б) Его чувства (НЕ)ПЕРЕДАВАЛИСЬ словами.
в) Он (НЕ)ВИДЯЩИМ взором обвёл пустой зал и фойе.
г) Я шёл по (НЕ)ЗНАКОМЫМ улицам города.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ суток он был занят работой,(ЧТО)БЫ закончить её вовремя.
б) (ЗА)ТЕМ домом находилась спортивная площадка, и мне грустно (ОТ)ТОГО, что детство кончилось.
в ) (И)ТАК, начнём с того, я (НА)КОНЕЦ выполнил данное мной обещание.
г) Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ. Всё равно смотреть (НЕ) (НА) ЧТО.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Царило безмолвие (?) и солнце погружалось в тёмные облака.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Анечка (1) опустившая грустно голову (2) неподвижно сидела в пуховом платке(3) покрывавшем её плечи(4) и прислушивалась к разговору.
а) 1,2   б) 2,3,4         в) 1,2,4         г) 1,2,3,4

12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Тяжёлый и беспокойный сон томил её мечтой неясной и неопределённой.
б) Взъерошенная собачка встаёт с подстилки и глядит на прилетевшего зяблика.
в) Проезжий мужик повязал уши платком и лошадь резво побежала по дороге.
г) Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

  13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Он умело в своих целях использовал обман, который прижился как-то незаметно в его учреждении.
б) Остап ещё раз прошёл мимо дивана, который стоял рядом со шкафом.
в) Они очутились в коридоре, в котором успели побывать за день не один раз.
г) Украинская рубашка, которая расшита чудным узором, была привлекательна.

14.В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
а) рубка     б) подсобка   в ) бородка    г) зачётка
15. Укажите значение слова ОТТЕНОК.

а) особенность строения здания                в) часть чего-то, измеряемого в пространстве
б) разновидность одного и того же цвета    г) предмет, заслуживающий одобрения

16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
охранник – хранить – охраняемый – сохранив – сохраняющий

17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.

К своему труду и его р(?)зультатам человек относит(?)ся по (?)разному.(1) Он дор(?)жит своим врем(?)нем и склонен г(?)рдит(?)ся своим личным мастерством.(2) Если он вл(?)жил в свой труд душу, ему хочется, чтобы результат труда получил пр(?)знание со стороны других людей.(3) Радость труда в(?)лика при каждом творч(?)ском достижени(?), и труд может сделать человека по(?)настоящему с(?)ас(?)ливым, приводя его душу в г(?)рмонию с самим собой. (4) Человек ог(?)рчает(?)ся неспр(?)ведливой похвалой, если чу(?)ствует неудовлетворён(?)ость р(?)зультатом своего труда. (5) Даже дети не(?)редко отказывают(?)ся от завышен(?)ых оценок, чу(?)ствуя в этом какую(?)то несправедливость. (6)

Мудрость гласит: «Что дёш(?)во даёт(?)ся, то мало ценит(?)ся».(7) Человеку от природы присуща зд(?)ровая потребность - быть чем(?)то в жизни, пользоват(?)ся уважением окружающих.


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №2 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №4
г) подобрать антоним к слову  ХВАЛИТЬ.

БИЛЕТ № 20.
1.В каком слове произносится звук (а)?
а) помянуть б) часы в) потянуть  г) счастлив
2.В каком предложении вместо слова СПАСИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить СПАСАТЕЛЬНЫЙ?
а) Когда мне стало страшно, я услышал СПАСИТЕЛЬНЫЙ голос товарища.
б) СПАСИТЕЛЬНЫМ для фирмы оказалось предложение директора по её реорганизации.
в) СПАСИТЕЛЬНАЯ операция в водах Атлантики прошла благополучно.
г) Его слова оказались СПАСИТЕЛЬНЫМИ для друзей, так как предотвратили ссору.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Стоя босиком на берегу,
а) приятно ощутить прохладу ночи.
б) слышно успокаивающий плеск волн.
в ) я крепко держал удочку в руках.
г) мечтается о большом улове.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Мама попросила принести ей стакан молока.
б) Охотнику удалось подстрелить на озере трёх уток.
в) Трещина на корню зуба не давала мне уснуть.
г) Военная часть на параде показала хорошие результаты.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) забл..кировать, об..яние, р..стовщический
б) зап..реть, прит..гательный, с..нтиментальный
в) обр..мление, пр..гматизм, ск..кать
г) та..тологтя, наше..ствие, но..шество
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..ложение, знаки пр..пинания, пр..людия
б) н..зложить, б..ссловесный, на..высший
в) фельд..егерь, с..язвить, сверх..естественный
г) бе..козырка, и..чезнуть, во..звание
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) учителя исправ..т ошибки, гон..щийся за славой
б) потоки воздуха колыш..т травы, та..щий снег
в) кол..щий дрова, друзья невзначай обид..т
г) портные скро..т недостатки фигуры, терп..щий бедствие
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а) Слабый свет проникал сквозь щель, где перегородка (НЕ)ДОХОДИЛА до потолка.
б) Николай Был легкомысленный и (НЕ)ИСПРАВИМЫЙ человек.
в) Какой-то господин два раза (НЕ)ПРИЯТНО покосился на мальчика.
г) Сашка обладал (НЕ)ПОКОРНОЙ и смелой душой.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
а) Солнце пронизывало всё (НА)СКВОЗЬ, и КОЕ(ГДЕ) виден был виден золотой луч.
б) Взглянешь на небо и поймёшь, (ПО)ЧЕМУ природа КАК(ТО) по-особенному молчалива.
в) Не всё благополучно с речью в быту, (ОТ)КУДА она (ЗА)ЧАСТУЮ переносится на сцену.
г) Возраст города обычно определяется (ПО)ТОМУ, когда (В)ПЕРВЫЕ упоминается в письменных источниках.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Ему хотелось бы поработать под моим руководством (?) и я дал бы ему тему для диссертации.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Я отстранил её и прошёл мимо, и это (1)кажется (2) озадачило её. На глазах навернулись слёзы, но она (3) всё же (4) прошла в гостиную.
а) 1,2    б) 2,3,4      в) 1,2,4         г) 1,2,3,4
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Убил Добрыня в единоборстве своего противника и начал хвастаться.
б) Ни с кем не побоится силой померяться ни перед кем не отступит.
в) В оркестре особенно отчётливо слышались голоса флейты или фортепиано.
г) Бледная круглая луна освещала окрестности деревни.


13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Это были студенты, которых присылали для прохождения производственной практики.
б) Помещик занимал двухкомнатный номер, в котором всегда останавливались богатые люди.
в) На груди его была синяя татуировка, которая изображала треугольный предмет.
г) На письменном столе лежит стопка бумаг, которые требовали немедленного ответа.


14.В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
а ) ножка      б) москвичка   в) плавка   г) пионерка

15. Укажите значение слова ВЫМЫСЕЛ.
а) выписка из текста                                          в) часть конспекта
б) то, что создано фантазией, воображением        г) ложь, обман

16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
работник – работающий – поработав – работать – проработавший

17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


Существуют неписан(?)ые и писан(?)ые правила пов(?0дения людей, и соблюдение этих правил х(?)рактеризует воспитан(?)ость и культуру человека.(1) Придерж(?)ваясь этих правил, человек ведёт себя постоян(?)о соответствующим образом на работе, в школе, на улице или дома.(2) Иногда люди, попадая в лес, на пр(?)роду, ведут себя несколько стран(?)о. (3)Почему-то считается, что здесь не нужны ни(?)какие правила.(4) Задумывают(?)ся ли люди когда(?)нибудь, что такое бума(?)ка, небрежно брошен(?)ая в лесу? (5)Она должна пролежать там минимум 3 года, прежде чем рас(?)падётся на составные комп(?)ненты, которые пр(?)рода может «переварить» и усвоить без вреда для себя. (60
А ведь сколько людей не(?)задумываются об этом, оставляя после себя кучи мусора и хлама, которые накапливают(?)ся из года в год, образуя культурный слой.(7)
Лес- это дом для человека, и правила пов(?)дения в нём, ув(?)жения к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собствен(?)ом доме.(8)


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №2 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №7
г) подобрать антоним к слову  МИНИМУМ.

БИЛЕТ № 19.
1.В каком слове все согласные мягкие?
а) листок б) сквозной в) тишь   г) чаща
2.В каком предложении вместо слова ТАКТИЧНЫЙ нужно употребить ТАКТИЧЕСКИЙ?
а) ТАКТИЧНЫЙ поступок моего нового знакомого расположил меня к нему.
б) Лёгкое, ТАКТИЧНОЕ прикосновение к моей руке вернуло меня к реальности.
в) ТАКТИЧНОЕ замечание помогает избежать ошибки в общении.
г) Его ТАКТИЧНЫЕ расчёты оказались неверными и обстоятельства взяли верх.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Оставшись один,
а) я задумался о дальнейшей жизни.
б) можно отдохнуть от шумной компании.
в) хочется помечтать о предстоящей поездке.
г) наконец получил возможность собрать вещи в дорогу.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Учитель невольно остановился на полуслове.
б) Генрих и Томас Манны внесли большой вклад в развитие литературы.
в) В горах и долинах, в лугах и на пастбищах уже появились первые весенние цветы.
г) Я попросил дать мне стакан чаю.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) зад..рать, ув..дать, инф..нитив
б) нав..гация, уд..вляться, отм..реть
в) б..рхатный, р..внина, рест..врация
г) мес..ный, рафина,,, декаден..ство
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..митивный, пр..нарядить, пр..вилегия
б) пон..строить,  об..млеть, с..орудить
в) пред..юбилейный, трел..яж, судопод..ёмник
г) ра..мельчить, не..балансированный, бе..болезненный
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) дыш..щий гарью, противники раскол..т партию
б) утром вожатые разбуд..т ребят, во..щий ветер
в) они ищ..т ответ на вопрос, прав..щая партия
г) слыш..щийся шум, монтёры выкрут..т лампочки
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а) А далеко в городе (НЕ)СТРОЙНО гудели весёлые праздничные колокола.
б) Вытянув ноги, собака лежала грустная и (НЕ)ПОДВИЖНАЯ.
в) Он мелкими и (НЕ)УВЕРЕННЫМИ шагами ходил по комнате.
г) Рукава кофты (НЕ)БЫЛИ засучены, на лице выступил пот.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС его узнал.
б) Доброта для человека (ТО)ЖЕ, что здоровье для тела, (ТАК)ЖЕ жизненно необходима.
в) (ВО)ВСЁМ соседка заметила (КАКОЙ)ТО беспорядок.
г) Я тебя (НИ)КОГДА больше (НЕ)УВИЖУ.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Окислительно – восстановительные реакции с участием металлов (?) и их ионов можно использовать для получения электрического тока.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Над ещё не улёгшимся после недавней бури (1) бескрайним морем (2) возвышалось небо (3) унизанное (4) ярко мерцавшими звёздами.
а) 1,2   б) 2,3      в) 1,2,3,4         г) 3
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
б) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
в) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
г) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Неприязни, которая должна была существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.
б) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером.
в) Изумрудная трава спускается к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.
г) Снег, который выпал на рассвете, делал склон ещё более скользким.
14.В каком слове есть суффикс –ЛК-?
а) сделка  б) стрелка   в) сиделка   г) перепёлка

15. Укажите значение слова ЭТАЛОН.
а) форма правления государства    в) единица меры
б) единица времени                           г) точный образец


16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
дышать – дыхание – дышавший – дышащий – продышав


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


Бурное развитие научных знаний в 18 веке вызвало необх(?)димость \(?)бора материалов по естествен(?)ой истории, и при Петре в России появился первый музей.(1) Сейчас невозможно вос(?)тановить, кто первый стал собирать уникальные предметы. (2) Довольно рано общество ос(?)знало, что музейные собрания можно использовать в целях иде(?)логического во(?)действия. (3)Сокровища Оружейной палаты в Москве дем(?)нстрировались как д(?)казательство м(?)гущества и б(?)гатства Рос(?)ии.(4) Кол(?)екция воен(?)ых собраний в Петербурге служила просл(?)влению воен(?)ой мощи государства. (5)Музеи постепен(?)о стали выполнять функцию лабораторий для ис(?)ледований, хранилищ(?) исторических источ(?)ников.(6) В наше время благодаря радио, телевидению и печати люди получают огромный об(?)ём информации, и часто многое ускользает от внимания. (7)Приобретение знаний в музее происходит на основе чу(?)ственных впечатлений, образного мышления. Высшей формой эмоционального во(?)действия на посетителей музея следует назвать возникновение чу(?)ства с(?)причас(?)ности к тому, что было.(8)


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №1 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №8
г) подобрать антоним к слову  ВОЕННЫЙ.

 

БИЛЕТ № 18.
1.В каком слове произносится звук (й)?
а) метёлка б) ель в) море   г) леди
2.В каком  предложении вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДРАМАТИЧНЫЙ?
а) В нашем клубе часто бывают ДРАМАТИЧЕСКИЕ постановки.
б) ДРАМАТИЧЕСКИЕ события стали главным содержанием данной пьесы.
в) В ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок я ходил в пятом классе.
г) Его уныние и ДРАМАТИЧЕСКИЙ голос смутили слушателей своей серьёзностью.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Обернувшись к окну,
а) можно увидеть соседний двор.
б) хотелось закрыть форточку.
в) послышался голос мамы.
г) Петя взял модель парусника.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Разговор был холодный, несвязный.
б) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.
в) Редкие в пепельном рассветном небе появились звёзды.
г) Поступивших писем в редакцию было очень много.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) тр..стинка, прекл..нение, рит..рический
б) сн..гирь, соч..тать, тр..умф
в) пон..мание, хам..леон, гн..здо птицы
г) скла..чина, неус..ный, тунея..ствовать
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..мерный, пр..мудрый, непр..ступный
б) об..лгать, в..сходить, пр..рода
в) трёх..язычный, об..явление, с..ехидничать
г) ни..падать, не..гибаемый, и..желта-красный
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) они выгляд..т хорошо, адресу..щий письмо
б) колыш..щиеся флаги, они часто ход..т на концерты
в) слыш..щиеся удары, туристы закуп..т продукцию
г) снежинки та..т, засе..вший поле
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а)  В этот день уроки были (НЕ)ВЫУЧЕНЫ.
б) Он (НЕ)ЛОВКО топтался на месте.
в) (НЕ)СЛЫШНЫЙ шёпот слетал с его губ.
г) Митя был человеком, (НЕ)ИСТОЩИМЫМ на выдумки.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) (ПО)ЧЕМУ, глядя на портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся на изображение.
б) Он учился в (ТОМ)ЖЕ университете и (ТАК)ЖЕ, как и его друг, получал хорошие оценки.
в) Картины Репина проникнуты грустью (ОТ)ТОГО, что человек (КАК)БУДТО живёт не в ладу с природой.
г) (КОЕ)ГДЕ (В)ДАЛИ виднеются редкие кустарники.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фельдшер исподлобья поглядел на доктора (?) и в его тёмных глазах вспыхнуло откровенное презрение.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Оторвав большой кусок обоев(?) висевший у двери(?) я решительно прошёл вперёд (?)чтобы осмотреться по сторонам(?) и увидел своего нового друга.
а) 1,2   б) 2,3      в) 1,2,3,4         г) 3, 4
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Блеснула молния и на мгновение осветила всё вокруг.
б) Геологов не пугали ни тайга ни непроходимые болота.
в) Они косили быстро и споро и двигались с правого и левого конца навстречу друг другу.
г) Жёлтые маленькие одуванчики были разбросаны по всему лугу.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Слышны были только короткие свистки, которые время от времени раздавались где-то вдалеке.
б) Деньги, от которых ему было по-настоящему плохо, он положил на счёт в банк.
в) Бухгалтер толкнул добрую докторшу и издал вопль, который взбудоражил всех больных.
г) Совсем не таким был этот человек, который значился поверенным в делах помещика.
14.В каком слове есть приставка ПРЕ- со значением «высшая степень качества, признака»?
а) пребогатый  б) претерпеть в) предсмертный г) предусмотренный


15. Укажите значение слова ГУМАНИТАРНЫЙ.
а)  изысканный, красивый
б) вежливый, культурный
в) богатый, состоятельный
г) наука, относящаяся к изучению культуры и истории народа


16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
богач – богатый – богатеть – богатеющий – разбогатевший – богатея


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


Наст(?)яшие, хорошие книги являются исти(?)ными друзьями ч(?)ловечества, и каждая библиотека распр(?)страняет постоя(?)но знания и приносит их в дом.(1) Невозможно представить себе просвещ(?)нный дом  без книг.(2) Каждое мысл(?)щее существо обязано иметь эти благ(?)родные це(?)ности. (3) Если вы воз(?)мёте древние изображения внутре(?)ности дома, вы обязательно найдёте в них произведения иску(?)ства и старинные  книги, защищё(?)ные прекрасными пер(?)плётами, которые можно назвать настоящими с(?)кровищами. (4)Древние книги хранят(?)ся в книг(?)хранилищах, являющихся первыми вратами просв(?)щения.(5) Мы отлично знаем, что хорошая книга не может быть прочита(?)на лишь однажды.(6)  Истинное удовольствие можно получить от любимой книги, если остаёшься с ней наедине, в одиночестве, в молчании(?), когда можно сосред(?)точить всю познавательную сущ(?)ность на исти(?)ном значении написа(?)ного в книге.(7)


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №1 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №7
г) подобрать антоним к слову  ДРУЗЬЯ.

БИЛЕТ № 17.
1.В каком слове нет звука (ы)?
а) межиндустриальный б) к играм в) циркуль г) чибис
2.В каком предложении вместо слова СБОРНЫЙ нужно употребить СБОРОЧНЫЙ?
а) СБОРНЫЙ пункт начинал свою работу в 9 часов утра.
б) СБОРНАЯ солянка была фирменным блюдом ресторана.
в) СБОРНАЯ команда школы выиграла чемпионат по футболу.
г) СБОРНЫЙ цех выполнял постоянно план.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Обломав сухие ветки,
а) Аксинья совсем близко увидела столовую.
б) почувствовалась боль от царапин и порезов.
в) захотелось сложить костёр и согреться.
г) хорошо стало видно вокруг.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Два солдата с котомками глядели на окна поезда.
б) Двадцать один делегат прибыл на совещание.
в) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.
г) Девушка – пилот умело вела машину.
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) с..верный, зап..реться, р..туал
б) п..ссимизм, уб..речь, нав..вать тоску
в) вым..чить, отр..жение, аккомп..ниатор
г) безмол..ствовать, филосо..ский, бесчу..ственный
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а)  (старинное) пр..дание, пр..нарядиться, пр..имущество
б) об..звоженный, н..спадать, чр..змерный
в) интерв..ю, ад..ютант, раз..ём
г) ра..задорить, ра..жечь, ни..вергать
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) крестьяне паш..т, колыш..щаяся осока
б) слыш..щийся сигнал, собаки ла..т
в) гон..щий лошадей пастух, ученики сосредоточ..т внимание
г) дети завис..т от родителей, источа..щие аромат цветы
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а) От взгляда её расцветали дивные, (НЕ)ВИДАННЫЕ цветы.
б) За время своей (НЕ)ИЗМЕННОЙ службы они знали всех в лицо.
в) Совершенно (НЕ)ОЖИДАННО рынок был окружён полицией.
г) Тротуары (НЕ)ЧИЩЕНЫ, лежит снег на камнях.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) Но косы (ПО) ПРЕЖНЕМУ были в колечках, и ТАКИЕ (ЖЕ) колечки были на лбу.
б) Господин (НЕ) МОЛОДЫХ уже лет (КАК)БУДТО спрашивал:»Куда я попал?».
в) ЧТО(БЫ) (ВО)ВРЕМЯ в школу поспеть, мы вышли пораньше.
г) Смысл жизни мы ищем как цари, считаем себя царями природы, (ПО)ЭТОМУ И (НЕ)НАХОДИМ,
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Она порывисто надевает свою шубку
  (?) и в это время из её небрежно сделанной причёски выпадают на пол шпильки.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Я (1) наступая на лужи и листья(2) наугад провёл её по двору(3)знакомому мне с самого детства(4) и исчез в темноте.
а) 1,2   б) 2,3      в) 1,2,3,4         г) 3, 4
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Грациозность и пышность искусства Древнего Египта сочетались с изысканностью и утончённостью образов.
б) Везде попадались густые перелески из молодого ельника или стройных белоствольных берёзок.
в) Весело глянет в окно солнечный луч а желтоватый мох обожжёт золотым лучом широкий лист папоротника.
г) Он стал меня расспрашивать о судьбе Ивана Кузьмича и часто прерывал мою речь вопросами и замечаниями.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) В то же время я был похож на отвергнутого влюблённого, который с упорством маньяка посылает даме сердца цветы.
б) В 9 часов вечера пустынная улица, которая шла под уклон, просматривалась из конца в конец.
в) Москва прожила свою сложную и утомительную зиму, к которой семья Ивановых оказалась не готова.
г) В этом доме был уют, который они так долго создавали.
14.В каком слове есть суффикс -К, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
а) рубка   б) бородка в) подсобка г) зачётка
15. Укажите значение слова БЕЗВОЛИЕ.
а) нерешительность, отсутствие желания осуществлять свои желания
б) нет видимых границ между домами
в) нарушение правил человеком
г) отсутствие свободного состояния, сидеть взаперти


16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
душ – душевая- задушить- задушив – задушивший - задушенный
17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


        
Детективный жанр  пользует(?)ся неизме(?)ным интересом у читателей, его читают, так как всегда интересно, чем закончится ра(?)гадка тайны пр(?)ступления. (1) Таинстве(?)ное всегда возбуждало человеческий интерес, и сюжет любого детективного произведения держ(?)т читателя постоя(?)но в напряжении(?).(2)  Секрет п(?)пулярности детектива заключается в психол(?0гической разрядке, инте(?)лектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение совреме(?)ному человеку.(3)  За детективом признают и право на нравстве(?)ный урок, уб(?)ждающий читателя в неизме(?)ном торжестве добра над злом, которое инее остаётся безнаказанным.(4) Исследователи жанра говорят, что в нём утверждается право личности иметь возможность попроб(?)вать свои силы и в одиночку рас(?)лед(?)вать пр(?)ступления, то есть отстоять справедливость, которая так необходима в современном обществе.(5) Сыщик, который ведёт расследование, иногда может сам(?)стоятельно вершить правосудие. (6)
           

а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №2 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №4
г) подобрать антоним к слову  ПРИЗНАВАТЬ.


БИЛЕТ № 16.
1.В каком слове нет звука (ы)?
а) межинститутсткий б) к итогам в) цирк г) чисто
2.В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
а) Здесь было страшно и неуютно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по велению ЗЛОЙ феи.
б) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
в) ЗЛЫЕ нарушители порядка не смогут уйти от наказания.
г) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Прочитав подобную клевету,
а) у меня затряслись руки.
 б) письмо сразу было уничтожено.
в) я долго не мог уснуть.
 г) меня охватила злоба.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Для абитуриентов, желающих учиться в этом университете, надо будет знать и английский язык.
б) Согласно приказу министерства к работе надо приступить немедленно.
в) В отчёте подведены итоги работы за год.
 г)Закон об охране детства был принят депутатами с первого раза.
5. В каком ряду пропущена безударная гласная в корне, проверяемая ударением, рядом напишите проверочное слово. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) з…рница, прик…саться, прор…сти
б) м…рковь, ув…деть, пл…тить
в) обл…денение, поб…дитель, кр…тиковать
г) д…рога, уд…вление, ст…ловый
6. В каком ряду во всех словах пишутся удвоенные согласные?
а) ат..естат, га..лерея, пятитон..ый, клас..ный
б) одес..кий, коэф..ициент, кор..зия, фин..ский
в) крос..овки, мировоз..рение, груп..а, эс..енция
г)бас..ейн, эксцес.., рас..мешить, гум..анист
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) пересажива..щийся пассажир, пен..щийся бокал
б) стро..щийся дом, омыва..щий море
в) бор..щийся человек, стел..щийся туман
г) пил..щий дровосек, возобновля..щийся процесс
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а)  (НЕ)СМОТРЯ на сгущавшиеся на небе тучи, мы всё-таки отправились в поход.
б) Рассмотрение этого дела ещё (НЕ)ЗАВЕРШЕНО.
в) (НЕ)ОБЪЕКТИВНЫЙ и пристрастный подход к делу мешает найти истину.
г) Склоны оврага поросли (НЕ)ПРОЛАЗНЫМ бурьяном
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) Но косы (ПО) ПРЕЖНЕМУ были в колечках, и ТАКИЕ (ЖЕ) колечки были на лбу.
б) Господин (НЕ) МОЛОДЫХ уже лет (КАК)БУДТО спрашивал:»Куда я попал?».
в) ЧТО(БЫ) (ВО)ВРЕМЯ в школу поспеть, мы вышли пораньше.
г) Смысл жизни мы ищем как цари, считаем себя царями природы, (ПО)ЭТОМУ И (НЕ)НАХОДИМ,
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Заря уже давно погасла(?) и едва белел на небосклоне её последний след.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Опасаясь быть нескромными (1) гости ещё немного посидели(2) но вскоре (3)одевшись в зимнее пальто (4)ушли домой

а) 1,2   б) 2,3      в) 1,2,3,4         г) 3, 4
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
б) Я и отдохну немного после уроков и сделаю домашнее задание.
в) И футбольный матч и премьера нового спектакля и чтение интересной книги доставляют мне удовольствие.
г) Эти стихи взволновали и тронули меня своей простотой и ритмом.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Рожь, которая колосилась на солнце, была похожа на безбрежное море.
б) Путешественники, в которых мы узнали наших новых знакомых, стали делать нам знаки, чтобы мы остановились.
в) Книги, которые стояли на верхней полке, достать оказалось сложнее всего.
г) Утята, которые выплыли на берег, были похожи на маленькие жёлтенькие клубочки.
14.В каком слове нет суффикса -ЩИК?
а) клещик   б) кровельщик в) заговорщик г) обманщик
15. Укажите значение слова ПЕРЕШЕЕК.
а) Полоса суши, находящаяся между двумя бассейнами.
б) Полоса суши между двумя материками земли.
в) Расстояние между головой и позвоночником.
г) Расстояние между двумя морскими суднами.


16.. К какой части речи относятся данные ниже слова?
слава – славный- славить- славящий – прославив – прославленный


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


       Система образ(?)вания переж(?)вает не(?) лучшие времена.(1) Определён(?)ую долю надежды в завтр(?)шнем дне внушает нынешняя п(?)зиция высшего руково(?)ства страны и постепен(?)о пров(?)димая в стране р(?)форма.(2) Верит(?)ся, что озвучен(?)ые меры по преод(?)лению проблем образ(?)вания и в(?)спитания подр(?)стающего поколения, не останут(?)ся только на бумаге.(3) Надеемся, что окажут(?)ся востребован(?)ыми и осмыслен(?)ыми век(?)вые традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд. (4)
       Что же происходит в настоящее время в нашей системе образования? (5)В погоне за разнообразием образ(?)вательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углублён(?)ым препод(?)ванием предметов мы стали терять обычные школы и вместе с ними самого обычного, не отмечен(?)ого особыми способностями ученика.(7)Кроме того, в нашей стране отмечается отток науч(?)ной молодёжи в за рубеж.(8)

а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №2 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №4
г) подобрать антоним к слову ОТКРЫТИЕ.


 

БИЛЕТ № 15.
1.В каком слове произносится звук (Г)?
а) гектар б) легковерие в) договор г) досуг
2.В каком предложении вместо слова МЁРТВЫЙ нужно употребить МЕРТВЕННЫЙ?
а) В лесу стояла МЁРТВАЯ тишина.
б) Её лицо покрывала МЁРТВАЯ бледность.
в) Он лежал без движения и казался совсем МЁРТВЫМ.
г) После обеда все легли спать, и наступил МЁРТВЫЙ час.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
 Обучив лошадь всем премудростям выездки,
 а)наездника ждёт заслуженная награда.
б) создаётся впечатление, что не всадник управляет конём, а конь всадником.
в)особенно трудно ему давался пируэт конём на галопе.
 г)он мог спокойно выходить на соревнование.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Работу нужно закончить к пятому апрелю.
б) Сегодня холодно, поэтому я надел шубу.
в) Ребёнок держался за коляску обеими руками.
 г) Согласно графику отключения, горячей воды не будет в течение месяца.
5. В каком ряду пропущена чередующаяся  безударная проверяемая гласная в корне? Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) ст..пендия, выск..чка, прил..жение
б) выб..раться, попл..вок, прм..кательная (бумага)
в) подг..реть, осл..бить, прик..сновение
г) пос..делки, бл..стательный, осл..пительный
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..земляться, пр..обретённый,  пр..знание
б) бе..донный, не..деланный, ра..пробовать
в)пред..ставить, с..трудничать, з..черкнуть
г) без..дейный, без..сходный, по..скать
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? Расскажите (устно) о склонениях существительных, спряжениях глаголов и правилах правописания окончаний.
а) около лающ..й собак.., о леденящ..м ужас..
б) по шаркающ..й походк.., с утихающ..й бур..й
в) о могуч..й натур.., с цепк..м движени..м
г) в обжигающ..м ча.., о гнетущ..м  впечатлении..
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а)  Нам (НЕ) где было разложить вещи.
б) Было тихо, (НЕ)жарко и скучно, как бывает в конце лета.
в) Окно на кухне (НЕ) было занавешено.
г) (НЕ)истовый, срывающийся лай собаки напугал девушку.

9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а) Но косы (ПО)ПРЕЖНЕМУ были в колечках, и ТАКИЕ (ЖЕ) колечки были на лбу.
б) Господин (НЕ)МОЛОДЫХ уже лет (КАК)БУДТО спрашивал о чём-то.
в) ЧТО(БЫ) (ВО)ВРЕМЯ в школу поспеть, мы вышли пораньше.
г) Смысл жизни мы ищем, считая себя царями природы, (ПО)ЭТОМУ и (НЕ)НАХОДИМ.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Сверкнула молния в тёмном небе(?) и через несколько секунд прогремел гром.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Он стоял (1) прислонившись к стене (2) и бесцельно поглядывал на друзей (3) которые (4) о чём-то спорили.
а) 1,2   б)2,3      в) 1,2,3,4            г) 1,2,3
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Она очень устала и не могла идти дальше.
б) Усталая и расстроенная она не могла идти дальше.
в) Устала девушка присела на скамейку отломила кусочек пирога и огляделась вокруг.
г)  Лес как величественный храм стоял гордый и неприступный.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

а) Мы возвращались домой совсем по другой дороге, которая вела через луг и лес.

б) На только что выпавшем снегу мы увидели следы, которые напоминали сказочный узор.

в) Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.

г) Мы не были уверены, что домик, в котором мы собирались переночевать, необитаемый.


14.В каком слове есть суффикс –АД -?
б) баллада б) прохлада в) клоунада г) преграда


15. Укажите значение слова РЕСТАВРАЦИЯ.
а) строительство новых памятников
б) возведение новых зданий на пустыре
в) восстановление памятников в прежнем, первоначальном виде
г) проектирование и закладка храмовых ансамблей новых стилей


16. К какой части речи относятся данные ниже слова?
сон – сонный - спать – спящий – выспавшийся – проспав – соня


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.

 
       Память - одно из в(?)жнейших свойств бытия, как м(?)териального, так и духовного. (1)Памятью обл(?)дают о(?)дельные р(?)стения и камни, ст(?)кло и вода, память позв(?)ляет людям помнить происх(?)ждение чел(?)вечества, уверенно против(?)стоять уничт(?)жающей силе времени.(2) На памяти др(?)весины, например, основана т(?)нчайшая сп(?)циальная отр(?)сль археологии, которая произвела в последнее время перев(?)рот в археологических ис(?)ледованиях. (3(По дереву можно определить его возр(?)ст жизни, и на этом основана такая наука как дендрохронология.(4)
       Память вовсе не механична.(5) Это важнейший творческий процесс(?), именно творческий.(6)Запоминается то, что нужно.(7) Путём памяти накапливается опыт, образуются тр(?)диции, созд(?)ются бытовые привычки, трудовые навыки. (8)Память – это уникальное явление, которым нужно правильно распоряжат(?)ся и ц(?)нить этот дар.(9)

 

а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение №2 разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №3
г) подобрать антоним к слову ПОМНИТЬ.

БИЛЕТ № 14.
1.В каком слове произносится звук (т)?
а) назад б) сядь в) подберёзовик г) поддержка
2.В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нужно употребить УДАЧЛИВЫЙ?
а) УДАЧНЫЙ подбор цветовой гаммы скрыл недостатки интерьера.
б) Альпинисты совершили УДАЧНЫЙ поход к минеральному источнику.
в) УДАЧНЫЙ исследователь сумел открыть месторождение нефти.
г) Суббота часто бывает самым УДАЧНЫМ днём недели.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Называя одним словом в чём-то сходные предметы,
а) мы отвлекаемся от несущественных деталей.
б) несуществующие детали не принимаются во внимание.
в) происходит обобщение признаков.
г) учитываются самые существенные признаки.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
а) Хозяйка сняла со стола чемодан, поклажу поставила возле окна.
б) М.Горький родился в Нижнем Новгороде и провёл детство на берегах великой реки.
в) Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
г) В столице они ходили в музеи, театры, концерты.
5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне? Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) ч..родей, прил..гательное, поб..режье
б) предл..гать, отп..рать, приг..реть
в) прот..рать, впрог..лодь, т..шина
г) прил..жить, ув..дание, р..стение
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) и..расходовать, во..хвалять, и..подтишка
б) пр..тензии, пр..возносить, пр..глушить
в) д..бела, непр..будный, пр..мозглый
г) пред..стория, меж..нститутский, по..грать
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) колебл..щийся на ветру флаг, кузнечики стрекоч..т
б) бурно пен..щийся поток, птицы щебеч..т
в) быстро та..щее мороженое, листья стел..тся под ноги
г) бре..щийся мужчина, муравьи тащ..т соломинку.
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а)  (НЕ) Смотря на штормовое предупреждение, рыбаки вышли в море.
б)  О девушке говорят, что она (НЕ)ВЕЗУЧИЙ человек.
в) Ваня, опустив голову, (НЕ)СМОТРЯ в глаза родителям и друзьям, выслушивал замечания.
г) (НЕ)ВЫКЛЮЧЕННЫЙ факс продолжал работать и выдавать новые сообщения.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а)
Я тебя (НЕ) ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ,
б) Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.
в) Доброта для души (ТО)ЖЕ, что здоровье для тела, (ТАК)ЖЕ жизненно необходима.
г) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Я пошёл лесной тропинкой и всё вокруг показалось мне загадочным.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Она (1) длительное время стояла (2)неподвижно (3)как статуя (4) и молчала.
а) 1,2   б) 2,3      в) 1,2,3,4         г) 3, 4
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Метеориты по праву считаются живыми звёздами неба.
б) Я с удовольствием читаю газеты и журналы книги и брошюры.
в) Лунный ясный свет был прекрасен и удивительно красив.
г) Деревья как и люди имеют свою судьбу.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Я любовался весенним лесом, который дышал утренней прохладой.
б) У пенька, на котором грелась змея, мы не стали задерживаться.
в) Лебеди плавали по пруду, который уже начал зарастать.
г) Машина, которая промчалась мимо, была красного цвета.


14.В каком слове нет суффикса -К?
а) подкормка  б) выдумка в) кромка г) фотосъёмка


15. Укажите значение слова КОРОЛЕВА
а) титул монарха (женского рода) в некоторых государствах
б) женщина красивой внешности
в) женщина, выделяющаяся своим умом и способностями
г) женщина, возглавляющая бизнес


16. К какой части речи относятся данные ниже слова?
план – плановик – планируя - распланировав – планировать – планируемый


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.

Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (1) Для нормального отдыха современному человеку требуется постоянно тишина.(2)
Совреме?ные ис?ледования показывают, что человек, вернувшись с работы, стремится к из?ляции от горо?ского шума и людей.(3) Представление о полном отдыхе выражается в ж?лании ни?о? чём не думать, лежать сп?койно, словно в полусне, позволяя своим мыслям разбегат?ся л?ниво. (4)Отдыхающий человек, как ребёнок, хотел бы делать то, что д?ктуется его внутре?ним капризом.(5)Он не?хочет заниматься чем?то серьёзным и запланированным заранее.(6) Полежать, ра?сеянно подумать, л?ниво побеседовать со знакомыми, почитать лёгкий журнал – вот предел его м?чтаний. (7)Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырёх стен своей комнаты, хотя наиболее полно это достигается в общении? с природой.(8)Пассивный отдых, как один из видов психического сам?лечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.(9)


а) вставить пропущенные буквы, объяснить устно правила правописания
б) предложение   №2  разобрать по членам предложения
в) объяснить постановку знаков препинания в предложении №3
г) подобрать антоним к слову ПАССИВНЫЙ


 

 БИЛЕТ №13
1.В каком слове произносится звук (сь)?
а) мороз б) восемь в) всадить г) сбежать
2.В каком предложении вместо слова ТОВАРИЩ   нужно употребить КОЛЛЕГА?
а) Школьные ТОВАРИЩИ – самые верные друзья.
 б) Нужно выделить в комиссию трёх ТОВАРИЩЕЙ,.
в) ТОВАРИЩИ взяли в руки оружие, чтобы сражаться до последней капли крови.
г) У меня на службе много квалифицированных ТОВАРИЩЕЙ.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, объясните правило, которым вы руководствовались.
Употребляя слова- паразиты,
а) часто затемняется смысл высказывания.
б) ваша речь делается не более, а менее выразительной.
в) это засоряет речь собеседника.
г) вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и, устранив эту ошибку, запишите правильно данное предложение.
 а) Его произведения представляют собой оригинальную «фантазию» на тему «Евгения Онегина», исполненную любви к этой гениальной книге.
б) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством писателей девятнадцатого века.
в)Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
г) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует выделить его книгу «Историческую грамматику русского языка».
5. В каком ряду пропущена безударная гласная в корне, проверяемая ударением, рядом напишите проверочное слово. Объясните (устно) правила правописания остальных слов.
а) к…ртина, опт…мизм, взб…раться
б) разр…дить (ружьё), уд…сятерить силы, выт…рпеть
в) ап…лляция, прид…раться, эксп…римент
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Ответ подтвердить знанием правил правописания на стыке приставки и корня.
а) пр…землиться, пр…обретённый, пр…звание
б) бе…донный, не…деланный, ра…пробовать
в) пред…ставить, с…трудничать, з…черкнуть
г)без…дейный, без…сходный, меж…нститутский
г) прик…сновение, дог…нять, ед…ница
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А? Назовите глаголы, от которых образованы причастия. Расскажите о спряжениях глаголов.
а) знач..щийся в списках, леч..т врачи
б) стро..щийся дом, растения дыш..т
в) обстоятельства завис..т, мел..щая кофе машинка
г) слыш..щий музыку, они зате..т игру
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Объясните почему.
а)  Свои (не)былицы он с удовольствием рассказывал всем друзьям.
б) В квартире вот уже месяц идёт ремонт, и нам (не)где принимать гостей.
в) (Не) правильно делать такие выводы без должного основания.
г) Двери дома (не) были закрыты.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
а) (ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли из дома пораньше.
б) (ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ мы вынуждены отменить поход.
в) Этот край (ТАК)ЖЕ скромен, как и картины Левитана,и в нём есть (ТО)ЖЕ спокойствие, что и в картинах.
г)Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Было морозное утро (?) и на побледневшей траве чётко печатался снежный след ноги.
а)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна
г)Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Вдоль леса росли красивые берёзки (1) выбежавшие на край (2) как будто покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой.
а) 1,3,4          б) 1, 2                  в) 3,4                   г) 1,3
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) Старый чёрный шёлковый платок окутывал её шею.
б)  Он стоял ни жив ни мёртв.
в) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху.
г) На их лицах выражалась если не боязнь то беспокойство.
13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) Лай собак, который неожиданно нарушил тишину ночи, испугал мальчика.
б) Я всё время вспоминаю нашу последнюю поездку, которая состоялась летом.
в) Я с детства помню бабушкины сказки, из которых я узнавал о чудесах.
г) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
14.В каком слове есть суффикс –ЧИК?
а) венчик б) пончик в) мальчик г) стульчик
15. Укажите значение слова МАРИНАД.
а) специальная заливка, приготовляемая на основе уксуса.
б) уксус
в) компот
г) пищевой продукт из грибов или плодов


16. К какой части речи относятся данные ниже слова?
восхищение – восхитительно – восхищаясь - восхитившийся – восхищённый


17. Прочитайте текст и выполните предложенные ниже задания.


Сейчас мы должны пог(?)ворить о ч(?)тателе, так как для л(?)тературы имен(?)о он является лицом нез(?)менимым.(1) Без читателя не только наши книги, но и все пр(?)изведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина- всего лишь немая и мёртвая груда бумаги.(2) Последнее слово в оценке л(?)тературного пр(?)изведения всегда остаётся за ч(?)тателем, даже если кто-то из них может ошибат(?)ся в чём(?)либо.(3)

       Правда, оценка каждой книги может изм(?)нят(?)ся в течение определё(?)ного времени.(4) Большинство книг пр(?)вращаются в большую в(?)личину, для них выб(?)рают(?)ся более прав(


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: