Тема № 10. Романтизм в Америке: В. Ирвинг, Ф. Купер, Готорн (2 часа)

Самостоятельная история Соединённых Штатов Америки начинается с конца XVIII века, когда в результате Войны за Независимость(1775 – 1783 гг.) английские колонии отделились от метрополии, провозгласив образование нового, буржуазно-демократического государства. Это событие завершило не только процесс формирования американской государственности, но и процесс формирования американской нации.Таким образом, Америка – совершенно новое государство, формировавшееся сразу как парламентская республика, на базе разных этносов (поселенцы – европейцы, коренное население – индейские народы и чернокожие рабы). Поэтому национальное американское сознание и культура строятся на синтезе различных влияний и традиций.Новое государство выработало и новую идеологию, опирающуюся на приоритет всего американского. В основе американского менталитета в это время лежит вера в особое предназначение Америки, в неограниченные возможности, реализовать которые молодая страна предоставляет право каждому. США воспринимаются как страна будущего, где уже изначально заложен принцип свободного, справедливого общества. Отсюда и безграничная вера американцев в парламентаризм, во власть Закона, судебную систему и особый патриотизм, который основывается на вере в силу Государства. Весь этот комплекс представлений получил здесь название «американская мечта», который несколько трансформировался со временем, но не изменил своей сути.Главной особенностью американского романтизма является его долгое существование. Практически большая часть XIX века проходит здесь под знаком этого направления, хотя и развивалось оно позже, чем в европейских странах.Этапы развития американского романтизма:1) Ранний период (1820–30-е гг.). Представители: Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг.Особенности: поиски собственного национального пути в литературе; проникновение идей европейского романтизма; энтузиазм по поводу всего американского, ощущение грандиозности перспектив, исторический оптимизм.Темы и проблемы – специфические «американские»: война за независимость, жизнь индейцев, история освоения континента, европейская история, проблема природы и цивилизации, проблема обогащения, морская тематика.2) Расцвет романтизма (1840–50-е гг.) Представители: Натаниэл Готорн, Эдгар По, Герман Мелвилл, Генри Лонгфелло, Ралф Эмерсон, Генри Торо.Особенности: оформляются общие комплексы романтического мироощущения – разочарования, сомнения, ощущение несовершенства мира и человека, трагичности бытия. Появляются романтические кружки. Важное значение приобретают эстетические и философские проблемы, символика, мистика. Расцвет журналистики и литературной критики.

В. Ирвинг (1783-1859) – «отец американской литературы». Жанр новеллы в творчестве В. Ирвинга. Пушкин и В. Ирвинг. Фольклор американских индейцев в творчестве В. Ирвинга.

Н. Готорн (1804-1864) Романтическая новелла у Готорна. Фронтир (зона освоения Дикого Запада) и его значение для американской литературы.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ

РОМАНТИЗМ

Занятие 1. Романтическая мифология. Новалис: «Генрих фон Офтердинген» -2 ч.

План:

1. Композиция романа: функции вставных текстов.

2. Роман Новалиса и романтическая теория «новой мифологии». Проблема синтеза философии и поэзии.

3. Тема становления художника в романе.

4. Философские основы «магическою идеализма» Новалиса.

Дополнительная литература:

1. Эткинд Е. Г. Поэзия Новалиса: «Мифологический перевод» Вяч. Иванова// Русская литература.- 1990. -- №3.

2. Шульц Г. Новалис. Урал Ltd. 1998.

3. Дмитриев А. С. Эстетический идеал Новалиса в романе «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер. 10, Филология. - 1973. --№1.

 

Занятие 2. Эволюция немецкого романтического сознания. А. Брентано «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» и А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемеля». – 2 часа.

План:

1. Идейно-художественное своеобразие повести Брентано.

2. Гротеск и символика повести.

3. Идейно-художественное своеобразие «Удивительной истории Петера Шлемиля».

4. Образ - символ тени.

5. Тема странничества и одиночества.

6. Своеобразная трактовка образа черта.

Дополнительная литература:

1.Бент М. И.. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1987.

2. Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб: Азбука-классика, 2002. - С. 74 - 94.

3. Берковский.Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

4. Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // К. Брентано. Избранное. М., 1985.

Занятия 3-4.Жанровое и художественное своеобразие новеллы Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес» - 4 часа

План:

1. Жанр литературной сказки и творчестве Гофмана.

2. Особенности романтической иронии у Гофмана.

3. Принцип двоемирия в новеллах Гофмана.

4. Гротеск у Гофмана.

Дополнительная литература:

1. БотниковаЛ.В. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж. 2004.

2. Манн Ю. Метаморфозы литературного героя (отрывоко Гофмане) // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. — С. 69-74.

3. Фюман Ф. Э.Т.В.А. Гофман // Фюман Ф. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. М.. 1983 - С. 419-434.

 

Занятие 5. С. Т. Кольридж: «Сказание о Старом мореходе». – 2 часа

План:

1. История создания, мифологический пласт, система персонажей.

2. Соотношение фабулы и сюжета.

3. Проблематика и поэтика.

4. Функция Альбатроса.

Дополнительная литература:

1.Горбунов А.Н., Соловьева Н.А. Послесловие //С. Т. Кольридж. Избранное. М.,1981. (S. Colerige. Verse and prosе).

2.Елистратова А.А. Поэмы и лирика Кольриджа // С. Г.Кольридж. Стихи, М.. 1974.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: