В. Ирвинг (1783-1859) – «отец американской литературы». Жанр новеллы в творчестве В. Ирвинга. Пушкин и В. Ирвинг. Фольклор американских индейцев в творчестве В. Ирвинга.
Н. Готорн (1804-1864) Романтическая новелла у Готорна. Фронтир (зона освоения Дикого Запада) и его значение для американской литературы.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ
РОМАНТИЗМ
Занятие 1. Романтическая мифология. Новалис: «Генрих фон Офтердинген» -2 ч.
План:
1. Композиция романа: функции вставных текстов.
2. Роман Новалиса и романтическая теория «новой мифологии». Проблема синтеза философии и поэзии.
3. Тема становления художника в романе.
4. Философские основы «магическою идеализма» Новалиса.
Дополнительная литература:
1. Эткинд Е. Г. Поэзия Новалиса: «Мифологический перевод» Вяч. Иванова// Русская литература.- 1990. -- №3.
2. Шульц Г. Новалис. Урал Ltd. 1998.
3. Дмитриев А. С. Эстетический идеал Новалиса в романе «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер. 10, Филология. - 1973. --№1.
Занятие 2. Эволюция немецкого романтического сознания. А. Брентано «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» и А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемеля». – 2 часа.
План:
1. Идейно-художественное своеобразие повести Брентано.
2. Гротеск и символика повести.
3. Идейно-художественное своеобразие «Удивительной истории Петера Шлемиля».
4. Образ - символ тени.
5. Тема странничества и одиночества.
6. Своеобразная трактовка образа черта.
Дополнительная литература:
1.Бент М. И.. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1987.
2. Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб: Азбука-классика, 2002. - С. 74 - 94.
3. Берковский.Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
4. Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // К. Брентано. Избранное. М., 1985.
Занятия 3-4.Жанровое и художественное своеобразие новеллы Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес» - 4 часа
План:
1. Жанр литературной сказки и творчестве Гофмана.
2. Особенности романтической иронии у Гофмана.
3. Принцип двоемирия в новеллах Гофмана.
4. Гротеск у Гофмана.
Дополнительная литература:
1. БотниковаЛ.В. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж. 2004.
2. Манн Ю. Метаморфозы литературного героя (отрывоко Гофмане) // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. — С. 69-74.
3. Фюман Ф. Э.Т.В.А. Гофман // Фюман Ф. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. М.. 1983 - С. 419-434.
Занятие 5. С. Т. Кольридж: «Сказание о Старом мореходе». – 2 часа
План:
1. История создания, мифологический пласт, система персонажей.
2. Соотношение фабулы и сюжета.
3. Проблематика и поэтика.
4. Функция Альбатроса.
Дополнительная литература:
1.Горбунов А.Н., Соловьева Н.А. Послесловие //С. Т. Кольридж. Избранное. М.,1981. (S. Colerige. Verse and prosе).
2.Елистратова А.А. Поэмы и лирика Кольриджа // С. Г.Кольридж. Стихи, М.. 1974.