Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения

Трагедии Шекспира явились переломным моментом эпохи Возрождения. До него человек несмотря ни на что стремился к становлению идеалом, стремился к счастливой жизни, не обращая внимания на собственные пороки, которые просто вложены в человеческую природу. На эти пороки Шекспир и заставлял посмотреть читателей, его персонажи вступают в конфликт с обществом, при этом выходят наружу низкие качества окружающих их людей (достаточно вспомнить осознание Лиром ущербности окружающих).

Более того, некоторые персонажи могут обладать довольно таки гуманистическими чертами, но они могут являться дочерними от проявления их эгоизма, так Корделия не может себе позволить бросить отца, она его любит лишь из долга.

Таким образом Шекспир описал назревающий надлом в Возрождении, человек достиг достаточных высот, чтобы понять собственное несовершенство. Поэтому человеку понадобился помощник, наставник, а бога уже нет, человек уже стал выше бога (достаточно вспомнить, как Данте сделал Беатриче всем, а бога лишь точкой), с этого момента начинает развиваться классицизм, который ставит в вершину человека, который выше остальных, короля, а весь его двор становится раем.


 


Картина мира в сонетах Шекспира.

В сборнике 154 сонетов Шекспира можно обнаружить более яркое описание страстей и переживаний, нежели это делалось в сонетах до него. Более того, в этих сонетах можно проследить несколько циклов переживаний поэта. Так в сонетах описываются любовь, дружба, муки ревности и размышления о судьбе поэта. Можно уже заметить некоторые черты надлома Возрождения, ибо все эти переживания отчасти связаны с взаимодействием и некоторым противоборством обществу.

Интересно и то, какой центральный образ избран Шекспиром в своих сонетах. Известно, что прекрасной дамой поэтов возрождения была светловолосая, светлоокая и вся из себя добрая женщина, которая заставляла поэта развиваться (А: “У Беатриче чёрные волосы”; Б: “Иди на хуй, умник”). У Шекспира же центральный образ - темноволосая, смуглая девушка с довольно-таки жестоким характером, ибо она заставляет своей холодностью по-настоящему страдать. Также интересно то, что в эту же девушку влюблён и друг поэта. Такой образ девушки не соответствует идеалу Возрождения (образ Богородицы и подобное), отчасти здесь можно увидеть некое снижение идеала женской красоты, при том, что женщина остаётся прекрасной, она лишь обретя сниженные человеческие качества становится человеком.

Завершается же конфликт победой дружбы над любимой. Уильям в сонетах изобличил чёрствость возлюбленной, она сделала его рабом, что, кстати, есть противоречие гуманизму, из-за этого Шекспир назвал свои чувства “уродливым недугом”, но до конца он не может подавить свои чувства.


 


Роман Сервантеса “Дон Кихот” в контексте духовных исканий Возрождения.

Сам Сервантес созидал свой роман как некоторая пародия на уже существующие, широко распространенные и довольно-таки посредственные рыцарские романы, которые отчасти вредили человеку. Этот вред воспет и в “Доне Кихоте”, ибо ГГ. под влиянием именно этих романов становится безумным и отправляется в путешествие, которое приносит вред не только ему, но и окружающим. Однако в самом начале действ кажется, что они довольно-таки благородны (спасение пастушка, дар свободы каторжникам). Однако, все эти хорошие действия в большей степени хороши лишь в его восприятии действительности, Кихот находится в ослеплении/опьянении от рыцарских романов, видит все чересчур возвышенным (шлюхи-прекрасные девушки, постоялый двор-замок). Отсюда можно сделать вывод, что эти самые рыцарские романы имеют в себе положительное начало, но они не применимы к современной действительности, а если посмотреть более широко, то старые положительные начала уже изжили себя, отчего их применение способно принести вред как самому деятелю, так и окружающим его людям, даже если эти деяния гуманистичны (освобождение каторжников), ибо мир изменился, в нём живут люди. Во всём этом, кстати, можно заметить и идею борьбы с феодализмом, который ограничивал сознание людей, не давая им мыслить шире, чем так как мыслил Кихот (типа я всё сделаю хорошо несмотря ни на что).

При этом всём сам Дон Кихот не ставится Сервантесом как нечто отрицательное. Дон описан как добрый человек, который, попав в зависимость от рыцарских романов, стал безумным со всеми производными от этого. Высмеиванием Кихота Сервантес высмеивает присущую политическому режиму того времени приверженность рыцарству, что тормозило развитие Испании (доблестные захваты новых земель), что в итоге привело её к банкротству. При этом Сервантесс и показывает, что Дон - гуманистичный человек, порой просвечивают его хорошие мысли (поучение Санчо в его правлении, когда он говорил о происхождении).

Дон представляет собой мученика, который полностью себя отдаёт во благо всех, Санчо же его противоположность, это довольно-таки прагматичный человек, который, собственно, пошёл с Доном ради наживы. Этот человек привержен земным идеям о существовании (денежки, покушать), в то время как Дон чересчур идеалистичен. При этом в процессе всего произведения Санчо и Дон постепенно преодолевают свои идеи, и становятся более человечными. Следует отметить, что первым исправился Санчо, это заметно при начале третьего похода Кихота - Санчо знал, что это принесёт некоторые неудобства ему, но он согласился идти, даже будучи уверенным, что не получит ничего за это, лишь из того, что уже полюбил Дона.

Дон же исправляется лишь после череды многих поражений и падений, признав то, что он простой Алонсо Кихана, тот человек, который он есть и завершает свою жизнь спокойно самим собой.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: