А далее можно переходить к обучению классификации

o Как сформировать умение классифицировать?

М ы предлагаем ребёнку увидеть в группе однородных предметов какой-то лишний предмет или объект. Существует много вариантов этой игры

«Что здесь лишнее?».

 

Важно понять, что ребёнку более младшего возраста (3-4 года),  надо показывать картинки или игрушки. А старшим детям  можно просто перечислять эти слова. В варианте словесной игры.

                 

 

С ледующая мыслительная операция, которую мы можем отработать и закрепить через развивающие игры, это умение находить смысловую пару и устанавливать характер связи в этой паре. Звучит замысловато, а по сути, просто!

Это игры типа «Найди пару» Алгоритм таков:

 

Вариант №1.

Берём 2 картинки: собака и конура.

Задаём вопрос:

- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?

Ребёнок отвечает:

- Потому что собака живёт в конуре. Это её дом.

 

Вариант №2.

Берём 2 картинки:  дождик и зонтик.

Задаём вопрос:

- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?

Ребёнок отвечает:

- Потому что когда идёт дождь, мы открываем зонтик.

Вариант №3.

Берём 2 картинки:  лошадь и жеребёнок.

Задаём вопрос:

- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?

Ребёнок отвечает:

- Потому что лошадь – это мама жеребёнка.

 

С ледующая мыслительная операция, которую мы можем

развить и отработать с помощью развивающих игр – это «Нахождение аналогии».

Допустим, нам дана смысловая пара. Вторую пару надо найти по аналогии к характеру связи в первой паре. Звучит опять мудрёно, но на деле всё, как всегда, просто…

 

o Как отработать операцию «Нахождение аналогии»

В варианте без картинок, словесном – это игра

«Продолжи предложение»:

- Змея ползёт, а кенгуру… (прыгает),

- Солнце жёлтое, а снег… (белый),

- Солнце горячее, а снег… (холодный),

- Яблоко едят, а сок… (пьют),

- Собака живёт в конуре, а птица…(в гнезде).

Игры в наглядном (настольно-печатном варианте):

           

 

 

И последняя из обозначенных нами операций мышления – это умение сравнивать. Сравнение – это - установление сходства и различия между предметами и явлениями окружающего мира.

o Как отработать операцию «Сравнение»

 

Сначала нужно поучиться сравнивать объекты по одному признаку. И его, этот признак, надо сразу обозначить. Например, мы хоти сравнить два яблока. Их можно сравнить по размеру, а можно - по цвету, а ещё – по форме.

 

Лучше давать установку чётко:

§ «Давай сравним эти два яблока по цвету!»

§ «Давай сравним эти два яблока по форме!»

§ «Давай сравним эти два яблока по размеру!»

Хорошо закреплять операцию «Сравнение»   в играх, например:

«Найди пару»

Здесь ребёнок сравниваем узоры на уровне зрительного восприятия. Он видит часть от целого и сопоставляет эту часть с целым по узору. Эту же задачу решают игры:

  «Цветные коврики».

                                                        

А в игре «Предметы и контуры»                                                         сравнение происходит                                                      по форме, по силуэту.

 

С дошколятами нужно иметь в виду одну очень важную формулу

 

«Любое понятие формируется у ребёнка через действие

(с предметами, с карточками, с игрушками).

Ребёнку нельзя ничего объяснить теоретически,

он должен поиграть, и, в результате игры обнаружить некую    

закономерность.

Роль взрослого – помочь ребёнку осознать и сформулировать эту закономерность.

В игре с антонимами ребёнок учится сравнивать понятия по контрасту. Это игры типа:

 

«Скажи наоборот» или «Найди карточку «Наоборот».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: