Прикладная социология и заключение договора

Само решение вступить в договор — благодатный объект исследования для прикладной социологии. Полу­чившая широкий размах социология потребления есть, в сущности говоря, социология договора купли, и цель мно-

303

 

 

гочисленных исследований, призванных способствовать организации торговли и рекламы, состоит именно в том, чтобы максимально стимулировать договорные волеизъ­явления покупателей. Приходится, однако, констатиро­вать, что эти исследования обходят юридический аспект проблемы; они сконцентрированы на понятиях «желание» и «интерес». С этим можно было бы согласиться в отно­шении необозримой массы повседневных покупок, не оставляющих после себя следов в праве. Но даже здесь заметно, что законодательство о ценах или об обмане по­купателя способно оказывать на поведение покупателя такое психологическое действие, с которым продавцы вынуждены считаться.

Когда же речь идет о договорах, устанавливающих длящиеся обязательственные связи, право должно учиты­ваться в еще большей степени, и здесь особенно целесо­образно изучить, как могут воздействовать на клиентуру различные правовые регламентации. Поставим, например, вопрос, что лучше сделать производителю, чтобы увели­чить число сделок: удлинить гарантийный срок на скры­тые недостатки или же уменьшить список недостатков, за которые он не несет гарантийной ответственности?

Еще один благодатный объект социологических ис­следований — это выбор другой стороны договора. Наибо­лее развиты исследования о выборе супруга. В сущности, институт психосоциологических добрачных консультаций, который получил особенно широкое распространение в странах английского и немецкого языка (и меньше во Франции), представляет собой не что иное, как социоло-го-прикладные исследования в сфере права. Изучение причин такого юридического явления, Как бракоразвод-ность, позволяет сделать ряд нормативных выводов о том, какие брачные сочетания имеют шанс стать наиболее стабильными. (Один из таких выводов может на первый взгляд сегодня показаться курьезным, ибо он отдает пред­почтение браку по здравому размышлению по сравнению с браком по пылкой любви.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: