Вопрос №2. Типы профессиональной межкультурной коммуникации

Работу выполнила

Студентка группы 19ФпХм-1

Шишкина Мария

Тема 7. Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере

1. Профессиональная межкультурная коммуникация и ее отличительные черты.

2. Типы профессиональной межкультурной коммуникации.

3. Деловая этика и ее значение в межкультурном общении.

4. Деловая риторика и ее значение в межкультурном общении.

5. Культурно-специфическая коммуникация в онлайн.

 

Вопрос №1. Профессиональная коммуникация как составляющая межкультурной коммуникации

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, его процесс, а также способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Человек, осуществляющий профессиональное общение, прежде всего, должен быть компетентен в данной области. Компетентность в сфере деловой коммуникации непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле.

Коммуникативная компетенция имеет особое значение для делового общения в рамках межкультурной коммуникации.

Наиболее важным в изучении межкультурной профессиональной коммуникации является исследование зависимости её эффективности от степени овладения субъектами коммуникации коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция предполагает, согласно общепринятой точке зрения, наличие следующих трёх составляющих:

· энциклопедической (когнитивной) компетенции,

· лингвистической компетенции,

· интерактивной или дискурсивной компетенции.

 

Межкультурная профессиональная коммуникация эффективна, если её субъекты в наиболее полной мере владеют всеми тремя составляющими коммуникативной компетенции.

Первая составляющая коммуникативной компетенции предполагает адекватное оперирование энциклопедическими (когнитивными) знаниями, отражающими устройство реального мира, включая области профессиональной деятельности.

Межкультурная профессиональная коммуникация как профессиональная коммуникация эффективна в том случае, когда субъекты общения владеют единым профессиональным языком и всем тем набором профессиональных знаний, который формируется в сфере их производственной деятельности.

Что касается второй и третьей составляющих коммуникативной компетенции, то они тесно связаны с овладением субъектами межкультурной профессиональной коммуникации инонациональной языковой картиной мира. Вторая составляющая предполагает наличие лингвистической компетенции, а третья составляющая - дискурсивной компетенции, то есть воспроизводство речевого (текстового) контакта с соблюдением приёмов и правил общения, принятых в данном иносоциуме.

 

Таким образом, коммуникация, а в частности профессиональная коммуникация - очень сложный процесс, в ходе которого происходит налаживание контакта с собеседником, и который определяется типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

 

· Эффективность межкультурной профессиональной коммуникации зависит от степени овладения её субъектами как профессиональными знаниями в области языка, так и наличия определенного набора компетенций в их сочетании, а также от их способности реализовывать это владение в реальном общении.

 

Вопрос №2. Типы профессиональной межкультурной коммуникации

Одним из основополагающих компонентов человеческой деятельности является коммуникация. М. М. Бахтин определял сущность человека через диалог, который представляет качественное взаимодействие личностей. По мнению М. М. Бахтина «сущность человека раскрывается во внутреннем и внешнем общении».

· Речевая коммуникация состоит из речевых актов, участвующих в процессе передачи информации и обмена деятельностью. Речь также соотносится, как мы уже говорили с неречевыми структурами — мышлением, сознанием, языком, адресатом речи, условиями общения.

 

«В коммуникации выделяют три вида речевых актов: утверждение, вопрос и побуждение, демонстрирующие цели и мотивы.

Отличительной чертой межкультурной деловой коммуникации является то, что приказы и распоряжения отдаются в вежливой форме.

Ø Вопросительные предложения способствуют не только запросу информации, передаче просьбы, предложения, увещевания, побуждения, заинтересованности, сомнения или недоверия, презрения, иронии но и часто выполняют фактическую или контактоустанавливающую функцию».

 

Ø Официально-деловой стиль постоянно расширяет сферу своего функционирования. Это связано с повсеместным развитием информационных технологий и расширением барьеров коммуникативного пространства.

 

Межкультурная деловая коммуникация, являясь составляющей речевых актов, может быть направлена на решение задач, основываясь на интересах деловых партнеров и существует в двух формах — письменной и устной.

· Межкультурная деловая коммуникация, как в своей письменной (деловая корреспонденция, документация), так и устной (интервью при приеме на работу, деловые переговоры, презентации, встречи, деловые беседы, телефонные переговоры) формах отличается жесткой конвенциональностью и создается в контексте, функционирует внутри контекста и зависит от него.

 

· Презентацию, как и публичное выступление, можно отнести к жанру деловой коммуникации. Владение всеми перечисленными жанрами деловой коммуникации входит в профессиональную компетенцию современного делового человека.

Эффективность деловых переговоров зависит не только от умения задавать вопросы, но и от получения ответов на них. Вопросительные предложения дают возможность ведущему переговоры управлять процессом переговоров и принять правильное решение.

· Гипотетические вопросы во время переговоров используются с целью выяснить делового партнера, как он бы отреагировал (ответил), если бы вторая сторона согласилась пойти на уступку. Это своеобразное приглашение партнера пойти на уступку.

Вопросы важны как на всех стадиях переговоров, так и в других жанрах межкультурной деловой коммуникации (для выяснения ситуации, для лучшего понимания партнера по коммуникации, его намерений и интересов, для традиционного запроса информации).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: