Пояснительная записка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУЗБАССА

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Здоровье и развитие личности»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОО «Кузбасский РЦППМС»

_______________ И.А. Свиридова

«__»___________2020

                     

 

Здоровый Кузбасс начинается с нас

Программа социально-психолого-педагогического сопровождения школьного добровольческого движения «Альфа Кузбасса»

 

Кемерово 2020

Разработчики – специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС»:

Працун Элина Валерьевна – заместитель директора, кандидат педагогических наук;

Качесова Александра Николаевна – педагог-психолог;

Коломеец Марина Сергеевна – методист.

 

 

Рецензенты:

Белоногова Елена Валентиновна – кандидат психологических наук, руководитель отдела медиации и социальных практик ГОО Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».

 

 

Программа «Здоровый Кузбасс начинается с нас» разработана с целью психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения профилактической деятельности добровольческих объединений в системе образования Кемеровской области. Программа предназначена для работы с лидерами школьного добровольческого движения, представляющими все муниципальные образования области, с кураторами и руководителями добровольческих объединений, ведущими профилактическую работу среди обучающихся образовательных организаций.

Программа направлена на развитие системы психолого-педагогических условий для реализации подростками-добровольцами работы по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию здорового стиля жизни у обучающихся образовательных организаций на основе современных научных знаний и психолого-социальных технологий.

Программа разработана в рамках реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р); Государственной программы Кемеровской области «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014-2021 года (утверждена 13.09.2013), подпрограмма «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2018 № 608-р).

В приложении к Программе представлены методические материалы, изданные в помощь всем участникам образовательного процесса, ведущим работу по первичной профилактике употребления ПАВ, в том числе – с привлечением подростков волонтеров.

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

В Кемеровской области с 2008 года работает областное волонтерское подростково-молодежное объединение «Альфа Кузбасса», куда в настоящее время входит более 6000 обучающихся образовательных организаций – представителей всех 34 муниципальных образований Кемеровской области. Курируют работу «Альфа Кузбасса» специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС». Успешность и привлекательный имидж активистов «Альфа Кузбасса», их компетентность увеличивают положительный эффект первичной профилактики вредных зависимостей и пропаганды здорового и безопасного образа жизни.

В регионе возникла потребность в установлении общего информационного поля и единых подходов во взаимодействии с волонтерскими объединениями; в развитии компетенций по вопросам эффективного управления и привлечения добровольческих ресурсов. На основе анализа опыта деятельности Кемеровской области по первичной профилактике вредных зависимостей и пропаганде здорового образа жизни наиболее действенной в трансляции позитивных ценностей проявила себя практика развития добровольческих подростковых и молодежных организаций, работающих по принципу «Сверстник – сверстнику». Волонтеры способны говорить на одном языке с подростками. Использование яркого, образного и понятного детям и подросткам языка театральных выступлений, сценических презентаций, ролевых и деловых игр, наглядной агитации, личного примера, доверительной беседы и эмоционального вовлечения способствуют принятию информации на личностном уровне, без отвержения и протеста, свойственным подростковому возрасту.

Стоит также отметить, что организация детских добровольческих объединений является также одной из наиболее продуктивных и важных форм социального воспитания. Важнейшая задача деятельности таких объединений – формирование у школьников гражданской ответственности, самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации в обществе. Школьные добровольческие объединения позволяют осуществлять включение обучающихся и воспитанников в различные социальные отношения, привлечение их к осуществлению созидательной деятельности в рамках значимого для подростка социального института, т.е. круг сверстников, в котором он может найти опору и поддержку, почувствовать себя равным, что даст ему почву для самореализации и самоутверждения.  

Условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках деятельности школьных добровольческих объединений, являются наиболее благоприятными для развития личности ребенка. В добровольческом объединении обучающийся может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества. В процессе социального взаимодействия в общностях, основанных на идеях о культуре здоровья, здоровом образе жизни, позитивном подходе к первичной профилактике, ребенокусваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных позиций и системы личностных ценностей.

Тем не менее, деятельность подростковых и молодежных организаций, работающих со сверстниками и младшими детьми по профилактике вредных привычек и зависимостей, сопряжена с различными рисками, в том числе – для самих волонтеров. Анализ трудностей в работе волонтеров, осуществленный специалистами ГОО «Кузбасский РЦППМС», позволил выделить следующие основные факторы психологического риска:

1. Неосознанная трансляция деструктивных ценностей через предлагаемую сверстникам активность (игры, видеоролики, плакаты, сценки, спектакли, песни, стихи и т.д.).

2. Фиксация и акцент на негативной стороне употребления наркотиков и психоактивных веществ при дефиците позитивного материала и демонстрации альтернативных жизненных стратегий, что, безусловно, неблагоприятно влияет на обучающихся, т.к. формирует пессимистическое отношение к социальной реальности и возможностям человека.

3. Недостаточное понимание или подмена миссии своей волонтерской деятельности, сдвиг мотива на цель (например, сценическое самовыражение и хорошее шоу становятся для ребят самоцелью их участия в волонтерском движении).

4. Личностные деформации волонтеров (негативизм или неоправданный оптимизм в восприятии реальности, потеря смысла работы или неверие в ее позитивный результат, «звездная болезнь» и ощущение собственной исключительности, лицемерие и двойные стандарты в отношении употребления психоактивных веществ).

5. Эмоциональное выгорание для ребят-волонтеров, добросовестно работающих со сложными категориями сверстников – ВИЧ-инфицированными, с девиантным и аддиктивным поведением, инвалидами и социально незащищенными детьми и др.

6. Эффект «негативного заражения» – формирование стереотипов девиантного поведения, в т.ч. вовлечение в употребление психоактивных веществ и наркотиков, вследствие интенсивного общения с детьми и подростками групп риска.

7. Эффект «сапожника без сапог» – неумение или нежелание в своей собственной жизни применять полученные знания о здоровом образе жизни и жизненно-важные навыки, которые они сами пропагандируют сверстникам (управление стрессом, саморегуляция, эффективное общение, здоровое питание, физкультура, отказ от вредных привычек).

Кроме того, для эффективной работы как взрослые, осуществляющие отбор и подготовку волонтеров, организующие и курирующие профилактическую деятельность подростков, так и сами подростки, работающие со сверстниками, должны грамотно владеть: современными интерактивными методами обучения, социального проектирования, орг-деятельностной практики, инициации творческой активности, психологией сценического и визуального воздействия.

Стоит также учитывать, что детский коллектив, по определению А.С. Макаренко, явление социально-педагогическое, которое возникает, функционирует и развивается в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под воздействием воспитателей – взрослых, а с другой – в силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности. В связи с этим создание из отдельных добровольцев сплоченного коллектива, способного осуществлять социально значимые задачи, также требует специальной психолого-педагогической работы.

Осознание необходимости учета всех вышеперечисленных моментов для повышения эффективности – как профилактической деятельности самих волонтерских организаций, так и управления этой деятельностью в системе образования, послужило основанием для разработки программы социально-психолого-педагогического сопровождения школьных добровольческих объединений Кемеровской области.

Сопровождение – особая культура помощи ребенку и подростку в образовательно-воспитательном процессе, позволяющая ему максимально развить свои личностные способности и быть успешным в основных видах значимой деятельности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение – особая форма организации деятельности педагога-психолога и других специалистов психологической службы образования, предполагающая объединение целенаправленных усилий взрослых участников воспитательно-образовательного процесса для создания системы социально-психолого-педагогических условий, содействующих успешному обучению, адаптации и развитию личности каждого школьника. Сопровождение основывается на следующих принципах: индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса; гибкость образовательной среды; следование за естественным развитием ребенка, приоритет – интересам ребенка; приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития).

Цель программы: создание системы социально-психолого-педагогических условий для реализации добровольческой деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию здорового стиля жизни у обучающихся и воспитанников образовательных организаций Кузбасса.

Задачи:

1. Способствовать формированию у специалистов Кемеровской области, ответственных за профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни актуальных представлений:

· об основных факторах, определяющих здоровье обучающихся и воспитанников образовательных организаций, и факторах риска, его подрывающих;

· о системе наркопрофилактической деятельности в образовательных организациях с позиций современной концепции профилактики, методологии оценки ее эффективности;

· о принципах организации и содержании деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни силами подростков-волонтеров;

· о принципах и конкретных современных технологиях позитивной первичной профилактической работы среди детей и подростков, правилах создания и механизмах воздействия социальной рекламной продукции профилактического содержания;

· о структуре и деятельности психологической службы образования, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение деятельности школьных добровольческих объединений;

· о принципах и правилах психологически здорового и конструктивного взаимодействия с подростками-волонтерами, управления деятельностью детско-юношеского коллектива, путях создания в нем благоприятного психологического климата;

· о социально-психологических технологиях создания и сплочения команды, инициации творческой активности команды добровольцев, социальном проектировании;

· о вопросах специального сопровождения для отдельных категорий подростков-волонтеров по специфическим факторам риска (эмоциональное выгорание, стресс, «звездная болезнь», нарушения дисциплины и правил подростковой организации и др.).

2. Способствовать повышению уровня практической компетентности руководителей детских добровольческих объединений и кураторов школьного добровольческого движения в вопросах социально-психолого-педагогического сопровождения добровольцев в виде практического знакомства:

· с технологиями групповой психологической работы, методами социально-психологического обучения, социального проектирования;

· с технологиями развития креативности, сценических способностей, инициации творческого взаимодействия в подростковой команде;

· со способами управления стрессом, стратегиями групповой и индивидуальной психологической поддержки, навыками психоэмоциональной саморегуляции;

· с методами диагностики факторов риска социально-психологической дезадаптации и вовлечения в наркотизацию в детско-подростковой среде.

2. Содействовать формированию у участников и руководителей школьных добровольческих объединений представлений:

· об основных факторах, определяющих здоровье детей и подростков, и факторах риска, его подрывающих;

· о правовых аспектах проблемы наркопотребления, профилактической деятельности и работы с детьми;

· о принципах организации и содержании деятельности по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового стиля жизни среди сверстников и младших школьников;

· о принципах и конкретных современных технологиях позитивной первичной профилактической работы в детско-подростковой среде, правилах создания и механизмах воздействия продукции профилактического содержания;

· о видах и способах получения психологической помощи и поддержки в системе образования;

· о способах психологически здорового и конструктивного взаимодействия с детьми и подростками;

· о позитивных и социально приемлемых способах удовлетворения потребностей, стратегиях совладающего поведения;

· о методах проведения досуговых спортивных и творческих мероприятий, групповых обучающих занятий со сверстниками и младшими детьми, о социальном проектировании, игровых технологиях;

· о типичных факторах риска в работе подростка-волонтера и способах их профилактики.

3. Содействовать овладению лидерами и участниками волонтерского движения:

· технологиями групповой психологической работы, методами социально-психологического обучения, социального проектирования;

· навыками эффективного общения и поведения в конфликте, социально здорового и безопасного поведения, способами управления стрессом и психоэмоциональной саморегуляции; стратегиями групповой и индивидуальной психологической поддержки и самоподдержки, навыками ассертивного поведения;

· навыками планирования, целеполагания, самоорганизации, техниками тайм-менеджмента,

· технологиями культурно-массовой досуговой работы с детьми и подростками;

· сценическими навыками (выражения и трансляции смыслов различными вербальными, паравербальными и невербальными способами);

· процедурой проведения нетестовой экспересс-диагностики в детско-подростковой среде (анкетирование, опрос, экспертные оценки и др.).

4. Способствовать формированию у лидеров и руководителей школьного добровольческого движения личностных ценностей, мировоззренческих установок и жизненных принципов:

· культуры здоровья и здорового стиля жизни;

· социально-ответственного поведения;

· позитивного мировосприятия;

· гражданской ответственности и социальной толерантности.

5. Оказывать адресную психологическую помощь для восстановления психоэмоционального состояния и личностного ресурса волонтерам в ситуациях работы с различными социально сложными категориями сверстников, ведущим групповую обучающую работу, осуществлять работу по преодолению их личных проблем.

6. Способствовать развитию творческих способностей добровольцев и творческой самореализации в различных видах социальной практики.

7. Осуществлять методическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы детско-юношеских объединений области в форме:

· издания и распространения методических материалов и просветительской печатной и видео продукции;

· развитие страницы в социальной сети «ВКонтакте» областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса»;

· обеспечения областной добровольческой организации орг-, видео-, аудиотехникой, средствами связи.

8. Осуществлять экспериментальные исследования по вопросам социально-психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, укрепления социального и психологического здоровья обучающихся и воспитанников.

Этапы:

1. 2004 – 2005 г.г. (подготовительный). Содержание работы: подготовка и издание методических материалов по организации профилактической деятельности и волонтерского движения в системе образования области; инициация ежегодного областного конкурса здоровьесберегающих программ и методических разработок, проведение обучающих семинаров для педагогов и специалистов образовательных учреждений по различным аспектам профилактической работы в образовательном пространстве с позиций позитивного подхода (в том числе – с приглашением специалистов из г.г. Новосибирск, Москва, Екатеринбург); пропаганда волонтерского движения за здоровый образ жизни в СМИ.

2. 2005 – 2014 г.г. Содержание работы: инициация, организация и проведение ежегодного Областного слета волонтерских команд, Областного конкурса волонтерских отрядов, ведущих профилактическую работу среди сверстников; проведение обучающих занятий с лидерами и кураторами добровольческих объединений муниципальных образований области; проведение информационных и обучающих семинаров для специалистов системы образования по развитию волонтерского движения. Организация опытно-экспериментальной деятельности по различным аспектам сопровождения образовательно-воспитательного процесса. Инициация и создание областной добровольческой организации по профилактике употребления ПАВ и пропаганде ЗОЖ в образовательном пространстве Кузбасса (Областное волонтерское подростково-молодежное объединение «Альфа Кузбасса»); организация и проведение профильных смен для лидеров и кураторов муниципальных волонтерских отрядов; методическая и психологическая подготовка актива областного объединения; материальное оснащение и информационное обеспечение деятельности Областного объединения.

3. 2015 – 2020 г.г. Содержание работы: организация очного (через систему ППМС-центров) и заочного консультирования для членов муниципальных волонтерских объединений по индивидуальным психологическим проблемам и трудностям, связанным с организацией и осуществлением профилактической работы с различными целевыми группами; супервизия для подростков-волонтеров, ведущих групповые психологические тренинги; развитие сети технической поддержки деятельности волонтерских организаций (сайт, форум, портал); обучение волонтеров применению информационно-коммуникативных технологий в профилактической и здоровьеформирующей работе; проведение обучающих занятий для специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений, осуществляющих сопровождение деятельности детско-юношеских волонтерских организаций на различных уровнях.

4. 2020 – 2025 г.г. Формирование здоровой и социально активной личности за счет масштабного вовлечения школьников в волонтерское движение «Альфа Кузбасса», расширение возможностей школьного добровольчества. Задачи: Создать единую стабильно функционирующую систему развития школьного добровольчества в Кемеровской области «Альфа Кузбасса». Обеспечить развитие инфраструктуры поддержки добровольческой деятельности школьников; развить механизмы поддержки добровольческой деятельности «Альфа Кузбасса»; повысить профессиональные компетенции специалистов образовательных организаций в вопросах применения новых (ранее не используемых) технологий и методик, внедряемых в рамках проекта, обеспечивающих развитие школьной добровольческой деятельности «Альфа Кузбасса»; реализовать меры поощрения и поддержки школьников, участвующих в добровольческой деятельности.

Направления деятельности в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения:

1. Образовательное (проведение групповых обучающих социально-психологических интерактивных занятий с подростками-добровольцами и кураторами школьных добровольческих объединений области).

2. Организационное и информационно-методическое (организация ежегодного Областного слета волонтеров, Областного конкурса волонтерских отрядов, ведущих профилактическую работу среди сверстников, Областного конкурса здоровьесберегающих программ и методических разработок, подготовка и издание методических материалов по организации и проведению профилактической работы силами волонтерских организаций, издание и распространение просветительской печатной продукции, разработка образовательных программ для волонтеров и их кураторов, создание сайта и освещение деятельности областного волонтерского движения).

3. Психологическая поддержка и супервизия (индивидуальная работа с личными проблемами подростков-волонтеров, личностно-профессиональными проблемами кураторов, групповая работа по профилактике стресса, эмоционального выгорания, актуализации позитивных ресурсов личности).

4. Отдых и оздоровление (проведение выездных профильных волонтерских смен на базе Детского областного оздоровительного лагеря «Сибирская сказка», отдых лучших волонтеров на Черноморском или Средиземноморском побережье).

5. Научно-исследовательское (осуществление экспериментальных исследований по различным аспектам социально-психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, социального и психологического здоровья обучающихся и воспитанников).

Целевые группы сопроводительных мероприятий:

· члены добровольческих детско-юношеских волонтерских объединений муниципальных образований области;

· лидеры муниципальных волонтерских объединений;

· кураторы волонтерского движения в муниципальных образованиях;

· члены и актив Областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».

Формы и методы социально-психолого-педагогической работы в рамках сопровождения деятельности волонтерских организаций:

- Информационные – тематические лекции и беседы, круглые столы, методобъединения специалистов сопровождения, правовой и психологический всеобуч.

- Информационно-методические – изготовление и распространение методических материалов, буклетов, памяток, листовок, закладок, плакатов; выпуск бюллетеней, информации в СМИ, работа Интернет-сайта Областного волонтерского объединения.

- Интерактивные – тренинги, диспуты, ролевые, сюжетно-ролевые и деловые игры, оргдеятельностные игры, проектные семинары, мастер-классы, вечера вопросов и ответов, семинары–практикумы, «огоньки».

- Консультации – психологические индивидуальные и групповые, тематические, заочные (по телефону или через Интернет-ресурс), индивидуальные беседы, индивидуальная и групповая супервизия.

- Диагностические – опросы, анкетирование, психометрия, интервью, мониторинг.

- Конкурсы – листовок, рисунков (в т.ч. на асфальте), плакатов, рекламы, сочинений, стенгазет, стихов, рефератов, профилактических видеороликов, сценических презентаций волонтерской деятельности.

- Спортивные – конкурсы, эстафеты, турниры, первенства, спортивные соревнования, турпоходы.

- Культурно-развлекательные – выступления агитбригад, театральные постановки, литературно-художественные вечера, концерты, экскурсии, фестивали, театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, эрудит-аукцион, викторины, КВН, интеллектуальные игры.

- Областные и муниципальные слеты волонтерских команд, представителей детско-юношеских волонтерских объединений.

- Социальные – трудовые десанты, рейды, социально-педагогический патронаж и контроль неблагополучных семей волонтеров, подростков-волонтеров в социально опасном положении, проверки прилегающих территорий ОУ по недопущению рекламы наркомании, алкоголя, курения.

- Административно-управленческие – совещания при директоре, коллегии управления образования, взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства при управлениях образованием; заседания профилактических советов школы, микрорайона, оперативного штаба при управлении образования, содействие в привлечении родителей к административной ответственности, заседания актива Областного волонтерского объединения.

 

Уровни сопровождения.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтеров осуществляется на трех уровнях:

1. Первичный уровень образовательного учреждения, на базе которого создано конкретное подростковое волонтерское объединение. Субъекты сопровождения – педагог-куратор или руководитель объединения, педагог-психолог, социальный педагог.

2. Вторичный уровень – муниципальный. Субъекты сопровождения – специалисты, ответственные за волонтерское движение, ППМС-центров, ИМЦ или учреждений дополнительного образования.

3. Областной уровень. Субъекты сопровождения – специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС», осуществляющие координацию методическое обеспечение всего школьного добровольческого движения области, а также – организацию и материальное обеспечение деятельности областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения деятельности детско-юношеских объединений Кемеровской области можно условно представить по трем основным группам, в зависимости от направления деятельности:

1. Результаты популяризации и расширения самого волонтерского движения по направлению профилактики употребления ПАВ и выбору здорового стиля жизни:

· увеличение числа школьников, вовлеченных в волонтерское движение (количество объединений, число участников движения);

· увеличение количества профессионально-подготовленных кураторов детско-юношеских объединений;

· увеличение количества школьников, охваченных просветительской деятельностью волонтеров.

2. Результаты, отражающие качественное изменение уровня подготовленности и компетентности участников волонтерского движения (самих подростков и их кураторов):

· повышение уровня профессиональной подготовленности кураторов, занимающихся детско-юношеским объединениями волонтеров в здоровьесберегающем и профилактическом направлении;

· повышение уровня методической грамотности участников волонтерских объединений, расширение арсенала применяемых приемов и методов в волонтерской работе;

· повышение уровня коммуникативной и социально-психологической грамотности у участников волонтерских объединений;

· формирование сплоченности, навыков эффективного командного взаимодействия у членов областного объединения «Альфа Кузбасса», повышение уровня их творческой социальной активности.

3. Результаты, связанные сохранением и улучшением психоэмоционального состояния, соматического и личностного благополучия волонтеров и кураторов:

· оптимизация психоэмоционального состояния и состояния здоровья волонтеров;

· повышение уровня стрессоустойчивости волонтеров, владение индивидуальными копинг-стратегиями;

· отказ от вредных привычек, в т.ч. курения (для волонтеров, имевших эти привычки до вступления в областное объединение).

4. Результаты, отражающие влияние волонтерской работы на социум:

· стабилизация или уменьшение показателей вовлеченности подростков в употребление ПАВ;

· увеличение количества детей, участвующих в общественно-полезной жизни школы, микрорайона;

· общественное признание и поддержка деятельности волонтерских объединений, отражение в средствах СМИ;

· вовлеченность и поддержка деятельности детско-юношеских объединений родительской, педагогической аудиториями и органами муниципальной власти.

 

Критерии эффективности.

Специалистами ГОО «Кузбасский РЦППМС» разработан информационно-методический подход оценки влияния профилактического компонента здоровьесберегающей образовательной среды на психологическую устойчивость подростков к вовлечению в наркотизацию и личностное здоровье добровольцев, в том числе – как результата реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения деятельности добровольцев. При этом была определена система критериев оценки эффективности профилактического потенциала здоровьесберегающей образовательной среды и подобран современный диагностический инструментарий.

 

Данная система берет за основу следующие критерии и показатели (см. таблицу).

 

Критерий Показатели
Когнитивный (сформированность системы представлений о ЗОЖ и отношения к проблеме употребления ПАВ, способах волонтерской раюботы)   Полнота и дифференцированность знаний о здоровье человека и факторах, его разрушающих, основах здорового стиля жизни. Сформированность адекватных представлений о проблеме употребления ПАВ, негативного отношения к этому. Понимание необходимости собственного отказа от употребления ПАВ (для совершивших пробы). Представление о способах профилактики в детско-подростковой среде, психологической поддержки, копинг-стратегиях.  
Мотивационно-волевой (сформированность мотивационно-волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни, свободного от ПАВ) Уровень сформированности мотивации на ЗОЖ, свободной от употребления ПАВ. Степень целеустремленности и волевых усилий в процессе реализации ЗОЖ или принципиального отказа от употребления ПАВ (для совершивших пробы). Место ценностей ЗОЖ в ценностно-смысловой иерархии. Устойчивость интереса к собственному здоровью и свободному от ПАВ образу жизни. Уровень мотивации достижения в социально-значимых сферах. Высокая мотивация к участию в волонтерской деятельности.  
Инструментально-деятельностный (сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ и здорового социального поведения, свободного от ПАВ, по профилактике среди сверстников) Владение индивидуальными стратегиями копинг-поведения, жизненно-важными навыками (ЖВН), в т.ч. – ассертивного поведения и грамотного отказа в ситуации предложения и группового давления, техниками психоэмоциональной саморегуляции. Владение практическими навыками принятия решений, основанных на личных убеждениях. Владение методами и приемами индивидуальной и групповой профи-лактической работы в детско-подростковой среде.  
Эмоциональный (состояние психоэмоционального самочувствия в процессе и результате реализации профилактической работы) Степень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью. Уровень тревожности, агрессии, депрессии.
Адаптивно-ресурсный (адаптивный ресурс и стрессоустойчивость в процессе и результате реализации профилактической работы) Уровень стрессоустойчивости. Величина функционального резерва организма, степень напряжения ведущих регуляторных механизмов, тип вегетативной регуляции. Степень личностной саморегуляции как личностный ресурс адаптации. Уровень неспецифической резистентности организма.  

 



Приложения

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: