МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУЗБАССА
Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Здоровье и развитие личности»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОО «Кузбасский РЦППМС»
_______________ И.А. Свиридова
«__»___________2020
Здоровый Кузбасс начинается с нас
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения школьного добровольческого движения «Альфа Кузбасса»
Кемерово 2020
Разработчики – специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС»:
Працун Элина Валерьевна – заместитель директора, кандидат педагогических наук;
Качесова Александра Николаевна – педагог-психолог;
Коломеец Марина Сергеевна – методист.
Рецензенты:
Белоногова Елена Валентиновна – кандидат психологических наук, руководитель отдела медиации и социальных практик ГОО Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».
|
|
Программа «Здоровый Кузбасс начинается с нас» разработана с целью психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения профилактической деятельности добровольческих объединений в системе образования Кемеровской области. Программа предназначена для работы с лидерами школьного добровольческого движения, представляющими все муниципальные образования области, с кураторами и руководителями добровольческих объединений, ведущими профилактическую работу среди обучающихся образовательных организаций.
Программа направлена на развитие системы психолого-педагогических условий для реализации подростками-добровольцами работы по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию здорового стиля жизни у обучающихся образовательных организаций на основе современных научных знаний и психолого-социальных технологий.
Программа разработана в рамках реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р); Государственной программы Кемеровской области «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014-2021 года (утверждена 13.09.2013), подпрограмма «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2018 № 608-р).
|
|
В приложении к Программе представлены методические материалы, изданные в помощь всем участникам образовательного процесса, ведущим работу по первичной профилактике употребления ПАВ, в том числе – с привлечением подростков волонтеров.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
В Кемеровской области с 2008 года работает областное волонтерское подростково-молодежное объединение «Альфа Кузбасса», куда в настоящее время входит более 6000 обучающихся образовательных организаций – представителей всех 34 муниципальных образований Кемеровской области. Курируют работу «Альфа Кузбасса» специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС». Успешность и привлекательный имидж активистов «Альфа Кузбасса», их компетентность увеличивают положительный эффект первичной профилактики вредных зависимостей и пропаганды здорового и безопасного образа жизни.
В регионе возникла потребность в установлении общего информационного поля и единых подходов во взаимодействии с волонтерскими объединениями; в развитии компетенций по вопросам эффективного управления и привлечения добровольческих ресурсов. На основе анализа опыта деятельности Кемеровской области по первичной профилактике вредных зависимостей и пропаганде здорового образа жизни наиболее действенной в трансляции позитивных ценностей проявила себя практика развития добровольческих подростковых и молодежных организаций, работающих по принципу «Сверстник – сверстнику». Волонтеры способны говорить на одном языке с подростками. Использование яркого, образного и понятного детям и подросткам языка театральных выступлений, сценических презентаций, ролевых и деловых игр, наглядной агитации, личного примера, доверительной беседы и эмоционального вовлечения способствуют принятию информации на личностном уровне, без отвержения и протеста, свойственным подростковому возрасту.
Стоит также отметить, что организация детских добровольческих объединений является также одной из наиболее продуктивных и важных форм социального воспитания. Важнейшая задача деятельности таких объединений – формирование у школьников гражданской ответственности, самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации в обществе. Школьные добровольческие объединения позволяют осуществлять включение обучающихся и воспитанников в различные социальные отношения, привлечение их к осуществлению созидательной деятельности в рамках значимого для подростка социального института, т.е. круг сверстников, в котором он может найти опору и поддержку, почувствовать себя равным, что даст ему почву для самореализации и самоутверждения.
Условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках деятельности школьных добровольческих объединений, являются наиболее благоприятными для развития личности ребенка. В добровольческом объединении обучающийся может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества. В процессе социального взаимодействия в общностях, основанных на идеях о культуре здоровья, здоровом образе жизни, позитивном подходе к первичной профилактике, ребенокусваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных позиций и системы личностных ценностей.
Тем не менее, деятельность подростковых и молодежных организаций, работающих со сверстниками и младшими детьми по профилактике вредных привычек и зависимостей, сопряжена с различными рисками, в том числе – для самих волонтеров. Анализ трудностей в работе волонтеров, осуществленный специалистами ГОО «Кузбасский РЦППМС», позволил выделить следующие основные факторы психологического риска:
|
|
1. Неосознанная трансляция деструктивных ценностей через предлагаемую сверстникам активность (игры, видеоролики, плакаты, сценки, спектакли, песни, стихи и т.д.).
2. Фиксация и акцент на негативной стороне употребления наркотиков и психоактивных веществ при дефиците позитивного материала и демонстрации альтернативных жизненных стратегий, что, безусловно, неблагоприятно влияет на обучающихся, т.к. формирует пессимистическое отношение к социальной реальности и возможностям человека.
3. Недостаточное понимание или подмена миссии своей волонтерской деятельности, сдвиг мотива на цель (например, сценическое самовыражение и хорошее шоу становятся для ребят самоцелью их участия в волонтерском движении).
4. Личностные деформации волонтеров (негативизм или неоправданный оптимизм в восприятии реальности, потеря смысла работы или неверие в ее позитивный результат, «звездная болезнь» и ощущение собственной исключительности, лицемерие и двойные стандарты в отношении употребления психоактивных веществ).
5. Эмоциональное выгорание для ребят-волонтеров, добросовестно работающих со сложными категориями сверстников – ВИЧ-инфицированными, с девиантным и аддиктивным поведением, инвалидами и социально незащищенными детьми и др.
6. Эффект «негативного заражения» – формирование стереотипов девиантного поведения, в т.ч. вовлечение в употребление психоактивных веществ и наркотиков, вследствие интенсивного общения с детьми и подростками групп риска.
7. Эффект «сапожника без сапог» – неумение или нежелание в своей собственной жизни применять полученные знания о здоровом образе жизни и жизненно-важные навыки, которые они сами пропагандируют сверстникам (управление стрессом, саморегуляция, эффективное общение, здоровое питание, физкультура, отказ от вредных привычек).
Кроме того, для эффективной работы как взрослые, осуществляющие отбор и подготовку волонтеров, организующие и курирующие профилактическую деятельность подростков, так и сами подростки, работающие со сверстниками, должны грамотно владеть: современными интерактивными методами обучения, социального проектирования, орг-деятельностной практики, инициации творческой активности, психологией сценического и визуального воздействия.
|
|
Стоит также учитывать, что детский коллектив, по определению А.С. Макаренко, явление социально-педагогическое, которое возникает, функционирует и развивается в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под воздействием воспитателей – взрослых, а с другой – в силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности. В связи с этим создание из отдельных добровольцев сплоченного коллектива, способного осуществлять социально значимые задачи, также требует специальной психолого-педагогической работы.
Осознание необходимости учета всех вышеперечисленных моментов для повышения эффективности – как профилактической деятельности самих волонтерских организаций, так и управления этой деятельностью в системе образования, послужило основанием для разработки программы социально-психолого-педагогического сопровождения школьных добровольческих объединений Кемеровской области.
Сопровождение – особая культура помощи ребенку и подростку в образовательно-воспитательном процессе, позволяющая ему максимально развить свои личностные способности и быть успешным в основных видах значимой деятельности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение – особая форма организации деятельности педагога-психолога и других специалистов психологической службы образования, предполагающая объединение целенаправленных усилий взрослых участников воспитательно-образовательного процесса для создания системы социально-психолого-педагогических условий, содействующих успешному обучению, адаптации и развитию личности каждого школьника. Сопровождение основывается на следующих принципах: индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса; гибкость образовательной среды; следование за естественным развитием ребенка, приоритет – интересам ребенка; приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития).
Цель программы: создание системы социально-психолого-педагогических условий для реализации добровольческой деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию здорового стиля жизни у обучающихся и воспитанников образовательных организаций Кузбасса.
Задачи:
1. Способствовать формированию у специалистов Кемеровской области, ответственных за профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни актуальных представлений:
· об основных факторах, определяющих здоровье обучающихся и воспитанников образовательных организаций, и факторах риска, его подрывающих;
· о системе наркопрофилактической деятельности в образовательных организациях с позиций современной концепции профилактики, методологии оценки ее эффективности;
· о принципах организации и содержании деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни силами подростков-волонтеров;
· о принципах и конкретных современных технологиях позитивной первичной профилактической работы среди детей и подростков, правилах создания и механизмах воздействия социальной рекламной продукции профилактического содержания;
· о структуре и деятельности психологической службы образования, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение деятельности школьных добровольческих объединений;
· о принципах и правилах психологически здорового и конструктивного взаимодействия с подростками-волонтерами, управления деятельностью детско-юношеского коллектива, путях создания в нем благоприятного психологического климата;
· о социально-психологических технологиях создания и сплочения команды, инициации творческой активности команды добровольцев, социальном проектировании;
· о вопросах специального сопровождения для отдельных категорий подростков-волонтеров по специфическим факторам риска (эмоциональное выгорание, стресс, «звездная болезнь», нарушения дисциплины и правил подростковой организации и др.).
2. Способствовать повышению уровня практической компетентности руководителей детских добровольческих объединений и кураторов школьного добровольческого движения в вопросах социально-психолого-педагогического сопровождения добровольцев в виде практического знакомства:
· с технологиями групповой психологической работы, методами социально-психологического обучения, социального проектирования;
· с технологиями развития креативности, сценических способностей, инициации творческого взаимодействия в подростковой команде;
· со способами управления стрессом, стратегиями групповой и индивидуальной психологической поддержки, навыками психоэмоциональной саморегуляции;
· с методами диагностики факторов риска социально-психологической дезадаптации и вовлечения в наркотизацию в детско-подростковой среде.
2. Содействовать формированию у участников и руководителей школьных добровольческих объединений представлений:
· об основных факторах, определяющих здоровье детей и подростков, и факторах риска, его подрывающих;
· о правовых аспектах проблемы наркопотребления, профилактической деятельности и работы с детьми;
· о принципах организации и содержании деятельности по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового стиля жизни среди сверстников и младших школьников;
· о принципах и конкретных современных технологиях позитивной первичной профилактической работы в детско-подростковой среде, правилах создания и механизмах воздействия продукции профилактического содержания;
· о видах и способах получения психологической помощи и поддержки в системе образования;
· о способах психологически здорового и конструктивного взаимодействия с детьми и подростками;
· о позитивных и социально приемлемых способах удовлетворения потребностей, стратегиях совладающего поведения;
· о методах проведения досуговых спортивных и творческих мероприятий, групповых обучающих занятий со сверстниками и младшими детьми, о социальном проектировании, игровых технологиях;
· о типичных факторах риска в работе подростка-волонтера и способах их профилактики.
3. Содействовать овладению лидерами и участниками волонтерского движения:
· технологиями групповой психологической работы, методами социально-психологического обучения, социального проектирования;
· навыками эффективного общения и поведения в конфликте, социально здорового и безопасного поведения, способами управления стрессом и психоэмоциональной саморегуляции; стратегиями групповой и индивидуальной психологической поддержки и самоподдержки, навыками ассертивного поведения;
· навыками планирования, целеполагания, самоорганизации, техниками тайм-менеджмента,
· технологиями культурно-массовой досуговой работы с детьми и подростками;
· сценическими навыками (выражения и трансляции смыслов различными вербальными, паравербальными и невербальными способами);
· процедурой проведения нетестовой экспересс-диагностики в детско-подростковой среде (анкетирование, опрос, экспертные оценки и др.).
4. Способствовать формированию у лидеров и руководителей школьного добровольческого движения личностных ценностей, мировоззренческих установок и жизненных принципов:
· культуры здоровья и здорового стиля жизни;
· социально-ответственного поведения;
· позитивного мировосприятия;
· гражданской ответственности и социальной толерантности.
5. Оказывать адресную психологическую помощь для восстановления психоэмоционального состояния и личностного ресурса волонтерам в ситуациях работы с различными социально сложными категориями сверстников, ведущим групповую обучающую работу, осуществлять работу по преодолению их личных проблем.
6. Способствовать развитию творческих способностей добровольцев и творческой самореализации в различных видах социальной практики.
7. Осуществлять методическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы детско-юношеских объединений области в форме:
· издания и распространения методических материалов и просветительской печатной и видео продукции;
· развитие страницы в социальной сети «ВКонтакте» областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса»;
· обеспечения областной добровольческой организации орг-, видео-, аудиотехникой, средствами связи.
8. Осуществлять экспериментальные исследования по вопросам социально-психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, укрепления социального и психологического здоровья обучающихся и воспитанников.
Этапы:
1. 2004 – 2005 г.г. (подготовительный). Содержание работы: подготовка и издание методических материалов по организации профилактической деятельности и волонтерского движения в системе образования области; инициация ежегодного областного конкурса здоровьесберегающих программ и методических разработок, проведение обучающих семинаров для педагогов и специалистов образовательных учреждений по различным аспектам профилактической работы в образовательном пространстве с позиций позитивного подхода (в том числе – с приглашением специалистов из г.г. Новосибирск, Москва, Екатеринбург); пропаганда волонтерского движения за здоровый образ жизни в СМИ.
2. 2005 – 2014 г.г. Содержание работы: инициация, организация и проведение ежегодного Областного слета волонтерских команд, Областного конкурса волонтерских отрядов, ведущих профилактическую работу среди сверстников; проведение обучающих занятий с лидерами и кураторами добровольческих объединений муниципальных образований области; проведение информационных и обучающих семинаров для специалистов системы образования по развитию волонтерского движения. Организация опытно-экспериментальной деятельности по различным аспектам сопровождения образовательно-воспитательного процесса. Инициация и создание областной добровольческой организации по профилактике употребления ПАВ и пропаганде ЗОЖ в образовательном пространстве Кузбасса (Областное волонтерское подростково-молодежное объединение «Альфа Кузбасса»); организация и проведение профильных смен для лидеров и кураторов муниципальных волонтерских отрядов; методическая и психологическая подготовка актива областного объединения; материальное оснащение и информационное обеспечение деятельности Областного объединения.
3. 2015 – 2020 г.г. Содержание работы: организация очного (через систему ППМС-центров) и заочного консультирования для членов муниципальных волонтерских объединений по индивидуальным психологическим проблемам и трудностям, связанным с организацией и осуществлением профилактической работы с различными целевыми группами; супервизия для подростков-волонтеров, ведущих групповые психологические тренинги; развитие сети технической поддержки деятельности волонтерских организаций (сайт, форум, портал); обучение волонтеров применению информационно-коммуникативных технологий в профилактической и здоровьеформирующей работе; проведение обучающих занятий для специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений, осуществляющих сопровождение деятельности детско-юношеских волонтерских организаций на различных уровнях.
4. 2020 – 2025 г.г. Формирование здоровой и социально активной личности за счет масштабного вовлечения школьников в волонтерское движение «Альфа Кузбасса», расширение возможностей школьного добровольчества. Задачи: Создать единую стабильно функционирующую систему развития школьного добровольчества в Кемеровской области «Альфа Кузбасса». Обеспечить развитие инфраструктуры поддержки добровольческой деятельности школьников; развить механизмы поддержки добровольческой деятельности «Альфа Кузбасса»; повысить профессиональные компетенции специалистов образовательных организаций в вопросах применения новых (ранее не используемых) технологий и методик, внедряемых в рамках проекта, обеспечивающих развитие школьной добровольческой деятельности «Альфа Кузбасса»; реализовать меры поощрения и поддержки школьников, участвующих в добровольческой деятельности.
Направления деятельности в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения:
1. Образовательное (проведение групповых обучающих социально-психологических интерактивных занятий с подростками-добровольцами и кураторами школьных добровольческих объединений области).
2. Организационное и информационно-методическое (организация ежегодного Областного слета волонтеров, Областного конкурса волонтерских отрядов, ведущих профилактическую работу среди сверстников, Областного конкурса здоровьесберегающих программ и методических разработок, подготовка и издание методических материалов по организации и проведению профилактической работы силами волонтерских организаций, издание и распространение просветительской печатной продукции, разработка образовательных программ для волонтеров и их кураторов, создание сайта и освещение деятельности областного волонтерского движения).
3. Психологическая поддержка и супервизия (индивидуальная работа с личными проблемами подростков-волонтеров, личностно-профессиональными проблемами кураторов, групповая работа по профилактике стресса, эмоционального выгорания, актуализации позитивных ресурсов личности).
4. Отдых и оздоровление (проведение выездных профильных волонтерских смен на базе Детского областного оздоровительного лагеря «Сибирская сказка», отдых лучших волонтеров на Черноморском или Средиземноморском побережье).
5. Научно-исследовательское (осуществление экспериментальных исследований по различным аспектам социально-психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, социального и психологического здоровья обучающихся и воспитанников).
Целевые группы сопроводительных мероприятий:
· члены добровольческих детско-юношеских волонтерских объединений муниципальных образований области;
· лидеры муниципальных волонтерских объединений;
· кураторы волонтерского движения в муниципальных образованиях;
· члены и актив Областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».
Формы и методы социально-психолого-педагогической работы в рамках сопровождения деятельности волонтерских организаций:
- Информационные – тематические лекции и беседы, круглые столы, методобъединения специалистов сопровождения, правовой и психологический всеобуч.
- Информационно-методические – изготовление и распространение методических материалов, буклетов, памяток, листовок, закладок, плакатов; выпуск бюллетеней, информации в СМИ, работа Интернет-сайта Областного волонтерского объединения.
- Интерактивные – тренинги, диспуты, ролевые, сюжетно-ролевые и деловые игры, оргдеятельностные игры, проектные семинары, мастер-классы, вечера вопросов и ответов, семинары–практикумы, «огоньки».
- Консультации – психологические индивидуальные и групповые, тематические, заочные (по телефону или через Интернет-ресурс), индивидуальные беседы, индивидуальная и групповая супервизия.
- Диагностические – опросы, анкетирование, психометрия, интервью, мониторинг.
- Конкурсы – листовок, рисунков (в т.ч. на асфальте), плакатов, рекламы, сочинений, стенгазет, стихов, рефератов, профилактических видеороликов, сценических презентаций волонтерской деятельности.
- Спортивные – конкурсы, эстафеты, турниры, первенства, спортивные соревнования, турпоходы.
- Культурно-развлекательные – выступления агитбригад, театральные постановки, литературно-художественные вечера, концерты, экскурсии, фестивали, театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, эрудит-аукцион, викторины, КВН, интеллектуальные игры.
- Областные и муниципальные слеты волонтерских команд, представителей детско-юношеских волонтерских объединений.
- Социальные – трудовые десанты, рейды, социально-педагогический патронаж и контроль неблагополучных семей волонтеров, подростков-волонтеров в социально опасном положении, проверки прилегающих территорий ОУ по недопущению рекламы наркомании, алкоголя, курения.
- Административно-управленческие – совещания при директоре, коллегии управления образования, взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства при управлениях образованием; заседания профилактических советов школы, микрорайона, оперативного штаба при управлении образования, содействие в привлечении родителей к административной ответственности, заседания актива Областного волонтерского объединения.
Уровни сопровождения.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтеров осуществляется на трех уровнях:
1. Первичный уровень образовательного учреждения, на базе которого создано конкретное подростковое волонтерское объединение. Субъекты сопровождения – педагог-куратор или руководитель объединения, педагог-психолог, социальный педагог.
2. Вторичный уровень – муниципальный. Субъекты сопровождения – специалисты, ответственные за волонтерское движение, ППМС-центров, ИМЦ или учреждений дополнительного образования.
3. Областной уровень. Субъекты сопровождения – специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС», осуществляющие координацию методическое обеспечение всего школьного добровольческого движения области, а также – организацию и материальное обеспечение деятельности областного волонтерского подростково-молодежного объединения «Альфа Кузбасса».
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения деятельности детско-юношеских объединений Кемеровской области можно условно представить по трем основным группам, в зависимости от направления деятельности:
1. Результаты популяризации и расширения самого волонтерского движения по направлению профилактики употребления ПАВ и выбору здорового стиля жизни:
· увеличение числа школьников, вовлеченных в волонтерское движение (количество объединений, число участников движения);
· увеличение количества профессионально-подготовленных кураторов детско-юношеских объединений;
· увеличение количества школьников, охваченных просветительской деятельностью волонтеров.
2. Результаты, отражающие качественное изменение уровня подготовленности и компетентности участников волонтерского движения (самих подростков и их кураторов):
· повышение уровня профессиональной подготовленности кураторов, занимающихся детско-юношеским объединениями волонтеров в здоровьесберегающем и профилактическом направлении;
· повышение уровня методической грамотности участников волонтерских объединений, расширение арсенала применяемых приемов и методов в волонтерской работе;
· повышение уровня коммуникативной и социально-психологической грамотности у участников волонтерских объединений;
· формирование сплоченности, навыков эффективного командного взаимодействия у членов областного объединения «Альфа Кузбасса», повышение уровня их творческой социальной активности.
3. Результаты, связанные сохранением и улучшением психоэмоционального состояния, соматического и личностного благополучия волонтеров и кураторов:
· оптимизация психоэмоционального состояния и состояния здоровья волонтеров;
· повышение уровня стрессоустойчивости волонтеров, владение индивидуальными копинг-стратегиями;
· отказ от вредных привычек, в т.ч. курения (для волонтеров, имевших эти привычки до вступления в областное объединение).
4. Результаты, отражающие влияние волонтерской работы на социум:
· стабилизация или уменьшение показателей вовлеченности подростков в употребление ПАВ;
· увеличение количества детей, участвующих в общественно-полезной жизни школы, микрорайона;
· общественное признание и поддержка деятельности волонтерских объединений, отражение в средствах СМИ;
· вовлеченность и поддержка деятельности детско-юношеских объединений родительской, педагогической аудиториями и органами муниципальной власти.
Критерии эффективности.
Специалистами ГОО «Кузбасский РЦППМС» разработан информационно-методический подход оценки влияния профилактического компонента здоровьесберегающей образовательной среды на психологическую устойчивость подростков к вовлечению в наркотизацию и личностное здоровье добровольцев, в том числе – как результата реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения деятельности добровольцев. При этом была определена система критериев оценки эффективности профилактического потенциала здоровьесберегающей образовательной среды и подобран современный диагностический инструментарий.
Данная система берет за основу следующие критерии и показатели (см. таблицу).
Критерий | Показатели |
Когнитивный (сформированность системы представлений о ЗОЖ и отношения к проблеме употребления ПАВ, способах волонтерской раюботы) | Полнота и дифференцированность знаний о здоровье человека и факторах, его разрушающих, основах здорового стиля жизни. Сформированность адекватных представлений о проблеме употребления ПАВ, негативного отношения к этому. Понимание необходимости собственного отказа от употребления ПАВ (для совершивших пробы). Представление о способах профилактики в детско-подростковой среде, психологической поддержки, копинг-стратегиях. |
Мотивационно-волевой (сформированность мотивационно-волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни, свободного от ПАВ) | Уровень сформированности мотивации на ЗОЖ, свободной от употребления ПАВ. Степень целеустремленности и волевых усилий в процессе реализации ЗОЖ или принципиального отказа от употребления ПАВ (для совершивших пробы). Место ценностей ЗОЖ в ценностно-смысловой иерархии. Устойчивость интереса к собственному здоровью и свободному от ПАВ образу жизни. Уровень мотивации достижения в социально-значимых сферах. Высокая мотивация к участию в волонтерской деятельности. |
Инструментально-деятельностный (сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ и здорового социального поведения, свободного от ПАВ, по профилактике среди сверстников) | Владение индивидуальными стратегиями копинг-поведения, жизненно-важными навыками (ЖВН), в т.ч. – ассертивного поведения и грамотного отказа в ситуации предложения и группового давления, техниками психоэмоциональной саморегуляции. Владение практическими навыками принятия решений, основанных на личных убеждениях. Владение методами и приемами индивидуальной и групповой профи-лактической работы в детско-подростковой среде. |
Эмоциональный (состояние психоэмоционального самочувствия в процессе и результате реализации профилактической работы) | Степень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью. Уровень тревожности, агрессии, депрессии. |
Адаптивно-ресурсный (адаптивный ресурс и стрессоустойчивость в процессе и результате реализации профилактической работы) | Уровень стрессоустойчивости. Величина функционального резерва организма, степень напряжения ведущих регуляторных механизмов, тип вегетативной регуляции. Степень личностной саморегуляции как личностный ресурс адаптации. Уровень неспецифической резистентности организма. |
Приложения
Приложение 1