Планирование оптовых закупок товаров

3. Обоснование выбора поставщиков товара.

4. Управление оптовыми закупками товаров на основе прямых договорных связей.

5. Управление оптовыми закупками товаров на основе товарообменных операций.

1 Управление оптовыми закупками: сущность, значение, принципы и содержание закупочной работы на оптовом рынке

Управление оптовыми закупками товаров в условиях глубокого общественного разделения труда ориентировано на оптимальное размещение заказов торговли, на изготовление и поставку товаров, необходимых для полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления.

Оптовые закупки – это вид коммерческой деятельности, направленный на приобретение товаров и услуг для дальнейшего их использования в процессе производства или для перепродажи с целью получения прибыли

Управление оптовыми закупками - это комплекс взаимосвязанных управленческих и коммерческих решений, реализация которых обеспечивает выявление и изучение спроса потребителей в соответствии с потребностями общества, предоставление и согласование с поставщиками заказов на производство и поставку товаров, заключение договоров с целью определения порядка и механизма выполнения заказов и контроль за поступлением товаров и соблюдением сторонами условий договора.

Управление оптовыми закупками осуществляется на основе следующих принципов:

- Основой оптовых закупок товаров является спрос потребителей. Закупка товаров без учета спроса потребителей приводит к замедлению товарообоорачиваемости, увеличению издержек обращения на их доведение до конечных потребителей, и в итоге, к ухудшению финансового состояния предприятия.

- Объем и ассортимент товаров, подлежащих закупкам, должны отвечать объему, ассортименту и динамике потребления с учетом необходимости нормализации товарных запасов.

- Оптовые закупки товаров должны обеспечивать нормальные условия для регулирования товароснабжения розничной торговой сети в оптимальном для нее режиме.

- Оптовые закупки должны осуществляться с ориентацией на постоянное обновление ассортимента с учетом новейших достижений науки и техники и развития человеческих потребностей.

Основные цели деятельности в области организации и управления закупками:

1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов, готовой продукции и предоставления услуг. Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия. Например, авиакомпания не сможет перевозить пассажиров, если вовремя не будет обеспечена топливом, но хранить лишние тонны горючего также невыгодно для компании.

2. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оптимального баланса.

3. Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек. Затраты на доведение качества до стандартного уровня могут быть весьма значительными. Необходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.

4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам. Эта задача особенно актуальна для российских предприятий, так как закупочная деятельность требует большого объема оборотных средств, а, как показывает опыт, нехватка именно оборотных средств является одной из главных проблем российского бизнеса. Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой.

5. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ними. Успех закупок отдела в конечном итоге определяет надежность поставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность компании–покупателя, чем это представляет большинство менеджеров. Работник, отвечающий за выбор поставщика, должен проводить тщательный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ желательно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.

6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Толчком к проведению исследования может стать интерес к определению размеров затрат, изменений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объему предложения в будущем и т.д.

Закупочная деятельность включает комплекс операций:

® отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;

® определение потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры закупок);

® выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товара;

® установление хозяйственных связей с поставщиками товаров;

® контроль исполнения договоров поставки товаров.

Этот процесс можно разделить на преддоговорные, собственно закупочные и заключительные коммерческие операции.

К преддоговорным операциям относятся: изучение рынка, спроса населения, анализ сложившейся системы хозяйственных связей, источников поступления и поставщиков, отбор нужной информации, обоснование потребности в товарах и определение источников финансирования закупок, разработка проектов договоров.

Собственно закупочными операциями являются следующие: заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров, согласование и уточнение ассортимента товаров, составление и представление всех необходимых к договору документов, своевременные расчеты за закупленный товар.

Заключительные операции по закупкам включают: учет и контроль за ходом выполнения договоров поставки; исковую работу, включающую оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение условий договора, управление товарными ресурсами, закупленными предприятиями.

Правильная организация оптовых закупок должна способствовать укреплению финансового положения предприятия, и, наоборот, ошибки в этой работе приводят к убыткам, а иногда и к банкротству.

 

2 Планирование оптовых закупок товаров

 

Планирование оптовых закупок товаров рассматривается в стратегическом и тактическом аспекте.

Целью стратегического планирования оптовых закупок товаров является создание и поддержание стратегического соответствия между целями деятельности предприятия в перспективе в области закупочной деятельности и его возможностями, что предусматривает разработку и реализацию соответствующих стратегий.

Целью тактического планирования оптовых закупок товаров является правильная их организация и усиление личной ответственности коммерческого работника за выполнение плановых задач.

Исходным этапом планирования является определение потребности в оптовых закупках товаров, то есть составление плана поступления товаров на предприятие. Он разрабатывается по каждой товарной группе на плановый период на основе балансовой модели (1):

                                       П = Р + Зк – Зн                                              (1)

 

где, П – план поступления товаров;

Р – план реализации товаров;

Зк – норматив запасов на конец планового периода;

Зн – ожидаемые запасы на начало планового периода.

Результаты оформляются в виде таблицы 4.1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: