При ядерных реакциях выполняется несколько законов сохранения: импульса, энергии, момента импульса, заряда. В дополнение к этим классическим законам при ядерных реакциях выполняется закон сохранения так называемого барионного заряда (т.е. числа нуклонов – протонов и нейтронов). Выполняется также ряд других законов сохранения, специфических для ядерной физики и физики элементарных частиц.
Энергетическим выходом ядерной реакции называется разность энергий покоя ядер и частиц до и после реакции.
Данная энергия выражается в Джоулях, но нам предстоит ее выражать в МэВ. Для этого наша формула будет выглядеть следующим образом:
А теперь давайте рассчитаем энергетический выход реакции Уолтона и Кокрофта.
На самом деле эта реакция проходит с выделением энергии 17,6 МэВ, у нас значение данной энергии получилось меньше, так как мы не учитывали кинетическую энергию протона, так как он был разогнан на ускорителе.
Работа у доски
1. Напишите уравнения следующих ядерных реакций:
|
|
1. алюминий (2713Al) захватывает нейтрон и испускает α-частицу;
2. азот (147N) бомбардируется α-частицами и испускает протон.
2. Закончите уравнение ядерных реакций:
1. 3517Cl + 10n → 11p +
2. 136C + 11p →
3. 73Li + 11p → 2
4. 105B + 42He → 10n +
5. 2412Mg + 42He → 2714Si +
6. 5626Fe + 10n → 5625Mn +
3. Определите энергетический выход реакций:
1. 73Li + 10n → 42He + 13H;
2. 94Be + 42He → 10n + 136C.
Домашнее задание:
Конспект, (доп. № 1235 – 1238. (А.П.Рымкевич))
Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Применение ядерной энергии.
Цели урока:
1. Образовательная: Повторить механизм деления ядер урана. Изучить условия протекания цепной ядерной реакции. Рассмотреть устройство и принцип действия ядерного реактора. Рассмотреть возможность использования реакции деления ядер тяжелых элементов для получения энергии и использование этой энергии в мирных и военных целях.
2. Воспитательная: привитие бережного отношения к природным богатствам, экологическое воспитание.
3. Развивающая: развитие коммуникативных качеств, критического мышления, познавательной активности учащихся.
Дополнительный материал: экологические проблемы ядерной энергетики, причины аварии на ЧАЭС.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
1. Организационный момент – 2 мин
2. Повторение изученного материала (работа с презентацией) – 10 мин
3. Изучение нового материала. Лекция по плану: 60 мин
2. Изучение нового материала.