Глава 2. Современный этап административного права

Факторы, способствующие развитию административного права в Российской Федерации

 

 

После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года Советское административное право в его общей части устарело.

Конституция РФ ввела в оборот новый термин - исполнительная власть, тем самым, объявив политико-правовые принципы конституционного (правового) государства. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Прежде чем перейти к основным функциям исполнительной власти, т.е. ведущим направлениям государственно-управленческой деятельности, особо выделяется преимущество публичных интересов в сфере государственного управления. В настоящее время главное место в государственно-управленческой деятельности занимает: реализация государственной политики через программы всех уровней федерации; установление и регулирование правовых и организационных основ хозяйственной жизни; управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административного строительства; обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; государственный контроль и надзор за работой управляемой и регулируемой сферой.

Наука «административное право» является составной частью российской правовой науки и представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования. Предметом науки «административное право» являются наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства. К элементам предмета науки «административное право» следует отнести: административное право как отрасль права; закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления; система административно-правовых категорий и понятий; история развития административного права; правоприменительная практика субъектов административного права; зарубежное административное право (сравнительное правоведение); прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

 Традиционное деление административного права на две части: общую и особенную в РФ несколько модернизирована, но с сохранением такого общего деления, бывшая советская общая часть в современных курсах административного права представлена в качестве основных методологических позиций, позволяющих уяснить сущностную сторону отрасли. Поэтому она именуется «Сущность и основные институты административного права». Юридические положения сочетаются в общей части с важнейшим теоретическим обоснованием. Бывшая особенная часть теперь представлена частью «Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-правового регулирования в различных сферах общественной жизни».

Одной из важнейших проблем современного законодательства РФ является кодификация административного законодательства.

В Указе Президента РФ "О разработке концепции правовой реформы в РФ" от 6 июля 1995 года определена концепция развития и административного законодательства. Совершенствование системы и методов государственного управления в этой концепции выделено в качестве одного из основных ее элементов.

Многообразие форм управленческой деятельности является главным фактором, обусловливающем объемность, разветвленность и подвижность административного законодательства. Реальные перестройки аппарата управления, наблюдающиеся с 1993 - 2000 годов происходили без должного законодательного обеспечения.

Новое конституционное разделение предметов ведения между федерацией и ее субъектами создало множество проблем, требующих законодательного развития и закрепления. К числу таковых следует отнести: нет системной связи актов по их уровням с учетом федеративного устройства. Закон еще не занимает ведущее положение в правовом регулировании отношений управления. Продолжается процесс децентрализации и передача функций от органов управления непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако самой правовой регламентации, равно как и процедур делегирования полномочий, здесь пока явно недостаточно; требует новых подходов оценка состояния и развития особенной части административного права. Традиционно она включала правовые средства управления в разных его сферах и отраслях. Сейчас эти отрасли приобретают свойства самоорганизации, а управление еще не может быть фокусом их развития, становясь одним из его элементов. Ближайшими задачами следует считать приведение в соответствие с Конституцией РФ основ государственного управления; формирование нового нормативного массива с обязательной согласованностью с конституционными федеральными законами; развитие управленческих отношений и поиск их правильного соотношения с законами, актами управления; законодательное закрепление нового статуса органов исполнительной власти, сужение сферы ведомственных актов, содержательное изменение функций данных органов, усиление элементов согласования в управленческих отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: