Вариант 1. Учет и выдача сведений об участии обучающихся в кружках научного общества на месяц

Откроем программу MS Access и создадим новую БД, дадим ей наименование «Научные кружки». Создадим таблицу «Руководители». Для этого созданную программой Таблицу1 откроем в режиме конструктора и пропишем поля, укажем типы данных для полей и выберем ключевое поле – Код_кружка. Созданная таблица в режиме конструктора представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Таблица «Руководитель» в режиме конструктора

 

Создадим таблицу Обучающиеся. Для этого зайдем на вкладку Создание и выберем пункт Таблица, сохраним ее, откроем в режиме конструктора и пропишем поля. Для поля Кружок в типах данных выберем Мастер подстановок, на следующем шаге укажем, что данные необходимо взять из таблицы, выберем таблицу Руководитель и свяжем данное поле с полем Номер кружка и Название. Для просмотра выберем оба поля (не будет ставить галочку – Скрыть ключевые поля). Таким образом при заполнении таблицы Обучающиеся данное поле будет представлено в виде выпадающего списка из указанной нами таблицы.

В качестве ключевого поля данной таблицы добавим поле № п/п так как мы ходим чтобы одна и также группа могла посещать разные кружки. Созданная таблица в режиме конструктора представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Таблица «Обучающиеся» в режиме конструктора

 

Свяжем таблицы. Для этого зайдем на вкладку работа с базами данных и выберем пункт Схема данных. Так как при создании таблицы Обучающиеся мы использовали данные из таблицы Руководитель, то связь между таблицами уже сформирована. Уточним ее. Выделим связь, вызовем контекстное меню, выберем пункт Изменить связь и проставим 3 галочки: каскадное удаление и обновление связанных полей, обеспечение целостности данных. Схема данных представлена на рис. 3.

Рисунок 3 – Схема данных

 

Заполним таблицу Руководитель. Обратим внимание на то, что некоторые кружки имеют одинаковое название, но отличаются кодом и соответственно ими проводят разные преподаватели. Внесем в таблицу информацию о 9 кружках. Заполненная таблица представлена на рис. 4.

Рисунок 4 – Заполненная таблица «Руководитель»

 

Заполним таблицу Обучающиеся таким образом, что некоторые группы смогут пройти обучение на нескольких курсах. Поле Кружок заполняется из выпадающего списка (рис. 5).

Рисунок 5 – Заполненная таблица «Обучающиеся»

 

Отсортируем таблицу Обучающиеся одновременно по дате и количеству. Для воспользуемся расширенным фильтром.

Откроем таблицу Обучающиеся, зайдем на вкладку Главная – Сортировка и фильтр и выберем пункт Дополнительно – Расширенный фильтр. В открывшемся окне расширенного фильтра пропишем условия сортировки (рис. 6).

Рисунок 6 – Условие для расширенного фильтра

 

Сохраним фильтр в виде запроса, которому дадим наименование Сортировка обучающихся. Результат сортировки представлен на рис. 7.

Рисунок 7 – Результат сортировки таблицы «Обучающиеся»

 

Настроим и сохраним в виде запроса фильтр «Кружки с буквой Т». Для этого откроем таблицу Руководитель, выберем на главной вкладке пункт Дополнительно – Расширенный фильтр и пропишем условие (рис. 8).

Рисунок 8 – Настройка фильтра

 

Сохраним данный фильтр в виде запроса под наименованием «Кружки с буквой Т». Результат выполнения запроса представлен на рис. 9.

Рисунок 9 – Результат выполнения запроса «Кружки с буквой т»

 

 Настроим и сохраним в виде запроса фильтр «Обучающиеся больше 5». Точно также откроем таблицу Обучающиеся, зайдем в расширенный фильтр и для поля Кол-во обучающихся условие >5 (рис. 10).

Рисунок 10 – Условие для фильтрации данных

 

Сохраним данный фильтр в виде запроса. Результат выполнения запроса представлен на рис. 11.

Рисунок 11 – Результат выполнения запроса «Обучающиеся больше 5»

 

Настроим и сохраним в виде запроса фильтр «Обучающиеся больше или равно 10». Данный фильтр создается аналогичным образом. Условие фильтрации и результат выполнения запроса представлены на рис. 12, 13.

Рисунок 12 – Условие для фильтрации данных

 

Рисунок 13 – Результат выполнения запроса «Обучающиеся больше или равно 10»

 

Создадим запросы.

А. Запрос «Основной», который будет содержать данные из обеих таблиц.

Для этого зайдем на вкладку Создание и выберем пункт Конструктор запросов. Выведем на экран две таблицы и все необходимые поля. Запрос в режиме конструктора представлен на рис. 14.

Рисунок 14 – Запрос «Основной» в режиме конструктора

 

Результат выполнения запроса представлен на рис. 15.

Рисунок 15 – Результат выполнения запроса «Основной»

 

B. Запрос «Руководители кружков», который будет выводить на экран информацию о руководителях научных кружков и номерах групп.

Конструктор запроса и результат его выполнения представлены на рис. 16, 17.

Рисунок 16 – Запрос «Руководители кружков» в режиме конструктора

 

Рисунок 17 – Результат выполнения запроса «Руководители кружков»

 

С. Запрос «Кружки с 12 марта по 30 марта 2019 г», который будет выводить на экран информацию о проведении кружков в данный период.

Конструктор запроса и результат его выполнения представлены на рис. 18, 19.

Рисунок 18 – Запрос «Кружки с 12 марта по 30 марта 2019 г» в режиме конструктора

Рисунок 19 – Результат выполнения запроса «Кружки с 12 марта по 30 марта 2019 г»

 

D. Запрос «Кол-во обучающихся по кружкам», который будет выводить на экран информацию о номерах групп и количестве обучающихся по кружкам каждого типа (с групповой операцией).

Добавим несколько записей в таблицу Обучающиеся по группам 92-06 и 91-06.

Конструктор запроса и результат его выполнения представлены на рис. 20, 21.

Рисунок 20 – Запрос «Кол-во обучающихся по кружкам» в режиме конструктора

Рисунок 21 – Результат выполнения запроса «Кол-во обучающихся по кружкам»

 

Создадим формы для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц. Для этого на панели навигации выделим таблицу Руководитель, зайдем на вкладку Создание и нажмем на кнопку Форма. Форма для данной таблицы будет создана программой автоматически. Аналогичным образом создадим форму и для таблицы Обучающиеся.

Созданные формы представлены на рис. 22, 23.

Рисунок 22 – Форма «Руководитель»

Рисунок 23 – Форма «Обучающиеся»

 

Создадим отчет «Общее количество обучающихся» на основании запроса D. Для этого на панели инструментов выделим данный запрос, зайдем на вкладку Создание и нажмем на кнопку Отчет. Программа автоматически создаст отчет, откроем его в режиме конструктора и отредактируем. Созданный отчет представлен на рис. 24.

Рисунок 24 – Отчет «Общее количество обучающихся»

Создадим таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access. Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.

Выделим на панели навигации запрос «Кол-во обучающихся больше или равно 10», далее зайдем на вкладку Внешние данные и выберем пункт Экспорт – Excel. В отрывшемся окне укажем папку для выгрузки файла. Наименование оставим такое же как в запросе.

Откроем выгруженный файл (рис. 25).

Рисунок 25 – Выгруженный запрос в формате Excel

 

Построим диаграмму, на которой разместим информацию об количестве обучающихся на кружках по группам. Для этого выделим диапазон ячеек B1:D7, зайдем на вкладку Создание – Диаграммы – Гистограмма. Выберем понравившийся тип гистограммы и пропишем наименование. Добавим подписи осей.

Созданная диаграмма представлена на рис. 26.

Рисунок 26 – Диаграмма «Количество обучающихся по кружкам»

III.Заключение

Современное общество сложно представить без информационных технологий. Данное понятие определяется как совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и информационной техники, с широким применением информационных методов. Позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, автоматизировать информационные процессы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, но и созданию качественно новой информационной среды.

Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии играют огромную роль в современном обществе. Умение применять в своей деятельности современные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста.

III. Литература

Основная литература:

1. Информатика. Базовый курс: учебное пособие: [гриф Мин. обр.] / ред. С. В. Симонович. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 640 с.: ил. - (Учебник для вузов) ISBN 978-5-496-00217-2

2. Информатика: учебник: [гриф Мин. обр.] / В. А. Каймин; М-во обр. РФ. - 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 285 с.: ил., рис. - (Высшее образование). – Режим доступа: http://elib.igps.ru/?4&type=card&cid=ALSFR-590249d6-0bdf-4609-a896-df2659d17c9a&remote=false

 

Дополнительная литература:

3. Базы данных: учебное пособие: [гриф МЧС] / А. Ю. Иванов; МЧС России. - СПб.:СПбУ ГПС МЧС России, 2010. - 204 с. Режим доступа: http://elib.igps.ru/?21&type=card&cid=ALSFR-da55247e-92d5-4735-9e60-d9dced2ec18a.

4. Безопасность информационных систем и защита информации в МЧС России: учебное пособие Синещук Ю.И. [и др.] Издательство: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург Количество страниц: 300 Год издания: 2012 Гриф: Рекомендовано МЧС РФ http://elib.igps.ru/?143&type=card&cid=ALSFR-6d86bbe6-aeac-49db-bc2e-068c7a55cb8d.

5. Базы данных: учебное пособие: [гриф МЧС] / А. Ю. Иванов; МЧС России. - СПб.:СПбУ ГПС МЧС России, 2010. - 204 с. Режим доступа: http://elib.igps.ru/?21&type=card&cid=ALSFR-da55247e-92d5-4735-9e60-d9dced2ec18a.

6. Ресурсы интернета

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: