Общие представления. Особенности творчества

Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших представителей поэтического мира «золотого века», оставивший неимоверный и драгоценный след в истории русской литературы.

Природа пушкинской поэзии необычайно светлая, добрая, наполненная любви к родным ландшафтам и местам, дружбе и созиданию. Его поэтическая мысль несказанно широка и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, любовь и ненависть, дружбу и предательство и многое другое. Писатель изливает свои чувства и эмоции не только в стихах, но и в прозаических произведениях.

Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.

А.С. Пушкин родился 6 июня (по старому стилю) 1799 года в дворянской семье, чье генеалогическое древо было весьма разветвленным. Поэт неоднократно писал о своей родословной в произведениях, видя в своих предках образец «истинной аристократии», одного из древних родов, служивших на благо отечества. В своих работах он не раз обращался к образу своего прадеда по материнской линии – африканцы Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра Великого, а после военным инженером и генералом. [1]

Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец — Сергей Львович Пушкин (1770—1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797—1868) и сын Лев (1805—1852)[2].

Первое образование Пушкин получил в царскосельском лицее с 1811 по 1817 гг., где в возрасте 13 лет пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые был открыт и высоко оценен поэтический дар и талант юноши. Воспоминания о времени, проведенном в стенах лицея и о лицейском братстве, навсегда остались в воспоминаниях и отразились на его творческом пути.[3]

В этот период было создано множество стихотворных произведений. А.С. Пушкина вдохновляли поэты Франции XVII—XVIII веков, с чьим творчеством он тесно познакомился в детстве, проводя большое количество времени в отцовской библиотеке. Любимые писатели и поэты перечислены в произведении «Городок» (1815 г.): Вольтер, Гомер, Вергилий, Т. Тассо, Лафонтен, Дмитриев, Крылов, Державин, Вержье, Грекур, Парни, Расин, Мольер, Фонвизин, Княжнин, Озеров, Руссо, Карамзин, Лагарп[4].

Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, общепризнанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава российского романтизма. Пушкинская лирика этапа 1813—1815 годов пронизана темами быстротечности бытия, которая диктовала жажду наслаждения отрадами жизни. С 1816 года, следом за Жуковским, он обращается к элегиям, где формирует свойственные для этого жанра мотивы: безответной любви, ухода юности, угасания души. Лирика Пушкина в это время несколько подражательна, полна писательских условностей и стереотипов, тем не менее уже в то время начинающий писатель подбирает собственный, особенный путь. Не замыкаясь на камерной поэзии, юный гений русской литературы обращался к вопросам наиболее трудным, социально-важным. «Воспоминания в Царском Селе» (1814), завоевавшие одобрение Державина, — в начале 1815 года Пушкин декламировал стихотворение в его присутствии, — посвящено действиям Отечественной войны 1812 года. Стихотворение было опубликовано в 1815 г. в журнале «Российский музеум» за полной подписью создателя. А в пушкинском письме «Лицинию» скептически представлена современная жизнь России, где в роли «любимца деспота» выведен Аракчеев. Ранее в начале собственного креативного пути он выражал заинтересованность к российским беллетристам-сатирикам минувшего столетия. Влияние Фонвизина ощущается в сатирической поэме Пушкина «Тень Фонвизина» (1815); с творчеством Радищева сопряжены «Бова» (1814) и «Безверие».[5]

В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820).

В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832).

Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.

Пейзажная лирика захватывает особенное место в творчестве Пушкина. Он был первым российским поэтом, который не только непосредственно сам узнал и влюбился в прекрасный мир естества, но и раскрыл для читателей поразительную привлекательность светлых, мягких красок ландшафта средней полосы России, достоинство седоватых оснеженных верхов Кавказа, особую красоту морской стихии. В течении всего своего творчества Пушкин устремляется к пейзажной лирике.

Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня». Перед нами предстают мирные картины тихой сельской природы:

«Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада...»[6]

Пушкин прекрасно использует психологические способы влияния на читателя: за поэтичным основанием следует красочное представление крепостнической реальности. Пейзаж в данном творении контрастирует с отображением жизни крепостной деревни. (С этим же способом мы сталкиваемся в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...»).

В ранней молодости Пушкин претерпевает огромное влияние Байрона, Мицкевича. Романтизм обретает в Пушкине одного из наиболее активных приверженцев. К романтическим стихотворениям поэта, в которых чувствуется ювелирное ощущение пейзажа, причисляются «Редеет облаков летучая гряда...» «Погасло дневное светило...», «К морю», «На холмах Грузии...» а также многочисленные другие, в частности работы, написанные в года южной ссылки, посвященные Кавказу, Крыму, спровоцировавшие повышение романтических настроений у поэта.

В стихотворении «Погасло дневное светило...» протекает тематика памяти о «туманной родине», «где рано в бурях отцвела... потерянная младость». В нем превосходна мечта о «волшебных краях», куда писатель старается «с волненьем и тоскою». Подавленный характер элегии соответствует единому настрою грустных размышлений о минувшей жизни, о брошенной отчизне. Образные определения у Пушкина представляют весьма немаловажную значимость в понимании идеологического значения трудов. Подобные выразительные эпитеты, равно как «потерянная младость», «томительный обман», «легкокрылая радость», «минутные друзья», увеличивают мотив грусти, тоски, сожаления; в тот период как иные: «берег отдаленный», «волшебные края», «пределы дальные», «обманчивые моря» — акцентируют внимание на идее об иллюзорной несбыточности «знакомой мечты». Олицетворения и метафоры весьма свойственны для романтических произведений Пушкина. Они поразительны личной экспрессией, необычайной вдохновляющей мощью: «родились слезы», «мечта… летает», «мне изменила радость//!/! сердце хладное страданью предала». Едва ли возможно передать движение взбудораженной людской души вернее, красочнее, образнее, нежели это осуществлял Пушкин: «душа кипит и замирает».

Зачастую писатель применяет обращения. В момент прощания вспоминаются «отеческие края», «минутные друзья», «изменницы младые» и «все, что сердцу мило». А обращение к кораблю: «неси меня к пределам дальным» — раскрывает перед нами непрерывное стремление создателя к берегу «земли полуденной». Нередкое применение анафоры увеличивает мотив вечности происходящего:

"Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан... "[7]

Пушкин применяет инверсию: выносит глаголы в начало стиха, выделяя выраженное ими действие. Непрерывное волнение, гул, шум стихии созвучны духовному беспокойству поэта. Данные строки трижды повторены в стихотворении, они определяют все его звучание. Это обращение, нескончаемый призыв золотых грез в «пределы дальные», подальше от печальных берегов. Глаголы, применяемые поэтом в повелительном наклонении («шуми, шуми», «лети», «неси»), увеличивают эмоциональный полет, нацеленность ритма. Здесь пейзаж, как и в большей части романтических произведений, несет функцию волнующую, которая устанавливает настроенность автора. Писатель применяет объединенные, парные, обхватные рифмы, чередует мужские и женские, которые в каждом конкретном случае акцентируют фразы, несущие главную смысловую нагрузку.

Пушкин существенно обогатил флору российской поэзии, предпочитая мягким ивам и березам Жуковского такие стройные, величественные деревья, как дуб и сосна. В изображении растительности доминируют крупные, "собирательные" ее формы - бор, лес, роща; одним из первых поэтизирует сады.

Основное место в пушкинском мире занимают наиболее поэтические, "царственные" животные, птицы, растения: жеребец, орел, соловей, дуб, царица цветов роза; впервые в частности у Пушкина явно обозначилась их главенствующая значимость в русской поэтической фауне и флоре, зафиксировалось наиболее частое употребление определенных мотивов (более чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX столетия). Вместе с тем Пушкин, нарушая обычай "высокой" поэзии, внедряет фигуры домашних животных и птиц: собаку, петуха, гуся, уток ("Граф Нулин", "Евгений Онегин" и др.), предвосхищая "жанровый", бытовой ландшафт второй половины XIX столетия.

Наравне с национальным пейзажем и в рамках этой общей проблемы писатель воскрешает природу определенных мест, "малой родины" - Захарова, Михайловского, Болдина ("Послание к Юдину", 1815; "Няне", 1826; "...Вновь я посетил..."), выступая одним из основателей локального пейзажа, получившего рост в реалистической поэзии XIX-XX веков (рязанские места в творчестве С.Есенина, Смоленщина у А.Твардовского).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: