Выразительность как «воздействующая сила композиции»

 

Поиск выразительности композиции неразрывно связан с новизной решения композиционных задач. Важно определить для себя степень условности изображаемого, найти такой язык, при котором на первом плане передается не столько похожесть, узнаваемость изображаемого на холсте, сколько выразительность и заостренность. Именно выразительность – главная задача художника, осуществляющего свой замысел.

Универсальное средство, помогающее создать яркое и выразительное произведение, – контраст. Издавна художники используют контрасты величин (высокого и низкого, большого и малого, толстого и тонкого), контрасты объемов, фактур, материалов, плоскостей. Композиционный замысел успешно строится на контрастах не только цветовых, но и нового и старого, веселого и грустного, спокойного и динамичного. Контраст величин определенно можно увидеть в работе Виллевальде, где для увеличения значимости памятника для России, автор преувеличивает его размер по сравнению с людьми (Рисунок 11). А контраст спокойного и динамичного заметен в работе Теодора Аксентовича (Рисунок 12).

Рисунок 11, 12. Б. П. Виллевальде "Открытие памятника Тысячелетию России", Т. А. Гуцул "Коломийка".

 

Для того чтобы свободно выбирать «правила» индивидуальной творческой работы, полезно понимать, как работали другие художники. Необходимо постоянно совершенствовать культуру взгляда, развивать в себе способность видеть, систематически посещая художественные выставки, рассматривая репродукции, анализируя творческие приемы разных художников. История искусств сохранила великое множество таких свидетельств, а современные средства информации, в частности Интернет, сделали их доступными. Разумеется, все, что написано в литературе о работе над композицией, не нужно понимать как обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил, особенно при освоении азов композиции, позволяет научиться чувствовать ее и применять в своих работах. Что, в конечном счете, помогает получить хорошие результаты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: