Основные подходы к изучению психической адаптации в отечественной и зарубежной литературе

Если говорить обобщенно об понятии адаптация, мы можем рассматривать его как связь, между окружающей средой и организмами, обитающими в ней. Немецкий физиолог Г.Ауберт в 1865 году ввел понятие адаптация «для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии» [1, с.13]. Психология предлагает нам большое количество определений понятия адаптации.

В обобщенном смысле адаптация – это умение приспосабливаться к меняющимся условиям среды, а также специфическая адаптация к новым элементам социальной среды.

Адаптация одно из немногих понятий, которые применяются в разнообразных областях науки. Мы рассмотрели некоторые понятия адаптации:

«Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования» [4, c. 13]

«Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда» [4, c. 14]

«Адаптация – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям» [4, c.14]. Изучив выше предложенные понятия, мы выделили главные критерии:

1. При адаптации мы можем наблюдать постоянный контакт двух и более объектов;

2. Само взаимодействие возникает в определенных ситуациях, в свою очередь сами ситуации дисбалансы между структурами;

3. Основным значением этого действия считается некоторая связь между структурами, величина и форма которых могут колебаться в довольно широких границах;

4. Определённые изменения во взаимодействиях системах предполагает достижение цели.

Исходя из этого, мы можем судить, что это процесс, ориентированный на поддержание неизменности и стабильности, этот процесс запускается в момент, нарушение дисбаланса постоянства некой среды, а прекращается в момент гармонизации в другой среде. Началу адаптации может послужить:

- изменения в самой среде;

- изменение в среде субъекта;

- происходит какой-то сдвиг у самого субъекта.

В течении жизни субъекта, ему необходимо осваиваться во многих социальных институтах. А именно институт: семьи, школы, ВУЗа, трудовые институты и т.п. Изменяя своё место труда, субъект попадает в совсем новый коллектив. В следствии этого его окружение меняется, в следствии этого у субъекта начинается процесс адаптации.

Такие исследователи как Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А разделяют единое мнение в том, что, специфика адаптации человека заключается в активном, сознательном воздействии на окружающую его среду, а адаптацию к окружающим условиями считают мерой личностного здоровья. Ученые придерживающиеся валеологической ориентации такие как: И.И. Брехман и А.Г. Щедрина. Говорят, о том, что здоровье — это индивидуальное качество, которое несет в себе следующий смысл «Поддерживать сопоставимую возрасту стабильность в условиях кардинальных изменений количественных и качественных показателей потока сенсорной, вербальной, структурной информации».

Механизм адаптации развитый на протяжении всей эволюции, создает благоприятные условия для жизнеобеспечения организма в дисбалансной среде.

Само понятие адаптация, было предложено Г.Аубертом, немецким физиологом. Проанализировав понятия адаптации, мы сделали вывод, что оно является наиболее общим. Так же нами было выбрано рабочие понятие адаптации: «Адаптация – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям» [4, c.14].

Ученые, такие как: Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А считают, что адаптация к окружающей среде происходит сознательно и положительно влияет на личностное здоровье.

Предполагают, что адаптация — это сознательный процесс адаптации к окружающей нас среде и это в свою очередь положительно влияет на психологическое здоровье.

 И.И. Брехман и А.Г. Щедрина имеют мнение о здоровье, как об личностном качестве, которое несет в себе способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации».

Психическая адаптация - это протекание психической активности субъекта в системе общественных, социально-психологических и профессионально-деятельностных контактов и отношений, в реализации соответствующих ролевых функций [4, c. 16].

В следующих областях человека происходит психическая адаптация:

- В сфере социальной, с её многосторонним окружением и содержанием частей (правовые, нравственные, политические)

- В сфере социльно-психологоческого ракурса, а именно та система в которой происходит психологическая связь и личностное отношение, а также внедрение её в принятие различных социальных ролей.

- В сфере профессиональной, учебно-познавательной и других сферах различной человеческой деятельности опираясь на их связь с личностью.

- В сфере экологической среды.

Так же нам стоит выделить основные виды психологической адаптации:

1. Адаптацию личности:

2. Социальную психологическую

3. Социально-психологическую

4. Профессионально-деятельностную психологическую

5. Экологическую психологическую.

Проанализировав само понятие психической адаптации, выявлено что она является неотъемлемой частью социализации личности, а также соприкасается со всеми сферами жизнедеятельность личности [4, c. 18].


 

1 .2 Особенности психической адаптации студентов вуза

Социально - психологическая адаптация прямо объединена с индивидуальными особенностями человека, с вырабатыванием, проявлением индивидуальности личности. Ее специфической особенностью является включенность в общность, опосредованная индивидуальными особенностями человека, и направленная на развитие и дальнейший рост индивида в условиях выполнения совместной деятельности [16,c. 80].

При адаптации, в среде которая конкретизируется одним видом деятельности, необходим навык быстрого реагирования и желание найти и занять своё место в совместном труде, принимать свою роль в данном коллективе, находить применение своим возможностям и способностям.

У студентов первого курса, есть возможность осложнения социально-психологической адаптации, из-за подросткового кризиса.

При поступлении в ВУЗ, даже если оно было успешным и без проблем, может возникнуть проблема адаптации, из-за резкой смены цикла жизни, вовлечение в новейшие для субъекта виды деятельности, так же формирование нового образа общения в этой структуре, что в свою очередь может вызвать психическое напряжение субъекта. Но это же вызывает активизаций адаптивных поведенческих стереотипов, которые он получил в предыдущих институтах, ну и конечно личностными качествами субъекта [16, c. 87].

Мотивация студента при вхождении в ВУЗ, в последующем будет определять его студенческую жизнь, что в последующем повлияет на его жизненный путь и успешность или не успешность адаптации.

Так же наличие адекватной Я-концепции и самооценки, будет оказывать либо положительной воздействие на адаптацию, либо отрицательное.

Социум в основном отвергает субъектов с маленькой самооценкой. Этот признак выявляется ранее, по средствам неспособности субъекта заводить дружеские отношения и знакомства с новыми людьми.

Отрицательная социальная-адаптация, которая имеет взаимосвязь с негативным уровнем Я-конецепции и низким уровнем самооценки, может проявиться различным образом. Субъектны с низким уровнем самооценки имеют тенденцию оставаться фоном в обществе, их не замечают, так же не делают их лидерами, они очень редко принимают участие в социальной жизни. Чаще всего они остаются инертными и конформными к происходящему в обществе. Они чувствую себя одиноко и изолированно в обществе. Так же они часто бывают застенчивы, что в свою очередь не способствует их общению в обществе. Так как данные субъекты нуждаться во внимании, на них легче распространять своё влияние и манипулировать ими, отдают инициативу на принятие решение за них, из-за того, что у них отсутствует уверенность в себе [8, c. 29].

Влияние таких характеристик как адаптивная психофизиологическая возможность, темперамент, индивидуальные характеристики могут влиять на величину успешности адаптации.

Исходя из этого, мы можем понимать, что адаптация может пониматься нами как стремление студента к осуществлению и репродукции в деятельности его стремлений, его направленности в деятельности на осуществление уже раннее полученного опыта.

При анализе объективных и субъективных сторон личности мы можем выделить проблемы, влияющие на адаптацию, которые требуют разного рода решения [8, c. 30].

Организационный аспект, а именно не продуманный распорядок учебной деятельности. Валео-логические, а именно отсутствие решений по влиянию на здоровье студентов. Культурологические, проблематика нравственности воспитания. Психологические, изменение формы распорядка обучения.

Основное значение в ходе адаптации к учебе в ВУЗе имеет психологическая готовность к обучению. Как верно подмечает Е.А. Зенковой [8. c. 18.], имеющаяся система оценок готовности абитуриентов к получению образования явно недостаточна. Нужно учесть не только лишь когнитивный, но мотивационный и продуктивный компоненты. Мотивационный компонент определяется мотивами, которые побуждают студентов к познавательной деятельности. Показано, что у младшекурсников профессиональные намерения выражены недостаточно. Продуктивный компонент, представляющий собой способность студентов к моделированию заданной предметной области, также не сформирован. Студентам младших курсов свойственны малопродуктивные стили учебной деятельности, которые к старшим курсам, при условии преодоления психологических барьеров, заменяются более продуктивными [5. c. 40.].

Не меньшее значение имеют возрастно-половые закономерности адаптационных процессов, характерные для юношеского возраста, - «центрального периода становления характера и интеллекта» по Б.Г. Ананьеву, предполагающие дифференцированный подход к субъектам учебного процесса. Кроме того, существуют психологические аспекты адаптации к новой социальной ситуации развития, вызванные поступлением в высшее учебное заведение, способствующие развитию негативных психических состояний, в числе которых одиночество и коммуникативный стресс [24. c. 19.].

Одним из важнейших факторов неготовности студента к ВУЗу, могут являться кризисы личности. Тарсакова получила информацию, дающую возможность рассуждать о плохом уровне личного развития у субъекта первого курса. А позже, Белохвостовой был выявлен фактор, выполняющий роль психологического барьера личностного развития студентов: личная инерция, безответственность, низкий уровень самообразования, пассивность, отсутствие поддержки со стороны преподавателей, кажущаяся враждебность окружающих.

Таким образом, показано, что начало обучения в ВУЗе может рассматриваться как кризисный этап в становлении личности. Можно предположить, что на этапе поздней юности происходят некоторые регрессивные изменения личности, характеризующиеся ее заметной перестройкой и сопровождающиеся ухудшением личностных показателей. В юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на нервно-психическом состоянии студентов и их личностном развитии [13, c. 39].

Термин «Студент» обладает латинскими истоками, в российской речи это слово переводиться как усердно работающий, занятый, буквально набирающийся познаний

Студенту возможно дать характеристику с 3-х сторон [22, c. 58]:

Первая психологическая, данная область предполагает собой объединение психологических действий, личных качеств и свойств личности. Значимым считается психологическая направленность индивида, а непосредственно возможности, характер и установка. От этого зависит как будут протекать психические процессы, протекание психических состояний, как будут проявляться психические образования. При подробном исследовании учащегося, необходимо принимать во внимание, его индивидуальные характеристики, психическое состояние и развитие.

Вторая, социальная, здесь реализуются все без исключения общественные стороны личности.

Третья, биологическая, которая включает тип высшей нервной деятельности, структуру анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, возраст, комплекцию тела, пол, тон кожи, рост и т.д. Данная область в главном определена наследственностью и тем что было заложено природой, однако при определенных обстоятельствах жизни биологические характеристики изменяются [22, c. 60].

При изучении данных сторон, раскрываются качества и потенциал студента, его возрастные и личностные особенности. С психологической точки зрения, студенческий возраст, является, пиком достижений самого студента на всех предшествующих уровнях развития, биологического, психологического и социального.

Перед тем как студент решает каким специалистом ему стать или же для определения собственных возможностей, требуемых для освоения конкретной профессии, необходимо заблаговременное представление профессиограммы [22, c. 40].

В профессиограмме внимание акцентируют на 3-х уровнях:

1. абсолютно необходимые;

2. относительно необходимые;

3. желательные.

Применение таких профессиограмм даст позитивные итоги.

Социальную адаптацию обучающихся в ВУЗе можно разделить на:

Профессиональную адаптацию - под которой мы подразумеваем, то что обучающийся приспособлен к структуре учебного процесса и его содержанию, к его характеру и обстоятельствам. Развитие умения обеспеченного восприятия учебной и научной деятельности [22, c. 59].

Социально-психологическая адаптация – то как человек приспособлен к сотрудничеству в команде, какие у него отношения с ней, развитие особой манеры поведения в ней.

Адаптация - это начало интенсивной работы и важное требование ее производительности. В этом позитивная роль приспособления с целью эффективного функционирования индивидуума в той либо другой общественной значимости. Ученые отличают 3 формы приспособления обучающихся на первых курсах к обстоятельствам университета:

- формальная адаптация – затрагивает познавательно-информационное приспособление обучающихся к незнакомой обстановке, к структуре ВУЗа, к содержанию преподавания в нем, его условиям и к собственным обязательствам;

- общественная адаптация – это взаимодействие внутригрупповой динамики (организации) обучающихся на первых курсах и объединение первокурсников со студенческой средой как единого целого;

- дидактическая адаптация – затрагивает подготовку обучающихся к новейшим способам и методам учебной деятельности в ВУЗе [26, c. 77].





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: