Лицензирование отдельных видов деятельности

Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: государственный контроль (надзор), сертификация, аккредитация, различного рода разрешительные реестры и регистры и лицензирование, которое признается большинством стран мира как самый строгий административный барьер для входа на рынок хозяйствующих субъектов.

Одним из ключевых моментов в формировании современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности, является устранение избыточных административных барьеров на пути ведения бизнеса. Серьезные недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензий в один из таких барьеров. Большинство предпринимателей отмечают, что законодательные требования создают проблемы, отнимают много времени и требуют слишком больших затрат. При этом основные причины возникновения этих проблем, в принципе, одинаковы в большинстве стран мира: слишком большое количество сложных, часто изменяющихся форм и требований и частая необходимость представления этих форм и исполнения требований.

В Законе № 99-ФЗ сохранена основная тенденция, направленная на сокращение сфер лицензирования. Работа в этом направлении Минэкономразвития России ведется с 1998 года, когда лицензированию подлежало более 1000 видов деятельности. К 2010 году данный перечень был сокращен до 272 видов деятельности, к 2011 году до 82, а к 2012 году до 50. Указанный перечень, напрямую зафиксированный в Законе № 99-ФЗ, включает в себя только виды деятельности. В остальных случаях при использовании ограниченных ресурсов и осуществлении отдельных видов операций, если они осуществляются конкретным лицом на ограниченной территории, в ограниченный период времени сохраняется иной специальный порядок предоставления разрешительных документов(лицензий).Кроме того, лицензированию подлежат еще более 90 видов деятельности, лицензируемых в соответствии с 8 законами, на которые действие Закона № 99-ФЗ по-прежнему не распространяется.

Для решения обозначенных проблем, выявленных при проведении Минэкономразвития России в 2006–2008 годах мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства, принят Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), который вступил в силу в ноябре 2011 года.

Принятие нового законодательного акта, взамен действовавшего с 2001 года Федерального закона с аналогичным названием, было обусловлено необходимостью создания концептуально новой структуры закона, унификации порядка лицензирования, а также повышения прозрачности лицензионных процедур и их совершенствования.

Сокращение высоких издержек предпринимателей при лицензировании:

Основные издержки хозяйствующих субъектов при лицензировании складываются за счет:

– платности проведения экспертиз и получения заключений;

– обременительной процедуры продления срока действия лицензии;

– удаленности хозяйствующих субъектов от лицензирующих органов и бумажного документооборота;

– излишних лицензионных требований.

В целях исключения платности проведения экспертиз, получения различного рода заключений в Законе № 99-ФЗ введен принцип недопустимости взимания платы с предпринимателей за осуществление процедур лицензирования. При лицензировании уплачивается только государственная пошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом Российской Федерации. 7

Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: государственный контроль (надзор), сертификация, аккредитация, различного рода разрешительные реестры и регистры и лицензирование, которое признается большинством стран мира как самый строгий административный барьер для входа на рынок хозяйствующих субъектов.

Одним из ключевых моментов в формировании современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности, является устранение избыточных административных барьеров на пути ведения бизнеса. Серьезные недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензий в один из таких барьеров.             

Большинство предпринимателей отмечают, что законодательные требования создают проблемы, отнимают много времени и требуют слишком больших затрат. При этом основные причины возникновения этих проблем, в принципе, одинаковы в большинстве стран мира: слишком большое количество сложных, часто изменяющихся форм и требований и частая необходимость представления этих форм и исполнения требований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями которые место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах -- производстве, обороте и т.д.

Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что система их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: